В принципе на любой «надувнушке» может быть установлено парусное вооружение. Даже простейший парус позволяет не только расширить область применения лодки, но и сберечь силы при плавании с попутным ветром, а главное — неизменно доставляет большое удовольствие. Вдохновленные примером байдарочников, которые десять лет назад начали проводить свои соревнования под парусами, владельцы «надувнушек» все чаще превращают свои лодки в парусники. Теперь надувные лодки уже составляют отдельную стартовую группу на Осенней регате Московского моря и на ряде других соревнований по технике водного туризма под парусами.
За последние три-четыре года появилось множество самых разных вариантов парусного вооружения для надувных лодок, однако выявилось и то, что, не имея достаточного опыта, сразу найти оптимальное решение чаще всего не удается.
В этом небольшом обзоре рассмотрены пять конструкций вооружения широко распространенных серийных надувных лодок. Они представляют интерес и как наиболее простые и надежные решения, позволяющие рекомендовать их вниманию читателей.
Уместно напомнить о том, что для лодок, не приспособленных специально для несения парусов, безопасную площадь парусности можно подсчитать по формуле S = L·B, где L и В соответственно длина и ширина лодки по ватерлинии. В нашем случае они мало отличаются от габаритных размеров. Таким образом, для «Нырка-2» и «ЛГН-2У» при, длине и ширине 2,5X1,09 и 2,6X1,13 соответственно площадь парусов будет приблизительно одинакова и составит около 2,75 м2. Отсюда видно, что авторы всех рассматриваемых конструкций разумно подошли к определению парусности.
Паруса на «Нырок-1»
Как сообщил редакции читатель Я. Б. Каплун, коллектив любителей плаваний под парусами из московского клуба физкультуры «Ласточка» разработал конструкцию вооружения надувной лодки «Нырок-1». Идея создания такого парусника появилась в походах на парусных тримаранах, оборудованных на базе байдарок «Салют».
Жесткую основу конструкции составляет кильсон — днищевая решетка, изготовленная из алюминиевых труб — полуколец от спортивного обруча, подогнутых по форме днища и подкрепленных продольными трубками и лыжных палок. Это дало возможность не только избежать деформации лодки и более равномерно разнести нагрузку по всей площади «кокпита», но II несколько «облагородить» днище, придав ему форму обводов, имеющую сломы только вдоль лодки.
На этот кильсон установлен степс — кольцо из уголка, согнутого из алюминиевой полоски толщиной 1 мм. В качестве пяртнерса использован отрезок трубы ∅40X1, раскрепленный треногой (из лыжных палок), которая опирается на края сиденья и носовой рым.
Шверцбалка опирается на два отрезка лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым штатным ушкам. Это позволило решать проблему центровки при экспериментах с парусами: не изменяя положения мачты, передвигали шверцы.
Рулевое устройство навешено на мягкий «фланец», идущий но наружному контуру камеры, при помощи скобы-зажима, вырезанного из алюминиевой пластины.
Лодка испытана под тремя различными парусами: рейковым — штатным от байдарки «Нептун», шприн-товым — от швертбота «Оптимист» и трапециевидным (с уишбон-гиком) площадью 3,5 м2, изготовленным из синтетической пленки. Во всех случаях суденышко хорошо управлялось, удовлетворительно лавировало. Для эксперимента устанавливался и несколько измененный парус от виндсерфера площадью 5 м2. Испытания показали, что при средних ветрах лодка способна нести и столь большую парусность, но, судя по всему, для «Нырка-1» лучше всего подходит парус площадью не более 4—4,5 м2. Особого преимущества какого-либо определенного типа парусов выявить не удалось. Видимо, разница в качестве и сопротивлении столь малых парусов на подобной лодке так незначительна, что практически не сказывается на ходовых и лавировочных свойствах.
После ряда незначительных переделок, например, установки на «продольных стрингерах» передвижных уключин, дающих возможность располагаться в удобном для гребли месте, лодка вполне отвечает всем предъявленным к ней туристами требованиям.
Сомнение вызывает лишь способ крепления рулевого устройства. На подобных лодках представляется более практичной конструкция, предложенная В. В. Яновичем при оборудовании парусами «Уфимки».
Паруса на «Нырок-4»
Московский любитель В. Г. Бородинов применил парус площадью 3,0 м2, изготовленный по типу виндсерферовского. В качестве единственной поперечной балки используются лопастные части штатных весел для «Нырка», продетые в штатные уключины и соединенные деревянной муфтой-степсом. Перед сборкой устройства на каждое весло надевается шверц.
Управляется этот парусник так же, как виндсерфер, — за счет изменения центровки, с той лишь разницей, что рулевой не стоит, а сидит, для чего от уишбон-гика проведен гика-шкот. При определенном навыке управлять лодкой совсем нетрудно, тем более, что благодаря конструкции степса мачта имеет возможность наклона в отличие от виндсерфера только вдоль лодки. Одновременно с наклоном мачты вращается шверцбалка, смещая тем самым ЦБС в обратную сторону. Изменяя взаиморасположение ЦП и ЦБС, лодку можно привести к ветру или увалить.
