В прошлом году в гостях у ленинградских яхтсменов побывала яхта «Капер» — новое судно, построенное судостроителями ПНР в 1964 г. по проекту конструктора Тумиловича. По качеству примененных материалов, тщательности изготовления и чистоте отделки эта яхта стоит на уровне лучших образцов современного мирового яхтостроения. Поэтому она представляет большой интерес для советских судостроителей и яхтсменов, особенно тех, кто интересуется дальними плаваниями, а также крейсерскими и маршрутными гонками яхт на большие дистанции.
«Капер» спроектирован как крейсерско-гоночная яхта 10,5-метрового CR-класса, однако форма корпуса и вооружение яхты дают основания предполагать, что конструктор, приведя ее основные размерения в соответствие с правилами этого класса, создал судно, имеющее выгодный балл и по другим обмерным формулам (например, по RORC). Некоторые ограничения, предписываемые правилами CR-класса, учтены только формально. Например, высота переднего треугольника, которая по правилам CR не может быть больше 0,8 общей высоты парусности, на «Капере» сделана до топа мачты; для обмера же по формуле CR яхта имеет второй штаг, образующий «малый» передний треугольник. Этот дополнительный штаг укреплен на штаг-путенсе при помощи легко отдающегося глаголь-гака и на ходу может быть убран (чтобы не мешал работе стакселя на основном штаге). Такое решение можно признать совершенно правильным, поскольку классные гонки яхт 10,5-метрового CR-класса никогда не проводились и вряд ли вообще будут проводиться, тогда как даже при проведении крейсерских гонок польскими яхтсменами для обмера яхт и оценки результатов применяется формула RORC, дающая возможность привлечения к соревнованиям большого количества яхт различных размеров.
Сами польские яхтсмены — члены экипажа яхты — рассматривают свое судно скорее как хороший комфортабельный крейсер.
Устройство яхты имеет ряд особенностей. Корпус выполнен в соответствии с Правилами Английского Ллойда для постройки деревянных яхт. Широко применены клееные (ламинированные) конструкции, обеспечивающие высокую прочность корпуса при снижении веса. Так, форштевень, киль и контртимберс выполнены в виде одной цельноклееной балки переменного сечения, проходящей от носа до транца. Усиленные шпангоуты, флоры и некоторые другие части набора судна также выполнены ламинированными.
Обшивка корпуса, надстройки и палубные деревянные детали изготовлены из красного дерева, отличающегося устойчивостью к деформациям от разбухания и высыхания и имеющего значительно большую долговечность, чем древесина обычных хвойных пород. Применение красного дерева наряду с использованием для изготовления металлических деталей только некоррозирующих в мооской воде сплавов должно значительно увеличить срок службы яхты, повьсить ее прочность и надежность.
Парусное вооружение — бермудский кэч. Комплект парусов пошит из дакрона весом 300 г/м2. Обращает внимание большая площадь спинакера (около 180 м2), поднимаемого на топе мачты. Стоячий такелаж изготовлен из стальных нержавеющих тросов различного сечения, бегучий — из нейлоновых тросов.
Палуба яхты (относительно узкой) достаточно удобна для работы экипажа на ходу; небольшая рубка и люки не загромождают ее. Кокпит невелик и служит только для размещения ходовой вахты — рулевого и одного-двух матросов. В нем установлены штурвал и путевой компас. Рулевой привод механический от штурвала; чтобы положить перо руля «на борт» от положения в ДП, надо сделать 3,5 оборота штурвалом.
По сторонам кокпита на комингсах расположены (по две на борт) четыре шкотовые лебедки с верхним приводом. Ручки от лебедок в нерабочем положении хранятся в специальных гнездах на кормовом комингсе рубки. На палубе между лебедками установлены рычажные натяжки бакштагов. В носовой части палубы установлен ручной якорный шпиль.
По краю палубы сделан невысокий деревянный фальшборт и установлено леерное ограждение из стального троса, покрытого пластмассовой трубкой, на стойках. В оконечностях леера крепятся на носовом и кормовом релингах из металлических труб.
Кроме входного люка на рубке, на палубе имеются; форлюк, люк над камбузом, световой люк и ахтерлюк. Конструкция люков хотя и несколько сложна, но удобна; можно открывать люк в сторону носа или кормы или вообще сдвигать его в сторону, причем в задраенном состоянии обеспечивается хорошая герметичность.
Общее расположение яхты несколько необычно. Ее внутреннее пространство разделено на несколько небольших по размеру отдельных кают. В корме расположена четырехместная каюта, два верхних спальных места которой наполовину убраны в ниши по сторонам кокпита, а два нижних — идут только до кокпита. Для увеличения высоты этой каюты с левого борта впереди кокпита сделана небольшая надстройка, по виду напоминающая люк и не выступающая по ширине за комингс кокпита.
В носу этой каюты под рубкой находится двухместная штурманская каюта. Здесь имеется небольшой прокладочный стол, над которым расположено все навигационное оборудование: указатель глубин эхолота, счетчик лага, радиостанция и радиопеленгатор.
В центральной части яхты с левого борта расположен камбуз с газовой плитой, посудомойкой и шкафчиками для хранения посуды. Здесь же по правому борту установлен холодильник. Запасы продовольствия и воды рассчитаны на 30-дневное плавание без их пополнения.
Помещение между камбузом и грот-мачтой занято салоном. В центре его стоит стол с откидными боковинами. У бортов, несколько повыше, расположены две койки, а ниже их диваны, выдвигающиеся из-под коек. Объем салона может быть увеличен, так как переборка, отделяющая его от камбуза, выполнена в виде широкой двери на петлях и может откидываться в корму, закрывая плиту. По левому борту у мачты расположены санузел и в нос от него — двухместный кубрик.
Всего при использовании диванов в салоне на яхте 12 спальных мест.
Мощность двигателя, расположенного под полом штурманской каюты, 56 л. с., что обеспечивает яхте 6-узловой ход. Запас топлива 400 кг (на 36 часов непрерывного хода).
«Капер» по праву можно считать одной из лучших польских яхт.