Традиционная межреспубликанская оптовая ярмарка, на которой представители торговой сети заключали договоры на поставку промышленностью в будущем 1979 году лодок и моторов, состоялась, как всегда, в середине мая на территории ВДНХ.
Экспозиция прогулочных судов была довольно представительной, причем показательно, что в числе выставленных (21 модель) заметную долю составили новинки, уже осваиваемые заводами в серийном производстве.
Сводная таблица, в которой показано, сколько и каких лодок (по типам) было предложено промышленностью и сколько из них согласилась взять для реализации торговая сеть, дает четкое представление о сложившемся тревожном положении: итоги прошедшей ярмарки настораживают. Разберемся в них поподробнее.
Благополучно прошло заключение договоров на лодки гребные и гребно-моторные, независимо от материала, из которого они изготовлены. Устойчивым спросом пользуются и шпоновая 3—4-местная «Кефаль» — улучшенный вариант «Форели» (3,75X1,25 м; разрешена установка мотора до 8 л. с.; цена — 195 руб.), и много лет выпускающийся без изменений 3-местный фанерный «Утенок-2» (3,0X1,22 м; мотор до 3 л. с.; цена — 130 руб.), и 4-местная стеклопластиковая «Пелла» (4,1X1,4 м; мотор до 5 л. с.; цена — 240 руб.).
С большим интересом работники торговли встретили новую универсальную 2-местную лодку «Ерш» из легкого сплава. По габаритам и весу (2,6X1,2 м; 46 кг) она пригодна для перевозки на крыше легкового автомобиля и в то же время будет удобна для охотников и рыболовов-любителей: «Ерш» легко идет на веслах, на него можно ставить мотор до 5 л. с. Популярности этой модели будет способствовать и ее умеренная цена.
Пользовались вниманием также разборные — секционные алюминиевые лодки: двухместный «Автобот» (3,3X1,3 м; мотор до 12 л. с.), укладывающийся в пакет с габаритами 1,5X1,3 м, и новый, уже двухместный вариант «Малютки» (2,67X1,7; 36 кг; мотор до 2 л. с.); однако договоры на поставку «Автоботов» не заключались из-за отсутствия ТУ и утвержденной цены.
Не понравилась представителям торговли новинка Черноморского судостроительного завода — 2-местная тупоносая «Дианка» (ал. сплав; 2,3X1,24; вес — 48 кг), хотя цена ее — 120 руб. была существенно ниже, чем других лодок сравнимого класса. Показательно, что «Дианка» — единственная из представленных на ярмарке лодочек, которую нельзя назвать универсальной: ее транец не рассчитан на установку даже 2-сильного моторчика!
В целом же промышленность получила заказ на изготовление 40041 гребной лодки. Уточним, что из этого числа 26 886 лодок допускают установку мотора, 13621 — складные, 3315 — разборные. (Для полноты картины следует иметь в виду, что на тот же 1979 г. Минторгом отдельно заказано еще 11000 байдарок и 309000 надувных лодок, включая надувные мотолодки; плюс к тому не менее 1000 деревянных гребных лодок будет изготовлено предприятиями местной промышленности.)
Впервые заказ торговли на стеклопластиковую мини-яхту «Ассоль» даже превысил возможности завода-изготовителя: 60 таких судов взялись реализовать оптовые торговые базы РСФСР и Украины. Очевидно, что эта цифра еще не полностью отражает действительную потребность в прогулочно-туристских парусниках подобных размерений.
Успешно была реализована и вся партия нашего единственного действительно массового прогулочно-туристского 5-местного катера «Амур-М» с конвертированным двигателем «Москвич-412» и угловым реверс-редуктором.
