Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Прочие проекты
  • 1966 год
  • Лодки «долбенки»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Двухместная лодка из одноместной секционной лодки «Малютка»
Приспособление для перевозки лодки на легковом автомобиле
Лодки строит комбинат бытовых услуг
Проблема пластмассовой лодки
Постройка моторной лодки с дощатой обшивкой
Испытания дюралевой лодки «МКМ»
Чем красить лодки из легких сплавов?
Моторные лодки в России 60 лет назад
Трейлер для легкой лодки
Будут ли лодки у дальневосточников?
Шпоновая (или скорлупная) обшивка для лодки
Алюминиевые лодки набирают популярность
Весенний ремонт — шпаклевка для деревянной лодки
Постройка моторной лодки типа «Стрекоза»


Лодки «долбенки»

Год: 1966. Номер журнала «Катера и Яхты»: 7
          0


Информация об изображенииДолбенка на воде
Долбенка на воде
 
Невельский край Псковской области изобилует реками, большими и малыми озерами. Население здесь издавна, кроме сельского хозяйства, занимается сплавом леса, рыболовством, охотой. Небезынтересно отметить, что и сейчас в отдельных селах края используют в качестве средства передвижения лодки-«долбенки», предпочитая их дощаникам. Так, жители деревень Бондарево и Молитвино, расположенных на берегу озера Усвятского, пользуются только долбенками, считая, что они при меньшем весе остойчивее дощаников, имеют большую скорость и грузоподъемность, хорошую маневренность и проходимость в условиях сильно зарастающих водоемов.

Вплоть до 40-х годов долбенки изготовлялись жителями д. Бондарево не только для своих нужд, но и для продажи жителям многих окрестных сел. Жители же поселка Усвяты, расположенного на противоположном берегу того же озера, признавая достоинства долбенок, плавают лишь на дощаниках, справедливо отмечая, что дощаники гораздо проще в постройке. Не вступая в этот спор, приведем некоторые любопытные сведения о долбенках и их постройке.

Информация об изображенииГотовая лодка-долбенка
Готовая лодка-долбенка
 
Долбенка при длине 5,20 м имеет вес до 60 кг. Ширина ее между бортами в средней части 1,40 м; высота надводного борта 0,40 м. Осадка при нахождении в ней одного человека всего 4—5 см; грузоподъемность до 30 пудов, т. е. до 480 кг. Гребут на ней однолопастным веслом длиной 3—3,5 м; это же весло применяется в качестве шеста при движении по мелководью. Стоя в лодке, в четверть поворота к направлению перемещения, гребец гребет поочередно с обоих бортов или только с одного борта, используя в этом случае весло и как рулевое. Возможно и применение двух распашных весел. Средняя скорость достигает 8 км/час.

Обычно долбенки изготовляют весной, в период сокодвижения в деревьях. Выбирается ствол осины с доброкачественной древесиной. Из него выпиливают бревно длиной 5,20 м и средним диаметром 0,5 м. Кору не снимают.


На бревне наносится шнуром осевая линия и производится разметка. Корма лодки должна быть несколько шире носа, поэтому в корме перпендикулярно осевой линии откладывается отрезок, равный ¼ l (где l — длина окружности), а в носовой части — ⅕ l в средней части лодки откладывается отрезок ⅛ l (только такое соотношение размеров дает возможность обеспечить у готовой лодки примерно одинаковую высоту надводного борта по всей длине).

Информация об изображенииОбработка заготовки лодки
Обработка заготовки лодки
 
Теперь приступают к черновому выдалбливанию. Древесина в зоне, ограниченной линиями разметки, вырубается сначала топором, а затем прямым и боковым копылами, насаженными на прямые рукоятки длиной 65 см. Боковой копыл отличается от прямого только тем, что у него обух повернут на 90° относительно вертикальной оси копыла. Правая и левая внутренние поверхности бортов обрабатываются одним и тем же боковым копылом, только при этом соответственно пересаживают рукоятку копыла. При такой черновой обработке внутренних поверхностей стараются выбрать как можно больше древесины.

Далее повсюду снимают кору и верхний слой древесины толщиной 0,5 см, заготовку лодки переворачивают дном вверх и делают кормовой и носовой подрезы. Выравнивание наружной поверхности проверяется по шнуру, натягиваемому от середины к оконечностям.

Затем при помощи коловорота и сверла диаметром 14—15 мм нормально к наружной поверхности заготовки по бортам и днищу насверливают отверстия на глубину 5 см. В проделанные таким образом углубления с внешней стороны плотно забивают колышки-сторожки (из сырой крушины или орешника) на глубину от поверхности 2 см. Крушина или орешник выбираются потому, что цвет их древесины отличается от цвета осины.


