Даже специалисты по древней истории затрудняются назвать время, когда человек впервые начал использовать парус в качестве движителя для своих судов. Называют, например, 15-й век до нашей эры. Так ли это, сказать трудно, но что парус совершенствовался веками, известно, пожалуй, каждому.
Эволюция парусного вооружения началась с четырехугольного прямого паруса, позволяющего двигаться только с попутным ветром, а как выглядят паруса современной яхты показано на фото справа. Яхта под таким косым (бермудским) основным парусом может идти под углом 30° навстречу ветру. Такими парусами и оснащены в наше время почти все яхты.
Правильно пошить парус — дело далеко не легкое. Это своего рода искусство. Во всем мире не много найдется мастеров, которые обладают им в полной мере. Насколько это сложно, можно судить хотя бы потому, что любой из этих мастеров шьет хорошие паруса только для одного-двух классов яхт. Например, все гонщики с мировым именем заказывают паруса для яхт «Звездного» класса только американцу Л. Норту, а для швертботов «Финн» — датчанину П. Эльвстрему. И не случайно оба они были неоднократными чемпионами мира и олимпиад именно в этих классах: нужно хорошо чувствовать судно, игру мачты и такелажа под напором ветра, чтобы сшить хороший парус. У нас добрую славу заслужили таллинские парусные мастера Рейн Кумари, Александр Чучелов и другие.
Разумеется, любители туризма шьют для своих лодок паруса сами. Правда, эти паруса далеки от совершенства, необходимого гонщикам-олимпийцам, но, тем не менее, помогают сберечь силы и экономить время, выручают из беды, когда отказывает мотор или кончается горючее. В таких аварийных случаях чаще всего вспоминают простейший прямой парус, с которого начинали когда-то наши предки. Очевидно потому, что сделать его можно без особого труда и практически из любого полотнища — одеяла, брезентового чехла и пр.
Впервые подняв такой примитивный парус, турист вскоре же убедится в его недостатках. Управлять нм приходится при помощи четырех снастей (шкотами, ввязанными в нижние углы, и брасами, прикрепленными к верхнему рею): это неудобно, а главное, повторим, пользоваться им можно только при попутном ветре: при любой попытке привести судно к ветру (т. е, пойти круче, под углом хотя бы 60—70° навстречу ветру) парус начинает полоскать, лодка останавливается.
Если бы этот турист смог повторить весь многовековой путь наших парусников-предков. он понял бы, что необходим косой парус, который имеет тугую переднюю шкаторину и поэтому может устанавливаться не только при попутном ветре, но и при хоте под углом до 40° навстречу ветру. (Шкаторинами яхтсмены называют кромки паруса; у прямого их четыре — верхняя, нижняя и две боковые, а у косого бермудского три — передняя, задняя и нижняя). Управляется косой парус практически одним концом — шкотом.
Важнейшим признаком косых парусов служит то, что они несимметричны относительно мачты — большая пасть паруса расположена с одной стороны, в корму от мачты.
Познакомимся для начала с косым парусом, который издавна применяют рыбаки Северного Каспия и нижней Волги на лодках-бударках (см. №12). На бударке рей на две трети расположен в корму от мачты, а нижний наветренный (галсовый) угол туго притянут к кольцу (рыму) на носовой банке. Рей поднимается на мачту фалом, а парус управляется только одним шкотом. С таким парусом можно уже лавировать, т. е. продвигаться против ветра, попеременно перебрасывая основную часть паруса то на правую, то на левую сторону мачты. Под таким парусом рыбаки ходили по Азовскому морю еще в те времена, когда оно называлось Мэотийским озером.
Несколько усовершенствованные паруса этого типа можно увидеть на военно-морских шлюпках-ялах. Это разрезной фок. Он состоит как бы из двух парусов — фока и кливера, пришнуроваиных к одному общему рею. Передняя шкаторина основного паруса фока нижним передним углом (галсовым) туго притянута к мачте, а кливера — к рыму на форштевне шлюпки.
Все косые паруса нуждаются уже в специальном, хотя и несложном раскрое, — они имеют форму трапеции или треугольника. А это значит, что их сложнее применять в качестве аварийного подручного средства, чем прямой. Наиболее доступен шпринтовый парус, имеющий полотнише прямоугольной формы и наклонный реек — шпринт, распирающий парус по диагонали. Этот парус (к шпринту он не пришнурован) предпочитают рыбаки в морях с внезапными шквалами и штормами: ведь выбив реек из петли на мачте, можно сразу уменьшить площадь паруса на половину.
А теперь рассмотрим бермудский парус современной спортивной яхты, имеющий по форме и принципу работы больше общего с самолетным крылом, чем с прямым парусом античности.