Как видим, конструкция вооружения очень проста, надежна и оригинальна; изготовление его и сборка требуют лишь минимальных затрат. Необходимы, конечно, определенные навыки у рулевого; впрочем, приобретаются они, судя по письму, очень быстро. Зато отсутствует «ахиллесова пята» всех разборных парусных судов — рулевое устройство, которое получается либо весьма слабым по конструкции и уязвимым, либо имеет большие массу и габариты.
Паруса на «Нырок-2»
Коллектив любителей из Николаевского педагогического института имени В. Г. Белинского под руководством заслуженного изобретателя УССР проф. А. И. Герасимова приспособил под парусник надувную лодку «Нырок-2».
Для сборки мачты и всех балок использованы дюралюминиевые трубки, нарезанные из старых раскладушек. Размеры всех трубок стандартизованы — по 500 мм; это обеспечивает взаимозаменяемость деталей и компактность всей системы в упакованном виде. Отдельные отрезки стыкуются при помощи внутренних втулок и пальцев.
Мачта ставится в степс — стакан, имеющийся на одной из двух жестко соединенных поперечных балок. Балки уложены поверх бортовых баллонов лодки посередине ее длины, благодаря чему не мешают размещению обоих членов экипажа. Прикреплены они к уключинам очень просто — привязаны штертнком.
Информация об изображении
Парусное вооружение конструкции А. И. Герасимова, пригодное для применения на любой лодке
Шверцы жестко соединены с концами обеих балок. Это имеет тот минус, что поднимать их можно лишь при одновременном заваливании мачты. Сами шверцы вырезаны из фанеры и покрыты лаком. Чтобы повысить их жесткость в районе крепления раскосов, под концами балок поставлен дюралевый угольник 10X10. Руля нет — лодка управляется кормовым веслом, которым удобно «подгребать» при выполнении поворотов и в других необходимых случаях.
Парусное вооружение конструкции А. И. Герасимова, пригодное для применения на любой лодке
Применено парусное вооружение типа бермудский шлюп с топовым стакселем, имеющим площадь всего около 2,25 мг, при приблизительно одинаковых площадях обоих парусов — грота и стакселя. Стаксель-шкоты проведены через уключины. Штаг заложен за носовой рым, ахтерштаг — за поперечный тросик (шпрюйт), натянутый под днищем лодки и закрепленный, в свою очередь, к штатным рымам страховочного леера; ванты основаны на концах поперечной подмачтовой балки.
В справочнике по катерам, лодкам и моторам (Л., «Судостроение», 1979) на стр. 235 упоминается, что В. И. Тарасенко оборудовал лодку «ЛГН-2У» бермудским шлюпом с площадью парусности около 3,5 мг. Как указано далее в упомянутой книге, при столь малой парусности вряд ли целесообразно дробить ее на грот н стаксель. Из-за мизерных размеров эти паруса малоэффективны, особенно стаксель, который вследствие эластичности корпуса всегда оказывается установленным на провисающем штаге и работает только на полных курсах.
Гораздо выгоднее один шпринтовый парус. Центр площади парусности поднимется ненамного, зато парус будет более эффективным. Можно, конечно, установить продольную балку, за концы которой основать штаг и ахтерштаг, но тогда об «обитаемости» лодки не может быть и речи!
Паруса на «Малютке»
Это не надувная, а трехсекционная металлическая лодка, и попала она в наш обзор только потому, что выпускается уже много лет и хорошо известна тысячам рыболовов и охотников.
Н. Е. Короткий из Днепропетровска сделал миниатюрный парусник-тримаран из одноместной разборной алюминиевой лодки этого типа. Ему пришлось увеличить длину своего судна с 2 до 3,25 м, добавив еще одну секцию между второй и третьей штатными (цилиндрическую вставку). Секция эта сделана сварной из обрезков тонкой стали. Для повышения общей прочности корпуса по всей длине днища проложена дополнительная разборная килевая балка. При транспортировке эта балка укладывается вместе с рангоутом. Роль шверцев выполняют скуловые кили по всей длине дополнительной секции.
По периметру кокпита сделан клеенчатый обвес высотой около 200 мм, хорошо защищающий от брызг даже при волне 0,3—0,35 м.
В сложенном виде парусник транспортируется на несколько переделанном багажнике мотоцикла «Минск».
Для обеспечения остойчивости применены два бортовых поплавка из детских надувных «бревен». Эти «бревна» шарнирно закреплены на концах составной поперечной балки, установленной на фланцевое соединение между первой и второй секциями поверх палубы. Первоначально лодка была вооружена только гротом, а поплавки устанавливались в кормовой трети лодки на кронштейнах. Испытания показали, что площади одного паруса недостаточно, а жесткое крепление бревен неудачно, так как они зарываются в волну, а на полных курсах лодка получает дифферент на нос. Посередине балки установлен степс мачты и выполнено крепление пяты бушприта. Мачта, гик и бушприт изготовлены из дюралевых спортивных копий.
