Если представить водномоторные соревнования сезона в виде одной непрерывной гонки, то Чемпионат страны по праву может считаться ее финишной прямой. Здесь, как ни на каком предварительном этапе, могут быть даны оценки и мастерству отдельных спортсменов, и уровню подготовки спортивных коллективов, и состоянию водно-моторного спорта в целом.
Прошлогоднее Первенство страны, проводившееся с 25 по 29 августа в Краснодаре, представляет с этой точки зрения особый интерес прежде всего потому, что оно явилось итогом годовой работы Федерации после перехода ее из Союза спортивных обществ и организаций СССР в ведение ЦК ДОСААФ.
Не будем заново в подробностях вспоминать события Чемпионата. Результаты, показанные его победителями и призерами, опубликованы в предыдущем номере сборника. Остановимся на фактах, которые представляют наибольший интерес с точки зрения настоящего и будущего нашего спорта.
Начнем с того, что решение Федерации проводить Чемпионат как лично-командные соревнования было правильным. Командный зачет (в Краснодаре он проводился по классам скутеров СИ и СА, мотолодок МИ и МС, глиссеров ГА и ГВ и катеров К-02) заставляет всех спортсменов, участвующих в гонке, выступать с полной отдачей сил, независимо от шансов на личную победу, во имя успеха своей команды.
Вспомним, например, гонки мотолодок класса МС (кстати, включение их в программу Чемпионата — еще одно правильное решение Федерации). Думается, ни у кого не вызывало сомнений, что фаворитами будут Юрий Лилл и Аллдур Раудва, Эстонские гонщики (они оба из Тарту, оба выступают за «Калев») устойчиво показывали в течение сезона высокие результаты. Раудва завоевал звание сильнейшего в гонках на приз сборника «Катера и яхты»; Лилл победил на чемпионате республики, где им был установлен новый рекорд страны. Выступления этих спортсменов всегда смотрятся с большим интересом, потому что каждый из них имеет свой ярко выраженный индивидуальный стиль.
Однако несмотря на успех фаворитов (Лилл выиграл все заезды серии 3X5 миль, Раудва был первым на 10-мильной дистанции), гонки, благодаря командному зачету, не превратились в поединок двух спортсменов. Упорная и не менее интересная борьба шла между всеми участниками. Об этом свидетельствуют и результаты — первые пять спортсменов в серии гонок 3x5 миль показали среднюю скорость более 60 км/час (напомним, что высшая скорость на километровой дистанции в классе мотолодок МС до 1967 г. составляла 61,96-км/час).
А теперь для сравнения посмотрим, как проходили гонки еще в одном новом на наших чемпионатах классе — на скутерах СС, — в котором командное первенство не разыгрывалось. Сразу предвидятся возражения — на мотолодках МС гонщики выступали с отечественными серийными «Вихрями», а на скутерах СС — с импортными «Кенигами», которых у нас почти нет. Все верно. Именно из-за недостатка техники па соревнованиях было заявлено всего три спортсмена, причем один из них ни разу не стартовал. Естественно, и скорости были невысоки: 88,75 км/час — таков лучший результат в серии заездов 3x5 миль, показанный победителем Л. Шлапикасом («Жальгирис»).
И все же одними «техническими причинами» объяснить эту неудачу нельзя. По крайней мере еще одна команда могла быть представлена в этом классе, и представлена неплохо. Досаафовец П. Богданов в заключительный день Чемпионата обновил сразу два рекорда на скутере СС, показав на километровой дистанции скорость 137,404 и на 5-мильной — 115.318 км/час. Однако досаафовцы предпочли не рисковать мотором на гонках, так как для команды это ровно ничего не давало.
Отсутствием командного зачета, несомненно, объясняется и отставание результатов на скутерах СВ. В 1967 г. наибольшая скорость победителя XIV Чемпионата страны в этом классе В. Степанчнкова была 88,343 км/час. Лучший результат, показанный на XV Чемпионате А. Кипиным — 95,414 км/час. За это же время на скутерах СА наибольшая скорость в гонках возросла с 87,305 (В. Пальм, ЭССР) до 97,207 км/час (И. Богданов, ДОСААФ). .Младший 250-кубовый класс обогнал старший — 350-кубовый!
