О том, что эти гонки проводятся под знаком Олимпиады, говорило и то, что в программу были включены лишь олимпийские классы яхт. Каждая команда могла выставить одну яхту класса R-5,5 и по две яхты в каждом из четырех других олимпийских классов. Такой возможностью воспользовались далеко не все общества, из-за отсутствия как судов, так и достаточно сильных гонщиков. Грузинскому «Гантиади», где парусом начали заниматься всего три года назад, это, конечно, простительно, но совершенно непонятно, почему один из старейших и сильнейших коллективов страны — эстонский «Калев» снова не выставил ни одного «звездника» или «Летучего Голландца». Естественно, что в командном первенстве эстонцы не могли рассчитывать на высокое место, так как за неполный состав начислялись штрафные очки. Всего в гонках приняли участие 21 сборная команда, 150 яхт и свыше 300 спортсменов.
Олимпийские дистанции диаметром 2,5 мили для килевых яхт и 2 мили для швертботов были размечены в Рижском заливе вблизи устьев рек Даугава и Лиелупе. Спортсменам нужно было учитывать как влияние близости берега на ветер, так и наличие течения. К тому же во время соревнований преобладали слабые северные ветры (за исключением первой гонки с ветром 3—4 балла). Как всегда в таких условиях, среди спортсменов и тренеров было много споров о том, куда делать галс после старта — в море или поближе к берегу. 3 выгоде чаще оказывались яхты, идущие мористее.
Как обычно, для успеха в гонке большую роль играл не только правильный выбор галса, но и простое «везение». Так, в шестой гонке сначала лидировали экипажи Ю. Анисимова («драконы») и Ю. Киселева («пятерки»). Но вдруг довольно устойчивый северный ветер стих, и оба лидера оказались в зоне безветрия, гораздо мористее своих соперников. Через 20 минут ветер задул снова, но. уже с другого направления и полосами, ближе к берегу. В итоге оба спортсмена заняли в этой гонке худшие места (Анисимов — 18-е, Киселев — 9-е).
Характерным для гонок был весьма плотный старт, особенно «драконов», «звездников» и обоих классов швертботов. Неудивительно поэтому, что в четвертой гонке на дистанции килевых яхт дважды прозвучали сигналы о групповых фальстартах — для «звездников» и для «драконов». Очевидно, течение оказалось сильнее ветра и снесло лег кие суда за линию старта. Именно в этой гонке были дисквалифицированы за нарушение «правила одной минуты» Т. Пинегин, В. Васильев и еще несколько рулевых '. Правда, спортсмены и их тренеры пытались аппелировать к судьям, так как судейский катер неустойчиво стоял на якоре и (по их наблюдениям) находился вне старта, однако судьи были неумолимы. Особенно обидной дисквалификация была для Пинеги-на, единственный раз закончившего гонку первым.
А в четвертой гонке преждевременно стартовал К. Александров, Второй раз его яхта пересекла старт последней, но уже после второй лавировки К. Александров сумел обойти 12 яхт, а к финишу подошел четвертым. Много фальстартов было и на гонках швертботов, где за нарушение того же «правила одной минуты» был дисквалифицирован А. Балашев («Финн»).
Несмотря на обычные причуды ветра борьба в классах яхт развивалась своим чередом. В «пятерках» с самого начала хорошие результаты показали Ю. Киселев и М. Бобрицкий. Ю. Киселев впервые выступал на таких ответственных соревнованиях на своей новой яхте, построенной в Таллине по одному из последних проектов американского конструктора У. Людерса. Яхта привлекала всеобщее внимание отточенными обводами, рациональной конструкцией и отличным исполнением. На воде она выглядела стройнее и легче «пятерок» прежних проектов. Кормовой свес яхты настолько пологий, что, кажется, стелется по воде. Такой свес увеличивает на ходу эффективную длину ватерлинии. В корме надводный борт за обмерным сечением понижается, затем палуба плавно переходит в транец. Киль короткий и тонкий, почти плавниковый. Баллер руля расположен значительно ближе к миделю, а нижняя кромка руля сильно оттянута назад. Это самое широкое место у руля улучшает обтекание толстого балластного фальшкиля.