А вот положение с продажей глиссирующих мотолодок, по сравнению с предыдущей ярмаркой, еще более ухудшилось. Хотя объем реализации ряда судов и не изменился (это пользующийся доброй славой «Крым», комфортабельные «Сарепта» и «Москва-2»), в целом еще более четко проявились тревожные симптомы общего снижения спроса на чисто моторные суда. Предприятиям удалось заключить договоров только на 44% от числа предложенных для продажи «Прогрессов-4», 56% «Прогрессов-2» и 34% «Казанок-5». Таким образом, чуть ли не половина общего запланированного к выпуску количества мотолодок самых известных и распространенных у нас типов оказалась не заказанной торгующими организациями. Естественно, неизбежное сокращение объема производства этих лодок скажется на его рентабельности, повлечет за собой целый ряд новых проблем.
Чем же можно объяснить такое положение с реализацией мотолодок? Помимо насыщения рынка (напомним, что все последние годы только одних «Прогрессов» обеих моделей выпускалось 14—17 тыс.) играет роль и дальнейшее ухудшение конъюнктуры, ведущее к сокращению рынка. Причины хорошо известны, о них мы говорим из года в год: это отсутствие организованных стоянок и сервиса, ограничения использования моторных лодок в отдельных районах, плохая организация рекламы и торговли. Теперь сказывается еще и повышение розничных цен на горючее. Наконец, придется сделать упрек и нашим моторостроителям: они сравнительно медленно реагируют на такие требования времени, как борьба за снижение уровня шумности моторов, за повышение их экономичности и «чистоты».
Падение спроса на моторные суда привело к снижению общего числа «проданных» на майской ярмарке судов. Если в 1977 г. было заключено договоров на поставку 113128 судов (78% предложенного количества), то в 1978 г. удалось заручиться заказом торговли только на 91 034 судна (63% предложенного числа). Если принять во внимание значительные капитальные вложения, произведенные для развития малого судостроения, и большое число рабочих и ИТР, занятых в производстве лодок и моторов, то будет понятно, что сложившаяся ситуация вызывает у работников промышленности большую тревогу.
Важнейшие из принимаемых мер — это поиск в направлении разработки новых моделей, повышение качества выпускаемой продукции, ее реклама.
Если говорить о новинках, то можно отметить, что на ярмарке была благожелательно встречена новая модель Черноморского судостроительного завода «Южанка-2» (ориентировочная розничная цена — 450 руб.). Эта лодка практически не имеет ничего общего со своей предшественницей — «Южанкой», которая, по сути дела, являлась вариантом старой «Казанки», снабженным булями. Новая лодка благодаря увеличенным ширине, высоте борта и килеватости днища будет более комфортабельной и безопасной, пригодной для эксплуатации уже и в прибрежных районах моря и на крупных водохранилищах.
Неплохо была встречена работниками торговли и мотолодка «Неман-2», имеющая наиболее «экономичные» размерения при использовании самых массовых подвесных моторов мощностью 20—25 л. с. (моторы такой мощности составят около 80% от общего количества заказанных на будущий год 196 350 подвесных моторов; «Ветерков» заказано 36 532 шт., «Спутников» — 2592, электромоторов «ЭПЛ-2» — 2733).
Выставка прогулочных судов на ярмарке не только способствовала улучшению информированности работников торговли, но и позволила ознакомиться с новинками многочисленным посетителям ВДНХ. К сожалению, только ярмарка и, пожалуй, гонки на приз сборника «Катера и яхты» являются местами, где будущий покупатель имеет настоящую возможность видеть и сравнивать лодки, «пощупать» подбираемую для покупки модель. Даже экспозиция в нашем передовом магазине — в ленинградском Апраксином дворе — имеет далеко не идеальный вид (неудачное расположение, плохое оформление, пыль на лодках и т. п.).
На прошедшей ярмарке промышленность постаралась сделать максимум возможного, чтобы обеспечить работников торговли необходимой информацией и рекламой. В первые же дни работы ярмарки они получили новое издание «Каталога» и рекламные проспекты практически по всем предлагаемым к продаже в 1979 г. моделям судов.
Думается, что итоги ярмарки представляют для наших ведущих ведомств, занятых производством малых судов и моторов, достаточно серьезный повод, чтобы обратить внимание на необходимость активного участия в решении назревших проблем эксплуатации прогулочного флота. В создавшихся условиях это, пожалуй, единственная возможность сохранить рентабельное производство на прежнем уровне.