Однако, чтобы проводить командные гонки, нужно, как минимум, иметь команды. А в этом отношении дело обстоит далеко не благополучно. Последние — перед XV Чемпионатом — соревнования на лично-командное первенство страны с представительством по ведомственному принципу (т. е. от ДСО, Вооруженных сил и ДОСААФа) проводились в 1965 г.; в них участвовало 10 команд. А в 1968 г. их было только восемь, причем полные составы во всех классах судов имели четыре (команда «Труд» вообще была представлена не сборной, а спортсменами Новомосковского химкомбината, гонявшимися на скутерах СИ н СА). Чем объяснить это положение?
Этот вопрос мы задавали спортсменам, представителям команд, судьям. Ответ был единодушный: после перехода Федерации в ДОСААФ во многих спортобществах появилась тенденция вообще избавить себя от забот о водно-моторном спорте. Стали сокращать финансирование на технику, а в ряде случаев и просто закрывать секции.
Президиум Федерации, собравшийся через два месяца после краснодарского Чемпионата, чтобы исправить положение, принял поистине соломоново решение. Первенство 1969 г. будет проводиться по территориальному признаку, т. е. с представительством от союзных республик, Москвы и Ленинграда (это позволит увеличить количество команд), но одновременно зачет получат и представленные на гонках спортобщества и клубы (это должно поощрить их руководство). Результат такого нововведения предсказать заранее затруднительно. Одно ясно — оно не может разрешить всех трудностей, стоящих па пути развития нашего водно-моторного спорта, в том числе и проблемы обеспечения спортсменов техникой. А эта проблема, как показал прошедший Чемпионат, становится год от года острее.
Дряхлые «Дельфины» выходят из строя даже у таких виртуозных мастеров, как Олег Гаврилов. Из-за неисправности своего мотора на Чемпионате ему пришлось гоняться па чужом. Ровно выступив во всех заездах со средней скоростью около 80 км/час, Гаврилов все же сумел занять вторые места и в серии 3x5 миль и в 10-мильной гонке. Но можно представить, какая выдержка потребовалась для этого от спортсмена, превысившего незадолго до Чемпионата официальный рекорд мира.
Гоночные подвесные моторы отечественного производства по-прежнему были представлены опытными образцами. Радует успех И. Машака, выигравшего на запорожском «Сиче» серию гонок на скутерах СИ. и В. Смирнова, показавшего па Чемпионате на ульяновском «ГЛМ» высший результат в том же классе — 86,73 км/час. Но сколько можно ждать того времени, когда уникальные моторы станет серийными? Сведения, полученные из разговора со знакомым нам уже по первенству ДОСААФ конструктором «Сича» Чистяковым, неутешительны. Кроме группы энтузиастов, мотором никто не занимается. Обращение ЦК ДОСААФ в Министерство авиационной промышленности с просьбой об организации серийного производства моторов до сих пор не дало результатов.
Не лучше обстоит дело и с корпусами гоночных судов. По-прежнему большинство спортсменов выступает па судах самодельной постройки. А это не только тормозит развитие массового спорта, по и становится просто опасным.
Случай, едва не стоивший жизни одному из наших лучших гонщиков — досаафовцу Владимиру Слинкову, произошел из-за того, что аэрогидродинамика его глиссера давно уже не соответствует скоростям, которые позволяет развивать форсированный двигатель «Чайки». На тренировочном заезде «Мечта-IV», потеряв продольную остойчивость, зарылась носом в воду. Спортсмен, подобранный спасательным катером, был в тяжелом состоянии доставлен в клинику. Риск, неизбежный в каждом виде спорта, в данном случае нельзя считать оправданным.
Устарела и конструкция «Зеленого чудовища» Юрия Вишнякова («Трудовые резервы»). На Чемпионате спортсмен уже не мог претендовать на золотые медали.
