Основные данные водоизмещающеи мотолодки «Вншера»
Длина наибольшая, м | 5,64 |
Ширина наибольшая, м | 1,80 |
Ширина габаритная, м | 1,86 |
Высота борта, м: | |
на миделе | 0,82 |
в и осу | 0,95 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 295 |
Грузоподъемность, кг | 600 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Максимальная мощность подвесного мотора, кВт/л. с. | 8,8/12 |
Скорость с ПМ «Ветерок-8», км/ч | 9.5 |
Вопрос об освоении серийного выпуска малых водоизмещающих моторных судов отнюдь не нов. Еще совсем недавно на многих водоемах страны, особенно в низовьях крупных рек, можно было встретить тысячи деревянных катеров с давно снятыми с производства стационарными двигателями «Л-3» или «Л-6». Однако время берёт свое — не только окончательно состарились, но и физически исчезли двигатели серии «Л»; пришли в негодность никому не нужные корпуса, хотя самый тип мореходного «неторопливого» судна нисколько не утратил привлекательности в глазах многих тысяч обитателей берегов. Больше того, по общему убеждению актуальность проблемы выпуска таких судов для продажи населению сомнений не вызывает.
Создатели прогулочных судов с этой проблемой знакомы, но радикально решать ее не имеют возможности: стационарные лодочные двигатели на 6—8 л. с., а именно такая мощность необходима для лодки, рассчитанной на водоизмещающий режим движения, у нас не выпускаются, хотя об этом немало говорилось и писалось — в том числе и на страницах центральной печати (см., например, статью «Баркас без мотора» в газ. «Правда» от 4.III 1977 г.).
Принимая во внимание, что на создание и освоение двигателя потребуется значительное время, а многие из тех, кому необходимо тихоходное и экономичное судно, практически уже на сегодня «остались на берегу», конструкторы ЦКБ «Нептун» постарались хоть в какой-то мере помочь решению назревшей проблемы созданием компромиссного варианта — судна, предназначенного для установки серийного подвесного мотора «Ветерок-8» мощностью 8 л. с.
Не случайно приходится делать так много оговорок. Мы отлично понимаем, что гораздо более совершенным вариантом была бы лодка со сравнительно легким судовым дизелем или четырехтактным бензиновым двигателем, скомпонованным с «днищевой» колонкой, аналогичной выпускаемой фирмой «Вольво-Пента». «Ветерок-8», как и большинство двухтактных двигателей, отличается значительным расходом бензина (450 г/л. с. ч); к тому же, этот подвесной мотор не имеет заднего хода — реверса, что существенно затрудняет эксплуатацию подобных судов сравнительно большого водоизмещения. Однако пока другого выхода, к сожалению, нет.
Трудно назвать любителями-водномоторниками тех жителей прибрежных деревень и поселков, для которых лодка зачастую представляет практически единственное средство передвижения. На сегодня они вынуждены использовать в хозяйственно-транспортных целях выпускаемые нашей промышленностью глиссирующие мотолодки, что, как правило, оказывается экономически нецелесообразным. Полезная грузоподъемность подобных скоростных лодок жестко ограничена величиной 300—350 кг, а то и ниже. Для выхода их на глиссирование с полной нагрузкой приходится применять подвесные моторы максимальной из имеющихся у нас в продаже мощности 25—30 л. с., т. е. моторы дорогие, обладающие значительным часовым расходом топлива.
Расчеты, о которых уже упоминалось в №94, показывают, что с учетом затрат на приобретение самой лодки и моторов, необходимых для движения с полной паспортной нагрузкой на расчетной скорости, более выгодна водоизмещающая лодка с высокой полезной грузоподъемностью 600—700 кг, рассчитанная на движение с малой скоростью под 8-сильным «Ветерком». Во всяком случае перевозка равного груза на одинаковое расстояние на водоизмещающей лодке «Вишера» обойдется на 40% дешевле, чем на глиссирующем «Крыме».
Вариант вместительной тихоходной «плавучей дачи» оказывается наиболее подходящим и для тех, кто собирается проводить на лодке отпуск со всей семьей, а также для тех туристов, которым не приходится «пожирать пространство», совершая чисто спортивные дальние плавания. Рассчитывая на эту категорию потенциальных покупателей будущей лодки, мы и старались сделать «Вишеру» как можно лучше приспособленной для дальних походов со всем снаряжением.
Можно ли поставить на нее не «Ветерок», а более мощный мотор, скажем — «Вихрь-30»? Можно, но при росте часового расхода топлива в три раза скорость увеличится немногим больше чем на 50%. Стоит еще учесть разницу и в стоимости и в весе самих моторов.
Самая на сегодня вместительная — по запасам топлива — мотолодка «Крым-3» имеет штатные места для размещения 7 канистр. Мы обычно берем на нее вдвое больше — 13—14 канистр, но даже при этом переходы от заправки до заправки практически не превышают 320 км. «Вишера» имеет штатные места для 10 канистр. Этого запаса топлива хватает на 400-километровый переход. Благодаря очень большой фактической грузоподъемности лодки (на спокойной воде до 900—1000 кг), еще 6 канистр удается разместить под сланями и 3 — под кормовым сиденьем. Такой запас позволяет проходить по 750 км, экономя время на заправках и частично компенсируя этим малую скорость мотолодки — 9,5 км/ч. «Вишера», совершенно не чувствительная к перегрузке, и с 1000 кг на борту идет нисколько не медленнее, чем «налегке».
