Корпус швертбота мало подходит для крейсерских плаваний в крупных водохранилищах и вдоль морского побережья. Прямой форштевень, недостаточная высота борта и отсутствие развала шпангоутов в носу являются причиной плохой всхожести на волну. Швертбот сильно хлопает плоским днищем о волну; остойчивость его недостаточна для плавания в свежий ветер. При большом крене перо руля выходит из воды, что затрудняет управление судном. И, наконец, швер-товый колодец не дает возможности разместить удобную каюту.
Все эти недостатки швертботов были нами учтены при проектировании «Спрея». В подводной части шпангоутам была придана большая килеватость, а в надводной — развал бортов. Была увеличена высота борта, форштевень и транец наклонены, а киль выполнен с большой погибью. Для лучшей обтекаемости корпуса при крене ширину транца уменьшили.
Набор яхты изготовлен из дуба; обшивка толщиной 20 мм — из сосны; палуба толщиной 10 мм также сосновая. Все крепления деталей набора и обшивки выполнены на медных гвоздях, причем большая часть гвоздей была изготовлена вручную из проволоки в самодельной гвоздильне.
К килю на 8-миллиметровых болтах прикреплен бульбкиль весом 175 кг, изготовленный из стального листа толщиной 8 мм и точеной болванки.
В небольшой рубке удалось разместить широкую койку на трех человек.
Первые походы на «Спрее» проводились по Днепровско-Бугскому лиману. Мы остались недовольны яхтой, поскольку сразу же проявились некоторые ошибки, допущенные при ее конструировании из-за недостатка опыта и необходимых пособий.
Главный недостаток яхты заключался в ее плохой обитаемости, в отсутствии коек, шкафов, стола, гальюна, камбуза и другого оборудования, так необходимого в длительных плаваниях. Неудовлетворительными оказались и мореходные качества. Вес фальшкиля был недостаточен, высота борта мала; при свежем ветре яхта резко приводилась к ветру из-за плохой центровки. Выяснилась и необходимость в самоотливном кокпите.
Во многом помог автору первый выпуск сборника «Катера и яхты». Здесь, в статье «Проектирование яхт любительской постройки», были приведены необходимые сведения по конструированию малых яхт, их планировке и оборудованию, подбору веса фальшкиля и другим важным вопросам. Поэтому в 1964 г. решено было перестроить яхту. Высота борта у форштевня была поднята на 300 мм, у транца — на 120 мм. Были увеличены также размеры каюты, установлен самоот-ливной кокпит, увеличен вес фальшкиля. К перу руля был приделан кормовой плавник.
Основные элементы яхты «Спрей» после переделки
Длина наибольшая, м | 6,0 |
Ширина, м | 1,90 |
Надводный борт: в носу, м | 0,80 |
в корме, м | 0,55 |
Осадка, м | 1,14 |
Вес фальшкиля, кг | 320 |
Площадь парусов, м2 | 18 |
Высота в каюте, м | 1,12 |
В каюте расположены четыре постоянные койки. Для удобства отдыха при крене койки ограждаются съемными полу-переборками. Две койки расположены в форпике на приподнятых еланях. В длительном походе одна из этих коек может использоваться для хранения тросов и парусов. Запасы воды в канистрах и провизии храняться в «гробах».
Для приготовления пищи используется газовая плитка «П-2». Три вентилятора, установленных на палубе и крыше рубки, хорошо вентилируют помещение.
Съемный стол используется как обеденный и при работе с картой. Внутри каюта обшита фанерой толщиной 2,5 мм, отделанной под красное дерево и покрытой лаком. Для удобства работы с парусами и якорем установлен форлюк.
Во время переделки были дополнительно усилены все ответственные узлы конструкции яхты и, в частности, установлены более прочные привальные брусья. Изменения затронули и парусное вооружение. Была улучшена центровка парусности, установлены бакштаги, пошиты трисель и штормовой стаксель.
В навигацию 1964 г. яхта была испытана в Днепровско-Бугском лимане и Каховском море. Все улучшения не замедлили сказаться на мореходных качествах и обитаемости яхты. Яхта получилась очень остойчивой; она хорошо всходит на волну и не принимает воду на палубу. При ветре силой 4— 5 баллов яхта может идти прямо по курсу с закрепленным в одном положении румпелем.
В навигацию 1965 года «Спрей» прошел 2250 миль и при всех состояниях погоды и моря показал себя хорошим мореходным крейсером. Автор, плавая на «Спрее» четвертую навигацию, выполнил норму мастера спорта по дальним спортивным плаваниям.
Недавно на «Спрее» был установлен переносный камбуз с газовой плиткой в кардановом подвесе. Плитка смонтирована вместе со шкафом, верх которого служит столом. В шкафу хранятся посуда, ложки и ножи в гнездах, бутылки с маслом и уксусом. Плитка помещена в металлическую ванну, качающуюся на шарнирах в поперечном направлении. Газовый баллон соединен с плиткой гибким шлангом. Емкости баллона хватает на 65 часов непрерывного горения, что полностью обеспечивает команду из трех человек в длительном походе. Кастрюля закрепляется на плитке специальными ограждающими планками. Плитка обычно хранится в одном из «гробов» и при надобности устанавливается в каюте, кокпите или на берегу.
В течение зимы 1965—1966 гг. в мастерских Херсонского яхт-клуба начата постройка еще четырех яхт по образцу «Спрея».