Глиссеры заводской постройки показали себя более надежными судами. Лучший из них был, безусловно, у победителя и нового рекордсмена в классе ГВ А. Буслаева, выступавшего за команду Вооруженных сил. Количество построенных на заводах глиссеров у нас, однако, еще очень невелико. Этим надо в первую очередь объяснить, что в таком популярном классе, как ГА, на Чемпионате две команды («Трудовые резервы», «Труд») вообще не смогли выставить участников, а из 10 спортсменов, на которых были поданы заявки, пройти все заезды серии 3X10 миль смогли только трое. Фактически гонки превратились в поединок двух спортсменов — Александра Ильина (ДОСААФ) и Анатолия Фукса (Вооруженные силы).
После соревнований на первенство ДОСААФ и Вооруженных сил, где эти спортсмены выступали на одной дистанции, преимущество нового заводского глиссера Фукса над «Пираньей» — головным и пока единственным глиссером, построенным ленинградской верфью ДОСААФ (впрочем, механическую установку Ильин, практически, собрал своими руками), казалось неоспоримым. Однако на финише сезона «Пиранья» словно обрела новые силы: заезд за заездом она заканчивала дистанцию первой с отличными скоростями — 94,79; 93,67; 93,53 км час. Как расценить выступление Ильина на первенстве ДОСААФ? Было ли оно стратегическим маневром или какие-то причины помешали спортсмену пройти дистанцию лучше, сказать определенно трудно. Одно несомненно — «Пиранья» еще далеко не исчерпала своих возможностей и серийная постройка глиссеров этого типа, которая давно планируется, но до сих пор не начата на ленинградской верфи ДОСААФ, целесообразна и своевременна.
Использование опыта конструкторов-любителей может принести пользу н при разработке на заводах проектов новых судов. Правильно поступили на Таллинской экспериментальной верфи, взяв за прототип своей новой мотолодки МС ту, на котррой гоняется Лилл. При внешней простоте обводов она имеет минимум смоченной поверхности и очень хорошую дифферентовку. На гонках лодка буквально висит на пятке, легко, без рикошетнрования, преодолевает волну. Конечно, чтобы ходить на ней, как Лилл, надо быть Лиллом, но несомненно выпуск новых лодок (при условии, конечно, что они будут хорошо сделаны) позволит поднять общий уровень в этом, уже успевшем стать популярным классе.
Вниманию верфей можно рекомендовать превосходную мотолодку, сконструированную и построенную Виктором Вейнбергом. Неудача, которую потерпел спортсмен на Чемпионате (в первом заезде серии он не смог стартовать из-за неисправности мотора), нисколько не умаляет достоинств его судна. Скорости, которые оно позволяет развивать, пока недостижимы для серийных мотолодок.
И, конечно, заводским конструкторам следует заинтересоваться работами Валентина Исакова, катера которого уже в течение нескольких лет не имеют себе равных. На Чемпионате в классе К-02 катер В. Исакова и И. Ремнева вновь с большим преимуществом выиграл все гонки. В рекордном заезде на 1 км Исаков установил новое высшее достижение страны — 95,49 км/час, что лишь на 2,08 км/час ниже мирового рекорда (уже после соревнования в Краснодаре, выступая в рекордном заезде, он показал результаты выше мирового).
Большую пользу для совершенствования техники нашего водно-моторного спорта могут принести деловые встречи спортсменов-конструкторов и представителей заводов. Помимо решения конкретных задач по выбору оптимальных конструкций гоночных судов, они позволили бы внести ясность в ряд принципиальных вопросов спортивного судостроения, например соответствия тех пли иных усовершенствований международным и отечественным правилам (это имеет тем большее значение, что наша Федерация готовится к вступлению в УИМ). Проведение таких встреч должны взять на себя ДОСААФ СССР и секция малотоннажного судостроения НТО судостроительной промышленности им. акад. А. Н. Крылова. Редакция со своей стороны готова принять участие в их организации.
Прошедший Чемпионат оставил и надежды, и опасения. Высокие результаты, достигнутые спортсменами, удачная демонстрация отдельных образцов спортивной техники отечественного производства свидетельствуют о больших возможностях нашего спорта. Но чтобы они были реализованы, нужна четкая организация, выражающаяся прежде всего в установлении тесных контактов между Федерацией, ЦК ДОСААФ и спортивными обществами.