Благодаря малой шумности мотора — рецесс с «Ветерком» закрыт сверху крышкой-капотом — даже длительные переходы неутомительны. О низком уровне шума, а следовательно, о высокой комфортабельности плавания говорит тот факт, что на «Вишере» во время движения мы спокойно слушали транзисторный приемник (на глиссирующих мотолодках с мощными моторами это практически невозможно!). При закрытой двери в каюте можно разговаривать, не напрягая голоса.
В прошедшую навигацию 1981 г. мотолодка с экипажем два человека за 20 дней их отпуска прошла путь от Дубны до Перми. Такие испытательные переходы мы считаем лучшей проверкой всех создаваемых нашим ЦКБ проектов прогулочных судов. Сжатые сроки путешествий, разнообразие погодных условий и различных по характеру водоемов, встречающихся на маршруте, позволяют всесторонне испытать и объективно оценить новую лодку.
Боткинское водохранилище и Камское устье испытатели «Вишеры» проходили при высоте волны 1,2—1,3 м. Почти метровой волной встретило мотолодку и Рыбинское море. Однако даже в таких тяжелых условиях не произошло ни одной поломки, что доказывает высокую надежность конструкции. При высоте волн до метра палуба «Вишеры» не заливается и не забрызгивается. Результаты испытаний мореходных качеств дают полное право считать указанную в паспорте лодки максимальную высоту волны, при которой разрешен выход (0,75 м), полностью безопасной.
На весь 2100-километровый путь было затрачено 800 л бензина, т. е. средний расход топлива на 100 км составил З8 л. На отдельных участках маршрута при стечении благоприятных обстоятельств одной канистры горючего хватало на 6 ч непрерывной работы «Ветерка».
Основные идеи, заложенные при разработке проекта, реализованы достаточно полно: это экономичность эксплуатации и комфортабельность плавания во время дальних переходов. Мотолодка хорошо подходит для отдыха на воде — путешествий во время отпуска. Оптимальный, на наш взгляд, состав экипажа — это семья, состоящая из двух взрослых и ребенка. Естественно, этим не ограничивается возможность ее использования, но именно в таком варианте наиболее полно раскрываются ее преимущества.
Несколько слов о планировке «Вишеры». Корпус разделен переборками на четыре отсека: форпик, каюту, кокпит и ахтерпик. В форпике оборудован объемистый носовой багажник, куда при желании можно убрать даже запасной мотор. Крышка носового люка герметизирована; багажник запирается изнутри каюты. Дверь каюты, люк моторной ниши и топливный отсеки также запираются, что представляет несомненное удобство для владельцев лодок при базировании на неохраняемых стоянках.
Пост водителя расположен по правому борту в каюте и хорошо защищен от непогоды и солнца. Вход в каюту возможен как через Откидывающуюся наверх — на крышу рубки — среднюю створку лобового стекла, так и через дверь из кокпита. Благодаря такому сквозному проходу загрузка и выгрузка лодки не вызывают затруднений. Бортовые рундуки, на которых установлены два сдвоенных мягких сиденья «спина к спине», используются для хранения спальных принадлежностей и одежды. Откинув спинки, сиденья можно быстро превратить в два спальных места.
Если съемные подушки кормового дивана (в кокпите) уложить на настил между рундуками, получится третье спальное место. Предусмотрены съемный столик, за которым весь экипаж удобно размещается на обед; места (в том числе полки) для хранения мелких вещей, посуды, продуктов и другого походного снаряжения. Подволок зашит изолирующим слоем слоистого пластика против отпотевания; по бортовым панелям конденсат свободно стекает, не попадая на спальные места.
В кокпите расположен кормовой диван от борта до борта. Весь кокпит, включая моторную нишу, закрывается съемным тентом.
Для безопасности экипажа и пассажиров на носовой палубе установлена стойка-релинг, а в корме по бортам — поручни.
Корпус изготовлен из некорродирующего в морской воде алюминиево-магниевого сплава: листы соединяются аргоно-дуговой сваркой; по набору применена контактная сварка. От возможных повреждений при навалах корпус защищен привальным брусом из прочного металлического профиля. Рубка для удобства транспортировки лодки выполнена съемной. Ее монтаж на корпусе будет осуществляться силами владельца.
Внутри лодки закреплены блоки из пенопласта, обеспечивающие аварийную плавучесть в случае повреждения корпуса. В затопленном состоянии «Вишера» поддерживает на плаву находящихся в воде пассажиров. Остойчивость мотолодки достаточна для безопасного плавания при всех обстоятельствах, возможных при нормальной эксплуатации.
«Вишеру» предполагается снабжать двумя веслами-гребками, на конце одного из которых смонтирован отпорный крюк. Так как мотор «Ветерок-8» не дает достаточной мощности электропитания, предусмотрено подсоединение навигационных огней к аккумулятору. На лобовом стекле перед водителем установлен ручной стеклоочиститель. Мотолодка оборудована дистанционным рулевым управлением и управлением газом и реверсом.
Освоение производства первой нашей серийной водоизмещающей каютной лодки поручено Пермскому судостроительному заводу «Кама», выпускающему уже хорошо известную мотолодку «Крым-3». Этим обусловлено примененное конструкторами необычное решение: за основу принят остроскулый корпус «Крыма-3», а для увеличения его длины с 4,65 до 5,64 м к нему присоединена кормовая секция с несколько приподнятой килевой линией и некоторым уменьшением ширины. Это позволяет запустить в производство, по существу, новую лодку как модификацию «Крыма-3» — с гораздо меньшими затратами на оснастку и параллельно с основным глиссирующим вариантом.
В текущем году будет выпущена первая партия — 50 лодок нового типа. Ориентировочная цена — 2200 руб.