Перевернув лодку дном вниз, приступают к окончательной (чистовой) обработке внутренних поверхностей, тщательно и осторожно выбирая древесину копылом и теслом. Теперь должно быть понятно, почему отверстия (углубления) снаружи лодки сверлились на 5 см, а длина забитых сторожков была всего 2 см. При выборке древесины из внутренней части лодки сначала обнаруживаются отверстия, что служит первым предостережением мастеру (сигнал о том, что остающаяся толщина обшивки менее 5 см!).

Продолжая осторожно выбирать древесину до.самых торцов сторожков, получают везде одинаковую толщину обшивки, определяемую длиной сторожков — 2 см. Более искусные мастера изготовляют лодки с толщиной бортов 1,5 см. Опасения относительно того, что колышки-сторожки выпадут из бортов при эксплуатации лодки напрасны: при высыхании лодки они плотно обжимаются древесиной и прочно удерживаются на своих местах.

Информация об изображенииПрямой копыл
Прямой копыл
 
Тесло устроено так же, как и прямой копыл, с той лишь разницей, что отверстие для рукоятки в обушковой части тесла проделывается сверху; в него вставляется изогнутая под прямым углом рукоятка из специально подобранного елового корня. Рукоятка в обухе не закрепляется, чтобы можно было, поворачивая рукоятку, использовать тесло для выборки древесины во всех направлениях.

Перед разводкой борта в носовой и кормовой частях стягивают проволокой; это предохраняет от разрыва нос и корму лодки. Подбирают тонкие сухие бревнышки длиной, равной длине лодки, и раскалывают их вдоль на четверти. Из кольев, вбитых в землю и перевязанных лыком, снятым с бревна, устраивают козелки, на которые дном вверх Укладывается лодка. Затем стружку и Щепу, образовавшуюся при обработке л°дки, разгребают, в стружку укладывают приготовленные заранее расколотое бревнышки, сучья ели и бересту. Дрова поджигают и сверху плотно закрывают сырыми стружками так, чтобы пламя в течение всего времени прогрева не вырывалось наружу. Лодку помещают над костром и прогревают до тех пор, пока не прекратится выделение влаги из древесины и она не начнет слегка подсыхать. Затем лодку переворачивают дном вниз, разгребают щепу и держат лодку над огнем до тех пор, пока не прогреется дно лодки.

После этого лодку отодвигают в сторону от костра и начинают равномерно и одновременно при помощи липовых палочек разной длины разводить борта в сторону по всей длине лодки до ширины в средней части лодки 1,40—1,50 м.

Для фиксации положения бортов внутрь лодки вставляют дуги из корней ели, которые своими концами упираются в зарубки, сделанные на внутренней поверхности бортов. По прошествии некоторого времени, когда лодка окончательно высохнет, эти фиксирующие дужки вынимают.

На изготовление лодки-долбенки затрачивается 48 рабочих часов при одновременной работе двух человек.


Понравилась ли вам эта статья?
+9

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Стальная крейсерская яхта «Юг»
Туристский швертбот «Мышка»
Одноместный парусный тузик-швертбот «Оса»
Моторная лодка «Кострома»
Простейший туристический секционный катамаран
Челн с бумажно-тканевой обшивкой
Невская лодка «Лотос»
Гоночный глиссер «Пиранья»
Малая килевая яхта «Парус-2»
Малый каютный швертбот «Аэлита»
Крейсерский швертбот «Миф»
Гоночный катер «Ленинград-1»
«Морские сани» — глиссирующий катер
Катер «Рубин-II» с водометным движителем
Универсальная дюралевая лодка «Прогресс»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Лодки «долбенки»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
«Карманный» катамаран Колибри
Малая крейсерская яхта «Спрей» любительской постройки
Моторная лодка «Альга»
Моторная лодка «Супер-Альга»
Дополнение к информации о катере-амфибии «Гном»
Пояснения к проекту катера «Тисса»
Дополнительная информация о катере «Тайфун»
Легкий и простой по конструкции катер «водный пикап»
Тримаран «Матамона»
Быстроходный катер с одним подводным крылом «Ветер»
Подъемно-откидные крылья для «Казанки»
Двухместная лодка для подвесного мотора «Стрела»
На конвейере моторная лодка «Вятка»
Лодка из кровати-раскладушки
Крейсерская армоцементная яхта-компромисс «Мечта»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 18 + 23 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории