«Запорожским горисполкомом принято решение, которым в целях улучшения воспроизводства рыбных запасов в Каховском и Днепровском водохранилищах и уменьшения шума лодочных моторов в районе городской черты запрещается выход всех плавсредств от лодочных причалов с 1 апреля по 31 мая, а с 1 июня до конца сезона ограничивается выход временем с 7 до 9 утра и заезд к причалам с 18 до 20 часов. После опубликования указанного решения (см. «Индустриальное Запорожье» от 13.03) реализация лодок и лодочных моторов сократилась у нас на 90%. По указанной причине реклама лодок и лодочных моторов в нашем городе теперь бесполезна».
Как говорится, комментарии излишни, но все же хочется сказать несколько слов о наболевших проблемах.
Любые, даже самые разумные ограничения на использование мотолодок, не говоря уже о запретах, ведут к ухудшению условий отдыха той части граждан, которые привыкли проводить свой досуг на воде. Естественно, подобные ограничения сказываются и на рыночной конъюнктуре, а в итоге — на загрузке нашей промышленности. Обо всем этом говорилось и писалось много. И если та же проблема затрагивается снова — на примере Запорожья, то лишь для того, чтобы подчеркнуть: вопрос это сложный, требующий внимательного и беспристрастного изучения. В зонах больших и все растущих городов все труднее установить такой порядок, когда были бы соблюдены как требования защиты окружающей среды, так и интересы водномоторников, защищающих свое право на отдых.
Совершенно неправильно противопоставление моторным судам лодок «чистых» — гребных и парусных. В черте городов и на путях внутреннего судоходства плавание под парусом, как правило, приходится запрещать; лишь на немногих водоемах развитие личного парусного флота, действительно, имеет большие перспективы. Гребные лодки также далеко не всегда представляют полноценную замену моторным. Наши города растут и, скажем, добраться на гребном судне за выходные дни до мест рыбалки и отдыха и успеть вернуться просто не удастся.
Понятно, что жителям домов, окна которых выходят на набережные, не доставляет удовольствия производимый моторками шум, но ведь шум от потока легковых автомобилей, грузовиков и трамваев гораздо больше, однако никому не приходит в голову запретить использование личных автомашин и мотоциклов и повсеместно заменять их велосипедом!
Каким же видится выход! Да, в большинстве случаев следует лодочные стоянки планомерно выводить за городскую черту, но отводить участки для постройки благоустроенных стоянок, в том числе и кооперативных, необходимо более разумно — во всяком случае в местах, куда можно без особых хлопот добраться каким-либо видом общественного транспорта.
Важно и другое. Пора моторостроителям серьезно браться за снижение шумности двигателей. Правда и то, что на сегодня их к этому ничто не обязывает: даже ГОСТа, которым можно было бы хоть в какой-то мере влиять на улучшение параметров подвесных моторов, до сих пор нет.
Практически никто серьезно не занимается изучением влияния лодок и лодочных моторов на среду; по-прежнему нет научно обоснованных требований к ним по «чистоте», как нет и каких-либо установленных норм насыщенности водоемов прогулочными моторными судами. Как официально сообщило Министерство мелиорации и водного хозяйства, «проведение исследовательских работ по воздействию лодочных моторов ка окружающую среду в текущей пятилетке не предусмотрено», Это лишь подтверждает, что и сам Минводхоз не считает опасность маломерного флота столь значительной, а проблему — актуальной...
Таких зон, где сбыт мотолодок и моторов не сдерживался бы какими-либо ограничениями, практически очень мало. В основном это север. Запретов здесь почти нигде нет, но и жителей немного, т. е. потребность в лодках и моторах не так уж и велика, а главное, слишком сложно доставлять сюда прогулочные суда. Существующая система, когда транспортные расходы целиком ложатся на производство, приводит к тому, что предприятия реализуют свою продукцию «Северторгу» только а случае крайней необходимости.
Такова самая краткая характеристика тех проблем сбыта прогулочных судов, которые следует иметь а виду, говоря о результатах оптовой ярмарки.
Обилие моделей, которые демонстрировались а Сокольниках предприятиями, еще раз говорит о том, что промышленность серьезно обеспокоена состоянием реализации и готова показать весь имеющийся товар лицом. Лишь очень немногие заводы были настолько уверены, что реализация их продукции пройдет успешно, что даже не привезли своих образцов; это, в первую очередь, относится к изготовителям мотолодки «Москва-2», яхты «Ассоль» и лодок «Ерш», «Утенок-3», «Романтика», «Мечта».
Следуя уже сложившейся традиции, промышленность для выявления отношения работников торговли к будущей своей продукции представила ка ярмарку целый ряд новинок. К сожалению, существующая система взаимоотношений производство — торговля не предусматривает заключения каких-либо взаимных обязательств. Другими словами, торговля никаких гарантий не дает, поэтому, осваивая новинку, работники промышленных предприятий вынуждены по-прежнему идти на риск, полагаясь только на свою собственную оценку возможностей сбыта и перспективности выпуска этой модели.
Итак, о новинках.
Пермский судостроительный завод «Кама» представил образец первой у нас модели водоизмещающей мотолодки «Вишера». Результаты многочисленных опросов (в том числе и анкетирования, проведенного по инициативе ЦКБ «Нептун» сборником «Катера и яхты») показывают, что наиболее нужным потребителю и потому наиболее перспективным для освоения промышленностью является именно такое судно. Объяснений этому много. Склонность к проведению отпуска всей семьей и в дальних плаваниях, а в связи с этим — необходимость в повышении грузоподъемности и комфортабельности судна, а главное — рост требований к экономичности делают режим глиссирования не оптимальным. Наши расчеты показывают, что при эксплуатации таких крупных мотолодок, как «Москва-2», «Крым-3» и «Прогресс», для выхода которых на глиссирование при полном водоизмещении необходимы два подвесных мотора, экономия, достигаемая при переходе с глиссирующего на водоизмещающий режим, составляет около 10 руб. на каждые 100 км пути. При дальних переходах это может составить приличную сумму. К тому же, благодаря снижению потребного количества топлива несколько упрощается и проблема заправки.
Что же представляет собой новая мотолодка «Вишера»!
Она разработана на базе «Крыма-3» с таким расчетом, чтобы все его достоинства с точки зрения комфортабельности были не только сохранены, но и приумножены. Мотолодка имеет вместительные багажники в носовой части, под рундуками, и в корме, где можно хранить десять канистр бензина. Такого количества топлива достаточно, чтобы под мотором «Ветерок-8» пройти без заправки около 550 км. При желании определенное количество бензина а канистрах можно разместить и под сланями.
Сравним экономическую эффективность «Вишеры» и «Прогресса-4Л», который среди наших глиссирующих судов занимает довольно высокое место по экономическим показателям. С учетом затрат на приобретение самой лодки и моторов доставка одинакового груза на одинаковое расстояние на «Вишере» обходится на 40—45% дешевле, чем на «Прогрессе»!
Мотолодка оборудована рубкой с выходом как на носовую палубу, так и а кокпит через двери. Сиденья легко преобразуются в три спальных места. Мотор для уменьшения шумности располагается в специальной нише и закрывается кожухом.
Еще одна интересная новинка ярмарки — каноэ «Таймыр» (см. сборник №93). Это — неразборная чисто гребная лодка из стеклопластика, «которую можно перевозить на багажнике любого легкового автомобиля. Лодка вмещает троих человек. На ней можно совершать туристские походы, рыбачить и охотиться. Благодаря заостренным носовой и кормовой оконечностям она легка на ходу, хорошо преодолевает заросшие водоемы. Длина лодки 4,5 м при ширине 1,0 м; высота борта на миделе 0,33 м. Масса корпуса — 140 кг позволяет переносить «Таймыр» через возможные препятствия. Грузоподъемность лодки 250 кг.
Когда-то узкие и остроносые гребные лодки были исключительно широко распространены на многих реках страны. Нередко делались они долблеными из цельных стволов. Постановкой «Таймыра» на конвейер может быть начато второе рождение подобных лодок.
Отрадно, что на ярмарочной экспозиции можно было видеть образцы и таких новых лодок, как «Прогресс-4М» и «Прогресс-авто» (см. также №93).
Мотолодка «Прогресс-4М» — это модернизация очень популярного в стране «Прогресса-4». А небольшой (3,2X1,3м), снабженный транцевыми плитами и рассчитанный на глиссирование под 12-сильным мотором «Прогресс-авто» предназначен для любительского рыболовства на внутренних водоемах страны и может легко перевозиться на багажнике легкового автомобиля.
Впервые работники торговли имели возможность ознакомиться с разборным парусником: был показан образец парусного надувного катамарана «Альбатрос», о котором уже не раз говорилось на страницах сборника.
Судьба всех этих новинок, тем более — лодок совершенно новых для нас типов, целиком зависит от того, насколько они сумели заинтересовать представителей оптовых баз, насколько смело их возьмут хотя бы «на пробуя.
Так каковы же результаты ярмарки!
Если учитывать только результаты сделок, заключенных между оптовиками, без договоров на продажу по безналичному расчету организациям, получается, что на ярмарке было продано, т. е. заказано на 1982 г. 92 375 прогулочных судов. По сравнению с итогом предыдущей ярмарки мы имеем рост на 6,7%, а ведь результаты реализации 1980 г. расценивались как положительные!
Любопытно проследить изменение заказов торговли, по сравнению с итогами ярмарки 1980 г., конкретно хотя бы по некоторым моделям.
В отдельных случаях заказ даже намного ниже, чем раньше, и виноваты в этом сами изготовители. Так, заключенные в 1980 г. договоры на поставку хорошо известной потребителю складной охотничьей лодки предприятиями выполнены не были; неудивительно, что на 1982 г. работники заказывали эту лодку крайне осторожно, хотя это уменьшение цифры заказа никак не означает снижения интереса к лодке со стороны потенциальных покупателей!
А вот примеры другого рода. Для некоторых предприятий были сняты ограничения по поставке лодок в северные и отдаленные районы страны: это, естественно, сразу же сказалось на цифрах заказа.
Существенно (на 80%) увеличился спрос на секционную дюралевую малую мотолодку «Романтика».
Отрадно и заметное возрастание (на 32%) спроса на «большую» моторную лодку «Казанка-5», обусловленное неуклонным ростом популярности этой модели. И это опять-таки не случайность: Казанское авиационное
объединение им. Горбунова постоянно работает над совершенствованием мотолодки, изучает отзывы покупателей — судоводителей-любителей.
Симптоматично некоторое (на 14%) снижение спроса на «Южанку», которую сначала встретили очень хорошо. Если учесть по-прежнему очень сдержанное отношение торговли к мотолодке «Воронеж», которая стоит столько же, сколько «Южанка», то можно предположить, что требование обязательной дешевизны и, как следствие, минимальной комфортабельности отходит на задний план. Покупатель хочет иметь дистанционное управление, тент, мягкие сиденья и т. д. Очевидно, проектантам и изготовителям «Южанки-2» и «Воронежа» следует поглубже проанализировать результаты сбыта и задуматься над совершенствованием этих моделей и, в частности, повышением их комфортабельности.
В то же время есть и «обратные» тенденции; так, дальнейшее повышение комфортабельности (и соответственно цены) «Крыма-М» не прошло бесследно и заказ на эту модель несколько снизился. Впрочем, делать выводы по результатам одной ярмарки еще рано.
Завоевывает популярность мотолодка «Крым-3» (рост 'реализации на 107%). Приятно то, что ее сумел оценить покупатель. И снова можно сказать определенно: работа по повышению надежности и качества мотолодки дает плоды!
Все так же непонятна ситуация, сложившаяся вокруг «Нептуна-3». Недостаточная реализация (80% предложенного количества) и постоянные жалобы покупателей, желающих приобрести именно эту мотолодку, на отсутствие «Нептуна» в магазинах невольно наводят на мысль об искусственно создаваемом дефиците. Ведь а конечном результате неизменный годовой объем производства этой комфортабельной стеклопластиковой модели оказывается реализованным, желающих купить «Нептун-3» практически даже значительно больше, чем может изготовить Сосновский судостроительный завод.
После того как производство каютной мотолодки «Москва-2» прекратили сразу два предприятия из трех, стало ясно, что ежегодно поступающее в продажу количество таких лодок явно не удовлетворяет рынок. Очевидно, при поспешном снятии с производства «Москвы-2» ссылка на отсутствие спроса была неправильна.
Информация об изображении
«Вишера» — первая водоизмещающая мотолодка, рассчитанная на серийный выпуск
Трудно говорить еще о спросе на такие лодки, как «Ингул» и «Пеликан», выполненные разработчиком с учетом сложившихся местных вкусов. Однако партии по 100 шт., предложенные к реализации, были закуплены сразу же.
«Вишера» — первая водоизмещающая мотолодка, рассчитанная на серийный выпуск
Нельзя судить и о возможных объемах реализации секционных виндсерферов «Мустанг». Те 850 шт., которые предложило предприятие, далеко не покрывают спроса. Пока рынок поглощает виндсерферы с завидной жадностью.
Хотя спрос на шпоновую лодку «Кефаль» снизился на 5%, реализация полных объемов ее производства не вызывает никаких опасений.
Вообще о гребных лодках имеет смысл поговорить отдельно. Как уже не раз отмечалось, из-за упомянутых ограничений на эксплуатацию моторок спрос на гребные лодки резко повысился. В то же время у покупателей (а возможно — лишь у представителей торгующих организаций) сложились определенно консервативные понятия о том, какой должна быть современная гребная лодка. Именно поэтому пока с трудом находят себе дорогу на рынок лодки «Таврия» и «Таймень», тип которых очень популярен за рубежом. Действительно, эти плоскодонки имеют много преимуществ при использовании их в хозяйственных цепях. Их очень легко нагружать — они не «кувыркаются», остойчивы, неприхотливы при хранении. Надо согласиться, образования носовой оконечности не очень для нас привычны, но здесь слово за рекламой!
Другое дело лодка «Язь»: традиционные формы, хорошее качество изготовления, возможность транспортировки на багажнике автомобиля! Предложенный предприятием объем сразу же был реализован. Очень хорошо прошли на нынешней ярмарке лодки типа «Малютка» (рост заказа на 75%). Очевидно, к ним уже привыкли.
Какие же можно сделать выводы по результатам прошедшей ярмарки в цепом?
Во-первых, целенаправленные усилия предприятий по расширению ассортимента, повышению потребительских качеств и надежности моделей неизменно приводят к успеху.
Положительные результаты дают контакты ЦКБ «Нептун» с розничной торговой сетью; благодаря налаженному обмену информацией выигрывают и торговля, и промышленность, и — главное — покупатели.
В то же время результаты не дают повода для обольщений. Задачи, стоящие перед предприятиями в области производства товаров народного потребления, требуют всемерного повышения уровня дальнейшей работы по совершенствованию ассортимента — созданию новинок, улучшению качества и экономичности серийных моделей.
От торгующих организаций мы ждем поддержки нашей деятельности. Конечно, всех нас радует появление специализированных магазинов, но хочется, чтобы их стало больше. А главное, чтобы все то, что делает наша промышленность, находило свой путь к потребителю, чтобы не было излишков на складах и недостатка в тех же самых товарах в магазинах. Очевидно, есть еще резервы в системе проката, развитии водных аттракционов и др.
Много говорится сейчас об эффективности — экономичности эксплуатации судов. Выше уже затрагивался вопрос об экономичности водоизмещающей лодки «Вишера». Но ведь не секрет, что экономический эффект повысился бы еще примерно на 25%, если бы ставился на «Вишеру» не подвесной мотор «Ветерок-8», а стационарный двигатель мощностью 6—8 л. с. Мы сознаем, что для нас дизель такой мощности — «голубая мечта», но и бензиновый лодочный двигатель решил бы много проблем. Министерство автомобильной промышленности, ответственное за этот вид товаров народного потребления, до сих пор не предпринимает никаких шагов. Факт остается фактом — стационарного двигателя малой мощности нет, водном вторникам приходится сжигать в своих моторах не только лишние деньги, но и лишний бензин, необходимый для решения многих народнохозяйственных задач.
В заключение несколько слов о парусах. Представители промышленности уже создали несколько типов гребных судов с парусным вооружением, например, «Бакай-2» и «Пеликан». Если опытную партию в 100 шт. «Пеликанов» торговля полностью приняла к реализации, то «Бакая-2» закуплено пока только 176 шт. из предложенных заводом 300.
Вполне понятно, что паруса отнюдь не заменяют подвесной мотор, что из-за высокой стоимости хорошей парусной ткани цена парусного вооружения оказывается довольно большой, но ведь и речь идет еще о незначительных количествах парусников. Во всяком случае, спрос на парусные лодки ожидался значительно больший. Не находит достаточного сбыта и подвесной парус. С нашей точки зрения, это простейшее вооружение, кстати сказать — выполненное на высоком качественном уровне, может удовлетворить многих сторонников парусного флота. Наверное, еще не сказала своего слова и реклама. Тюменскому моторному заводу им. 50-летия СССР, изготавливающему подвесной парус, следует, например, подумать о создании рекламного кинофильма и его широком прокате.
Вместе с тем можно, очевидно, сделать вывод, что та бурная волна непомерных восхвалений парусов, поднятая в прессе не столько сторонниками паруса, сколько противниками моторной лодки, пока не отражает общего мнения массы потенциальных покупателей. Понятно, мы не говорим сейчас о яхтсменах и настоящих яхтах. Понятно и то, что «солидный яхтсмен» тяготеет к комфортабельным польским яхтам, приобретаемым за счет профсоюзов. Но ведь мест на этих яхтах хватает не всём желающим. Да и далеко не повсюду работают мощные яхт-клубы, имеющие возможность покупать дорогостоящие яхты.
Другими словами, и парус, и малое парусное судно на сегодня нуждаются в рекламе! И — стоит добавить — в каком-то руководстве. Как минимум — в выпуске соответствующей литературы, в создании сети учебных курсов по подготовке рулевых и капитанов, умеющих управлять парусным судном.
Вот те мысли, которые навеяла прошедшая оптовая ярмарка. Впереди еще один год работы. Итоги подведет розничная торговля. А работникам промышленности следует уже сейчас думать о том, как изменение конъюнктурной обстановки на внутреннем рынке отразится на сбыте в дальнейшем, какой отпечаток эти изменения наложат на ассортимент прогулочных судов не только текущей XI, но и XII пятилетки!