В 11 и 12 выпусках сборника читатели познакомились с проблемами массового производства лодок из стеклопластика и легкого сплава. Теперь мы хотим обратить внимание на шпон — материал, обладающий некоторыми общими с пластиком и металлом конструкционными свойствами.
Шпон — это тонкие (0,3—1,5 мм) листы древесины, обычно березы, получаемые лущением с вращающейся круглой заготовки. Заготовку (чурбан) предварительно распаривают, и лист шпона снимается с нее ножом по спирали. Из нескольких взаимно перпендикулярных слоев шпона склеивают листы обычной фанеры.
Узкими полосами шпона можно покрыть поверхность любой кривизны, а если их склеить на этой поверхности в несколько слоев, то после высыхания клея получится легкая и прочная скорлупа. Иногда шпоновые лодки называют лодками из формованной фанеры.
Шпоновая (или скорлупная) обшивка обладает такими ценными свойствами, как монолитность и эластичность; она нуждается в минимальном подкреплении набором. Благодаря этому шпон является очень удобным, технологичным материалом для крупносерийной постройки дешевых лодок. Помимо низкой, по сравнению с пластиком и легким сплавом, стоимости материала, значительную экономию дает устранение операций по изготовлению и сборке деталей набора. Шпон вдвое легче стеклопластика, поэтому за счет некоторого увеличения толщины обшивки можно получить безнаборную конструкцию без значительного увеличения веса по сравнению с пластмассовой лодкой. Выполнение основной операции — формования обшивки — может быть механизировано, например, при помощи автоклава.
Многим известна легкая трехместная шпоновая лодка «ШПШ-ЗМ» — одна из самых дешевых лодок, поступающих в магазины. Длина лодки 3,98 м; ширина 1,14 м; высота борта 0,47 м; вес со снабжением (полики, весла) — 80 кг. Корпус лодки склеен на водостойком клее ВИАМ-БЗ из четырех слоев березового шпона, расположенных под углом 45° к килю, на котором и закрепляются концы полос с обоих бортов. Общая толщина обшивки 5 мм. Корпус не имеет шпангоутов; жесткость бортам придают привальные брусья и четыре поперечные банки. При изготовлении корпус выдерживают в течение часа в автоклаве при температуре 60° С и давлении 3 кг/см2.
Благодаря тщательно продуманной конструкции и технологии цена лодки составляет всего 99 руб. Это вдвое меньше стоимости аналогичной алюминиевой лодки и втрое — пластмассовой. Лодка достаточно долговечна: она может служить 10, а при тщательном хранении и 15 лет. Однако сегодня эта лодка уже не может удовлетворить массового любителя. Прежде всего, она обладает недостаточной остойчивостью из-за малой ширины и слишком округлых обводов по шпангоутам. Поэтому лодку можно использовать только для гребли. Нельзя устанавливать подвесной мотор или паруса (об этом часто спрашивают наши читатели).
Вряд ли стоит говорить о безопасной прогулке или рыбалке на этой шлюпке на большой реке или озере. Сам завод-изготовитель не рекомендует использовать лодку при ветре более 1,7 м/сек (1 балл!) и удаляться от берега дальше 500 м. Сомнительна способность лодки в случае опрокидывания поддерживать на плаву трех людей, так как ее положительная плавучесть в этом случае не превышает 20 кг.
О другой шпоновой лодке «Вятка» мы рассказали в девятом выпуске. Судя по многочисленным запросам, мотолодка понравилась любителям, однако постройка ее оказалась нерентабельной для завода. Острая скула разделила обшивку на бортовую и днищевую поверхности, которые проще вырезать из готовых листов фанеры, чем набирать из полос шпона. Потребовалось также изготовление и монтаж скуловых стрингеров, которые усложнили конструкцию и съем корпуса с оснастки («болвана»). В результате завод оказался не в состоянии поддерживать первоначально установленную низкую цену мотолодки — 165 руб, (сравните с фанерной лодкой «МК-29» стоимостью 216 руб.). В настоящее время выпуск «Вятки» прекращен.
Приведенными двумя моделями, к сожалению, и исчерпывается ряд шпоновых лодок, который мог бы быть значительно расширен. Так, с появлением подвесных моторов мощностью 20—25 л. с. могут быть созданы достаточно быстроходные мотолодки с круглоскулыми глиссирующими обводами. Рациональная конструкция корпуса такой лодки показана на рисунке. Вес лодки бесшпангоутной конструкции при длине 4—4,5 м составит около 130 кг, т. е. будет примерно равен весу алюминиевой или пластмассовой лодки.
Но, пожалуй, остаются наиболее технологичными для укладки шпона и его механизированной запрессовки лодки с водоизмещающими обводами, наиболее подходящие для длительных туристских путешествий, когда приходится брать большое количество различных запасов и снаряжения. Легкая шпоновая лодка в этих случаях будет экономичнее «Казанки», которая при нагрузке 350—400 кг также идет в водоизмещающем режиме со скоростью 14—15 км/час (с мотором 10 л. с.). На лодке с водоизмещающими обводами эта же скорость может быть достигнута при вдвое меньшей мощности мотора.
Выпуск этих типов шпоновых лодок для продажи населению, по нашему мнению, целесообразно наладить в ближайшие же годы, так как крупносерийное производство пластмассовых лодок еще не имеет достаточной материальной и производственной базы. К тому же никогда, вероятно, не удастся строить пластмассовые и алюминиевые лодки с такой же низкой стоимостью, как шпоновые.