Для лодки типа «Малютка» в увеличенном по длине варианте рекомендуемая площадь парусов не должна превышать 2,6 м2. Н. Е. Короткий, увеличив остойчивость этой узенькой (0,8 м) лодочки установкой вынесенных поплавков, вооружил свое судно рейковым шлюпом с большей в 2,5 раза общей площадью парусности (около 6,3 м2). Однако в данном случае особых опасений это не вызывает, так как при максимальном восстанавливающем моменте около 110 кгс-м опрокидывающий момент большей величины может быть только при скорости ветра примерно 12 м/с (6 баллов), но ведь при таком ветре вряд ли кто-либо отправится в поход на «Малютке»!
Автор ничего не сообщил о лавировочных качествах своего судна, но можно предположить, что бокового сопротивления, создаваемого скуловыми килями по 1250X150 мм, должно хватать для хода под достаточно острым углом к ветру.
Паруса на «ЛНГ-2У»
Житель г. Горький В. К. Шапошников поставил перед собой цель сохранить максимум свободного пространства в лодке, для этого он установил за кормой самодельный подвесной шцринтовый парус (типа паруса Катайнена).
Мачта раскрепляется двумя парами вант, основанных на продольных балках и набиваемых мягкими талрепами; при этом расстояние между их юферсами при вертикальном положении мачты должно быть 250 мм — это обеспечивает возможность наклона мачты в нос или в корму до 30°, т. е. на угол, вполне достаточный для центровки.
В качестве степса применена подвеска из толстой проволоки, изготовленная по рекомендации сборник №80.
Прямоугольный парус 1250X1850 крепится только в трех точках: нижними галсовым и шкотовым углами — к гику и верхним галсовым углом при помощи ракс-бугеля — к мачте. Гика-шкот крепится за нок гика и проходит через блок, расположенный подвижно на шпрюйте.
Лодка была испытана на Волге и сразу же показала удовлетворительные ходовые качества. В процессе эксплуатации выяснилось, что весла удобнее всего держать вставленными в уключины, это позволяет быстро применять их при необходимости.
Задачу обеспечения максимального свободного пространства в лодке В. К. Шапошников решил оригинально. В его конструкции пространство в лодке, действительно, не загромождено; к тому же, корпус получил продольное подкрепление за счет балок, идущих вдоль бортов. Для надувной лодки это очень заманчивый вариант, поскольку отпадает необходимость в установке шверцев, что в немалой степени упрощает конструкцию, а соответственно и снижает массу оборудования. Применение подвесного паруса облегчает и эксплуатацию одноместной лодки: приходится иметь дело только с гика-шкотом и рулевым управлением. Для сравнения стоит представить, каково управляться одному со стаксель- и гика-шкотами, оттяжками шверцев, румпелем и сорлинем одновременно!
Паруса на «Уфимке»
Читатель В. В. Янович из Москвы вооружил свой парусник на базе «Уфимки» бермудским шлюпом с узкими и высокими парусами общей площадью 3,0 м2. Л-образная мачта из четырех отрезков алюминиевых трубок диаметром 20 мм длиной по 1,5 м, соединенных попарно на втулках, опирается на концы шверц-балки — трубки диаметром 38 мм и раскрепляется штагом и ахтерштагом. Для крепления стоячего такелажа в носу и корме па баллон приклеены рымы. Кормовой рым в паре с таким же рымом, приклеенным снизу лодки, служит также для крепления рулевого устройства. Сквозь оба рыма продет отрезок трубы, которая является опорой для петель баллерной коробки.
Думается, что и в данном случае оказался бы эффективнее один парус вместо двух. Представляется более выгодным латинский парус, обрамленный репками по передней и нижней шкаторинам.
Такой парус гарантирует устойчивость формы благодаря тому, что натяжение его шкаторин не зависит от «формоустойчиь стн» корпуса, которая обеспечивает натяжение стоячего такелажа — тросов, служащих «опорой» для стакселя — при обычном вооружении, а в данном случае — и для обоих парусов.
Этот латинский парус дал бы возможность на курсе фордевинд (и близких к нему) сохранять положение центра давления ветра на парус недалеко от ДП лодки, т. е. не выносить парус далеко за борт, что может оказаться опасным при ширине судна около 1,1 м.
Остается добавить, что в управлении одни парус, особенно на такой лодке, где свободного места мало, даст определенные преимущества,
В своем сообщении конструктор-любитель пишет, что паруса он пошил из тика абсолютно плоскими — с расчетом на выхаживание для образования формы. Однако для маленьких парусов гик оказался слишком тяжелой тканью, поэтому паруса в конце концов пришлось перешивать с учетом рекомендации Р. Новодережкина (см. сборник №25).
В. В. Яновичем интересно решена конструкция рулевого устройства; она «расклинивается» при наполнении баллона воздухом, что предотвращает раскачивание опор петель баллера.