Яхта построена с лакированной обшивкой из гондурасского кедра, с очень легким набором корпуса. Весит корпус около 410 кг, фальшкиль — 1460 кг. Вооружить яхту, правда, пришлось не по Людерсу — были использованы алюминиевая мачта и паруса со старой яхты, применены серийные лебедки и дельные вещи Таллинской судоверфи. Тем не менее Киселев уже после первых гонок был доволен яхтой: «Отлично идет в слабый ветер! В свежий ветер, насколько я смог проверить в первой гонке, яхта тяжела на руле, но думаю, что небольшим изменением центровки ее можно заставить идти лучше».
Точно на такой же «пятерке» решил выступать в Мексике и наш олимпийский экипаж К. Александрова, который уже смог поближе познакомиться с судном на Генуэзской и Балтийской регатах. В этих соревнованиях Александров занял вторые места. Сейчас же многократный чемпион страны выступал на своей прошлогодней яхте шведской постройки. Несмотря на большой набор отличных парусов, Александров ни разу не финишировал первым. Может быть — берег силы для Мексики (кстати, олимпийский" состав его экипажа в гонках не участвовал). Утверждения некоторых тренеров, что его яхта недостаточно хороша, лишены, по нашему мнению, каких-либо оснований. Ведь сумел же он на чемпионате страны 1966 г. взять золотую медаль на отечественной «пятерке», а тут его опередил Л. Дмитриев на своей явно перетяжеленной (вес корпуса 508 кг) яхте постройки 1962 г. и с худшими парусами.
К последней, седьмой гонке на золотые медали претендовали экипажи Киселева и Горлова, между которыми ожидалась острая борьба за лидерство. Но эту гонку уверенно и с большим отрывом провел Дмитриев, что явилось неожиданностью для многочисленных болельщиков, облепивших в этот погожий воскресный день судейские катера и крейсерские яхты. Вторым финишировал Бобрицкий, лишь на считанные секунды опередив Киселева. Из-за неудачно взятого старта и аварии с лебедкой бакштага Горлов пришел к финишу лишь пятым. Итак, молодой (31 год) ленинградский яхтсмен Юрий Киселев впервые стал чемпионом страны в классе «R-5,5». Но его успех закономерен: в последние годы фамилия Киселева регулярно упоминается в списках призеров крупнейших соревнований. Получил золотую медаль и его младший брат Иван, вместе с Р. Соловьевым составлявший экипаж яхты.
Другой ленинградец — В. Горлов занял второе место на яхте конструкции А. П. Киселева, а морской офицер из Таллина М. Бобрицкий повторил свой результат 1967 г. и 1964 г., получив бронзовую медаль.
В первую десятку «пятерочников» этого года входит перворазрядник Юргис Ковас (Литовская ССР), Это имя впервые появилось на чемпионате СССР среди рулевых яхт класса «R-5,5»,так как «Жальгирис» не располагал ранее яхтами этого класса. Ковас занимается парусным спортом с 1947 г., имеет богатый опыт плавания на швертботах класса «М» и «драконах». Занятое им девятое место свидетельствует о достаточном для таких ответственных соревнований мастерстве.
В «драконах» хорошо начал гонки Ю. Шаврин, выступавший на «Бо-рисене» под эльвстремовскими парусами. Успех в первых трех гонках обеспечил ему запас, «съесть» который нынешний чемпион Европы Анисимов смог только к концу соревнований, Две штилевые гонки Анисимов провел неудачно, финишировав 8 и 18-м, но перед последней гонкой шансы на «золото» у этих сильнейших яхтсменов были равными. Все с волнением следили за ходом решающей гонки. Экипажу Анисимова удалось намного оторваться от остальных участников, и когда он пересек финишный створ, прозвучал трехкратный салют в честь нового чемпиона. Однако... оказалось, что судьи поторопились, и салют пришлось повторить: Шаврин, шедший где-то в конце десятки, сумел закончить гонку четвертым и получил преимущество перед Анисимовым в 1 (!) очко. Анисимову, который большую часть сезона выступал на новой яхте датской фирмы «Питерсен», пришлось гоняться на чемпионате на своем прошлогоднем «Норде» таллинской постройки. По-настоящему подготовить лодку к соревнованиям у экипажа просто не хватило времени, мачта явно не соответствовала парусам; тем не менее они смогли повторить свой результат 1966 г. Весьма успешно выступал Анисимов и в зарубежных гонках этого года: Генуэзская регата— 2-е место, Неделя в Финляндии — 1-е место, Чемпионат Европы — 1-е место. Очевидно, что экипаж подошел к гонкам в Акапулько в хорошей спортивной форме.