Легко заметить, как парус, наполнившись ветром, принимает выпуклую форму. В то же время, если он хорошо пошит, поток воздуха плавно обтекает парус без завихрений. Усилия парусных мастеров как раз и направлены на то, чтобы в определенных местах парус имел необходимую выпуклость, или, как говорят, пузо. Важно, чтобы парус при всех нагрузках сохранял эту форму, поэтому шьют его из прочном малорастягивающейся хлопчатобумажной или синтетической ткани, по шкаторинам усиливают полосками ткани (или тросами), а в углах пришивают дублирующие накладки — боуты в несколько слоев.
Две шкаторины основного паруса — бермудского грота растягиваются по мачте и гику, а выпуклая серповидная задняя шкаторина поддерживается тонкими деревянными планками — латами, вставляемыми в карманы па парусе, а также топким шпуром — булинем, протянутым от верхнего фалового угла вниз, к шкотовому. Насколько форма паруса — тонкая и важная вещь, можно судить хотя бы по тому, что одного комплекта парусов для ветра различной силы и направления (относительно курса яхты) недостаточно. Например, капитан океанской гоночной яхты «Киалоа-II» берет в гонку не менее 17 парусов, хотя одновременно на яхте стоят только два три паруса, как и показано на нашей вкладке. Кстати, спинакер, напоминающий парашют, ставят только при попутном ветре. У этого паруса все три шкаторины свободны и при встречном ветре он, как и прямой парус, работать не может, К мачте и гику грот крепится на ползунках, скользящих по рельсу, или входит шкаторинами в ликпаз — внутренний желоб на гике и мачте. Даже на мачте небольшой яхты натянута целая паутина снастей. Обойтись хотя бы без одной из них нельзя. Часть снастей служит непосредственно для управления парусами — это бегучий такелаж. Другие раскрепляют мачту, подобно тому, как это делается на высоких антеннах, и называются стоячим такелажем. Зная назначение каждого троса, яхтсмен никогда их не перепутает, даже если попал на незнакомую яхту.
Важнейшими из снастей бегучего такелажа являются фалы для подъема парусов и шкоты для их установки относительно ветра. Кстати, к названию каждой снасти прибавляется название паруса, к которому она относится (например, стаксель-шкот, грота-фал и т. п.); это также помогает быстро ориентироваться в оснастке яхты.
Стоячий такелаж состоит из вант и штагов. Ванты раскрепляют мачту в поперечном направлении, к бортам, а штаги — в продольном. Рассчитать легкую, прочную мачту и такелаж — задача не менее трудная, чем раскроить парус. А на некоторых гоночных яхтах, таких как яхты «Звездного» класса или «Финны», яхтсмены в зависимости от силы и направления ветра могут настраивать мачту, придавая ей тот или иной изгиб. Ведь от гибкости (эластичности) мачты зависит форма паруса и, следовательно, его тяга. Ну, а на большой морской яхте нужно позаботиться об абсолютной надежности мачты.
Дополнительными тросами стоячего такелажа являются бакштаги, которые идут на палубу яхты к бортам, но крепятся позади мачты, а на мачте крепятся в той же точке, что и штаг. Чтобы бакштаг подветренного борта не мешал передвижению гика, его ослабляют (или травят, говоря «морским» языком), но натягивают (выбирают) при помощи рычажных натяжек или другим способом на наветренном борту. Если бы бакштагов не было, мачта сильно прогнулась бы вперед, штаг провис, и форма паруса исказилась. Ромбо-ванты, идущие в нос и стороны, противодействуют изгибу мачты назад под тягой ахтерштага.
Все снасти стоячего такелажа делают н жесткого, не удлиняющегося под нагрузкой стального троса н туго натягивают винтовыми стяжками — талрепами.
Наконец, упомянем еще одну существенную часть всего, что называют парусным вооружением: простейшие механизмы, облегчающие работу с парусами. К ним относятся блоки и состоящие из них тали, а также ручные лебедки для выбирания шкотов и фалов.
Итак, мы познакомились с основными деталями парусного вооружения современной спортивной яхты. Даже на небольшом рисунке таких деталей около 50, а если показать подробнее, их было бы вдвое-втрое больше.
Бермудское парусное вооружение, при всем его совершенстве — это, очевидно, еще не последний этап развития паруса. Конструкторы яхт прочат уже дальнейшую его эволюцию и считают, что через 15—20 лет парус будет так же похож на нашу картинку, как крыло сверхзвукового самолета на несущую поверхность аэроплана Можайского. Но мы уверены, что еще много столетий наполненная ветром парусина и рвущиеся из рук грубые шкоты будут радовать человека. И кто знает, может быть и для некоторых из наших потомков простыня, поднятая на весле лодки, у которой отказал сверхсовершенный двигатель, будет не меньшим открытием, чем для многих сегодняшних туристов.