Парусный спорт в послевоенном Новгороде ведет свое начало с 1953 г. В августе этого года с борта самоходки «Оператор Амосов» на причал местного судоремонтного завода МРФ был выгружен швертбот «М-20», переданный новгородским речникам по решению бассовета ДСО «Водник». Экипаж нашего первого парусника составили столяр В. Лавин, В. Храмов и другие рабочие завода. Судно отремонтировали своими силами, и уже в конце августа начали пробные плавания по Волхову и озеру Ильмень.
В 1954 г. ленинградцы передали нам еще два швертбота «М-20» и один «Олимпик», затем удалось приобрести еще два «Олимпика». В ноябре 1958 г., когда наш парусный флот насчитывал уже пять вымпелов, при морском клубе ДОСААФ организовали объединенную городскую секцию парусного спорта. В состав этой секции входило десять человек. Для стоянки судов использовали гавань водной станции ДОСААФ у Екатериновской горки. Место для хранения имущества нам отвели в форпике парохода «Всесоюзный староста Калинин».
Апрель 1962 г. — официальная дата рождения нашего самодеятельного яхт-клуба ДСО «Труд». Тогда было избрано правление, которое на общественных началах наладило учебно-спортивную работу яхт-клуба. Облсовет ДСО арендовал для клуба помещение церкви на оз. Мячино, здесь же находилась и гавань. К этому времени в ней стояло уже 20 судов.
Вскоре благодаря московскому яхт-клубу ДСО «Труд» наш флот пополнился 14 судами, в основном швертботами классов «М», «Финн», «Летучий Голландец». В результате появилась возможность проводить классные гонки, гонки с пересадкой, парусные эстафеты, а также принимать участие в соревнованиях, организованных за пределами области. Так, в июле того же 1962 года новгородские яхтсмены пробовали свои силы в Калининграде ка первенстве ЦС ДСО «Труд» по парусному спорту, а месяцем позже — в Архангельске, в Северной парусной регате.
Зато теперь яхт-клубу потребовалось более просторное помещение. Горисполком пошел нам навстречу — для строительства выделили земельный участок в дер. Юрьево. Выбрали типовой проект яхт-клуба, рассчитанный на 65 судов; работники филиала «Лентисиз» провели изыскательские работы,, проектно-сметную документацию выполнили на общественных началах работники филиала «Росгипросельхозстрой» И. И. Кушнир, В. С. Куприянов, А. Г. Тимофеев, Э. В. Дубицкий. Большую практическую помощь оказали городские партийные и профсоюзные организации.
В феврале 1966 г. был заложен первый камень в фундамент эллинга, через два года приступили и к строительству учебно-административного здания. Нам помогали строители ТЭЦ ПО «Азот» и новгородские речники, которые добыли и доставили десятки тысяч кубометров речного песку. В итоге получилась удобная и защищенная со стороны озера гавань для стоянки яхт и катеров. Сейчас в институте «Ленгипроречтранс» завершается работа над проектно-сметной документацией по благоустройству и укреплению набережной нашего яхт-клуба.
В настоящее время яхт-клуб насчитывает более 100 членов, причем около 40 из них — спортсмены-разрядники. Большое внимание уделяется подготовке будущих яхтсменов. Хотя специализированной школы у нас нет, за истекшие годы удалось подготовить 100 яхтенных рулевых.
На сегодня наш яхт-клуб располагает 60 яхтами и катерами. Ежегодно флот пополняется новыми спортивными судами, преимущественно классов «Оптимист», «Кадет», «ОК-динги» и другими.
С 1968 г. мы ежегодно проводим традиционную Ильменскую юношескую парусную регату, в которой участвуют молодые яхтсмены Латвии, Литвы, Украины, Москвы, Ленинграда и других городов.