Рижанам было особенно приятно, что их земляк, ветеран латвийского парусного спорта Е. В. Канский стал бронзовым призером. Любопытно, что в этом классе призовые места распределились точно так же, как и двумя месяцами раньше на Балтийской регате.
В этом году выбыл из борьбы один из сильнейших «драконистов» В. Попель, известный своим умением ходить в слабый ветер. Яхтсмен привез в Ригу новую яхту таллинской постройки и, безусловно, имел реальные шансы на призовое место, но, к сожалению, заболел перед самым началом соревнований.
В «звездном» классе убедительную победу одержал армейский спортсмен Б. Ф. Будников. Б шести зачетных гонках он пять раз был первым и один — третьим, благодаря чему получил перевес в 24 очка над Б. Скачковым, занявшим 2-е место. Будников выступал на прошлогодней лодке Пинегина постройки американской фирмы «Олд Гринвич». Новый пинегинский «Портье» заметно уступал ему по скорости.
Успех Будникова можно рассматривать как пример того, что может показать способный спортсмен, когда он получает хорошую технику.
Серебряный призер Скачков выступал на американском «звезднике» фирмы «Айкенлауб», оборудованном большим количеством легких дельных вещей. Привлек внимание и самодельный решетчатый волнорез, который гасит выброшенную на палубу волну и не создает высоких брызг, как в обычной конструкции.
Пинегин смог занять лишь третье место, на 3,4 очка опередив Миро-хина. Сказался неудачный старт в четвертой гонке и худшие ходовые качества яхты, чем у Будникова и Скачкова. В трех гонках его опередили даже спортсмены на отечественных «звездниках».
В классе «Летучий Голландец» недосягаема была яхта олимпийцев Льва Рвалова и Виктора Пильчина, только в одной гонке уступивших первенство Б. Князеву. Рвалов выступал на голландском швертботе фирмы «Дуйсбург», оснащенном алюминиевой мачтой «Проктор» и неплохим набором парусов. Он оказался единственным рулевым, закончившим чемпионат без единого очка. Двадцатисемилетний яхтсмен гоняется на «Голландце» с 1959 г. На дистанции его судно явно выигрывало в скорости на любых курсах. Успеху немало способствовал и очень опытный Пильчин, ранее выступавший с А. Шелковниковым.
Два других призера — Б. С. Леонтьев и Р. А. Новодережкин также шли на импортных лодках.
Если в «Драконах», «звездниках» и «Летучих Голландцах» побеждали в основном импортные яхты и паруса, то в классе «Финн» все три лидера гонялись на деревянных швертботах таллинской постройки, причем бронзовый призер В. Гурьянов уже пятый год не меняет свое судно. Так как в Чемпионате не участвовали сильнейшие «финнисты» страны — Б. Манкин и В. Козлов (они были на первенстве Европы), то борьба за медали была особенно острой и интересной. Победители определились только к самому концу соревнований.
Пять гонок подряд лидировал по очкам волгоградец Б. Гурьянов, но в последних двух вперед вышел Р. А. Бердаш, который и получил золотую медаль. На 2-е место, после вычета очков за дисквалификацию во второй гонке, вышел молодой ленинградский яхтсмен А. Балашев, занявший 3-е место на прошлогодней спартакиаде. Очень сильный эстонский «финнист» Дырдыра дважды финишировал первым и дважды — 15-м.
В гонке участвовало несколько экипажей на пластмассовых швертботах. Лучшие результаты (6-е место) показал В. Заковородный из Владивостока на эльвстремовском «Финне». Следом за ним был, пожалуй, самый молодой участник Чемпионата 21-летний Виктор Потапов на таллинской пластмассовой лодке. Несмотря на молодость, Виктор пятый год подряд подтверждает норму мастера спорта.
Командное первенство выиграли спортсмены Вооруженных сил (462,7 очка), на втором месте — «Водник» (7Б5,5 очка), на третьем — «Труд» (802,1), — словом, общества, яхтсмены которых имеют хорошие яхты и паруса, большой спортивный опыт и т. п. Можно расценивать как успех и 7-е место, занятое «Жальгирисом». Еще два года назад литовские яхтсмены были на 11-м месте. Как нам рассказал директор Каунасского яхт-клуба Леон Красаускас, сейчас на старты первенства Литвы по парусу выходят не менее 15«драконов», столько же «звездников», 20 «финнов». Появилась и первая «пятерка». Растет мастерство спортсменов — в килевых классах в числе лучших десяти яхтсменов страны в этом году оказались Ю. Ковас («R-5,5» — 9-е место), Б. Жумбайкис («Дракон» — Ю-е), Ю. Вилемас («Звездный» — 8—9-е). В яхт-клубах с молодежью ведется большая работа. Например, в детской секции Каунасского клуба построено 25 «оптимистов» и несколько «кадетов». По-видимому, у парусного спорта Литвы большое будущее.
Чемпионат прошел в достаточно интересной спортивной борьбе. Погодные условия позволили спортсменам разносторонне проявить свою техническую и тактическую подготовку. Правда, недоставало свежих ветров.
Личные результаты Чемпионата СССР по парусному спорту 1968 г.
(в скобках — сумма очков по шести гонкам)Класс «R-5,5» (17 яхт)
1. Ю. А. Киселев («Водник») — 1, 1, 6, 3, 2, 9, 3 (26,1);
2. В. Б. Горлов («Труд-I») — 3, 7, 4, 2, 1, 2, 5 (29,7);
3. М. Ф. Бобрицкий («ДОСААФ») — 2, 2, 1, 6, 5, 8, 2 (30,7);
4. Л. X. Дмитриев («Труд-II»; 49,4);
5. К. Б. Александров (ВС-I; 50);
6. А. Д. Чучелов («Калев», 54).
Класс «Дракон» (33 яхты)
1. Ю. С. Шаврин (ВС-I) — 2, 1, 1, 5, 6, 3, 4 (26,7);
2. Ю. С. Анисимов («Труд-I») — 4, 8, 3, 1, 1, 18, 1 (27,7);
3. Е. Б. Канский (БС-I) — 1, 10, 4, 4, 2. 9, 3 (39,7);
4. Д. В. Рогачев («Зенит»; 47,4);
5. Б. А. Хабаров («Труд-I»; 49,1);
6. Э. Кирсипуу («Калев»; 63).
Класс «Звездный» (30 яхт)
1. Б. Ф. Будников (БС-I) — 3, 1, 1, 1, 1, 1, 9 (5,7);
2. Б. А. Скачков («Водник») — 1, 5, 4, 2, 2, 3, 11 (29,7);
3. Т. А. Пинегин (ВС-I) — 2, 4, 2, дискв, 3, 5, 6 (41,4);
4. Б. Б. Мирохин («Труд-I»; 44,7);
5. Б. Б. Васильев («Водник»; 48,1);
6. П. Э. Леола (ДОСААФ; 68,4).
Класс «Летучий Голландец» (33 яхты)
1. Л. С. Рвалов (БС-I) — 2, 1. 1, 1, 1, 1, 1 (0);
2. Б. П. Леонтьев (ВС-II) — 3, 4, 2, 2, 2, 8, 4 (30,7);
3. Р. А. Новодережкин («Водник») — 4, 3, 5, 3, 13, 2, 3 (38,1);
4. Б. А. Князев (БС-I; 42,7);
5. Г. В. Белов («Водник»; 65);
6. А. С. Коновалов («Труд-I»; 76,4).
Класс «Финн» (37 яхт)
1. Р. А. Бердаш (БС-I) — 3, 4, 11, 3, 4, 2, 1 (30,4);
2. А. Б. Балашев («Труд-I») — 2, дискв., 2, 1, 6, 5, 2 (30,7);
3. Б. Н. Гурьянов («Труд-II») — 4, 1, 1. 2, 8, 6, 5 (32,7);
4. Б, Ф. Дырдыра (БС-I, 51,4);
5. Б. И. Кошелев («Труд-I». 54,1 );
6. Б. Заковородный («Водник», 67,4).