30 ноября 1968 г. шум 235 запущенных одновременно сверхмощных моторов — по 100 л. с. и более — потряс живописные окрестности озера Гавасу (США, штат Аризона). Очередной, уже пятый марафон — чемпионат мира на судах с подвесными моторами собрал рекордное количество участников: 138 «экипажей» (281 гонщик) подали заявки на участие и, добавим, внесли немалый вступительный взнос, и только 5 из них не смогли выйти на старт.
Как и в предыдущих гонках, суда были разделены на три класса: S — с одним мотором (21 судно), Т — со сдвоенной установкой (50) и U — с тремя или даже более подвесными моторами на транце (67). Правилами мощность не оговаривалась, моторы могли быть любого типа, вплоть до -самодельных. Один умелец из Калифорнии собрал совершенно необычный подвесной мотор, поставив на подводную часть «Меркюри» стационарный шестицилиндровый 150-сильный «Корвэр». Правда, этот гибрид успеха не имел, и Брюсу Ребмэну — его автору — удалось пройти лишь 8 кругов по стандартной для этих гонок четырехмильной трассе (6,4 км). Любопытно, что из остальных 234 подвесных моторов 72,4% составляли «Меркюри», 20,4% «ОМС» и только 7,2% — моторы всех остальных марок, в основном «Крайслер». Кстати, на этот раз только один участник использовал более трех моторов и как раз это были четыре «Крайслера» по 105 л. с.
Для судов существовало ограничение только по длине — не меньше 4,26 и не больше 7,31 м. На марафоне были представлены корпуса всех наиболее популярных фирм. Много было итальянских катамаранов «Молинари», трехточечных «Шульце», корпусов фирм «Свитцер», «Де Сильва», «Карлсон Стилкрафт», «Рэйсон Крафт», «Гластрон» и др. Только одно судно имело минимальную разрешенную правилами длину. Самым большим был катер «Фергюсон Спешл», сконструированный самим гонщиком Гэри Фергюсоном (этот катер с тремя «Эвинрудми» по 115 л. с. сошел на 39-ом круге!). Отметим, что построили его на верфи Карлсона в Калифорнии, только что приобретенной более мощной лодочной компанией «Гластрон»; недавно эта фирма заключила соглашение с Молинари о выпуске знаменитых итальянских катамаранов в США, как раз на бывшем заводе Карлсона.
Представители шести стран участвовали в чемпионате, причем впервые на старт вышли англичане, — это были известные гонщики Клайв Кертис и Джеймс Беард на катамаране Шульце со 115-сильным «Джонсоном». Им не повезло: перед самой сменой водителя катер зарылся носом и перевернулся, поэтому Беарду практически не пришлось принять участие в марафоне.
Италия выставила три команды во главе со звездами мирового водномоторного спорта— Карло Розини, Чезаре Скотти и самим Ренато Молинари. Конечно же, все они выступали на катамаранах конструкции Молинари, но два судна из трех были построены не в Италии, а уже в США. Две итальянские команды блестяще закончили гонки. Скотти завоевал 1-е место в своем классе и 2-е общее, пройдя 125 кругов, т. е. лишь на 3 круга меньше победителя марафона Кенни Китсона, выступавшего в классе Т (у Скотти — один 115-сильный «Эвинруд», а у Китсона два «Меркюри» по 125 л. с.); после первого дня марафона разрыв составлял всего 40 сек. Кстати сказать, Скотти незадолго до гавасского марафона завоевал на этом же катамаране 1-е место в известных гонках «6 часов Берлина».
Вторым в том же классе S и третьим в общем зачете стал Розини. А вот катер Молинари, считавшегося одним из основных претендентов на главный приз, на первом же круге попал в катастрофу — на полном ходу столкнулись три судна и надо, прямо сказать, что знаменитому конструктору необычайно повезло, так как он остался совершенно невредимым. Он даже принял участие в гонках вместе с Розини, «изгнав» (конечно по договоренности) из его команды американца Коллинджа.
Не повезло и прошлогодним победителям. Майк Риган вообще не вышел на старт, так как не сумел вовремя наладить технику. Новый дюралевый катер Била Купера (два 125-сильных «Меркюри») залило водой и он затонул на первом же круге (гонщик повредил руку). Только Руди Реймасу, который шел с Ларсеном на «Рейсон Крафт» с тремя 125-сильными моторами, удалось поддержать престиж прошлогоднего призера: почти два часа он шел в числе лидеров, но... корпус катера дал течь и также затонул. Дитер Шульце на своем катамаране с двумя 115-сильными «Джонсонами» прошел всего 67 кругов (поломка транца).
Вообще на этот раз всяких происшествий было чрезвычайно много, хотя погода в первый день была неплохой, а во второй — идеальной. Достаточно сказать, что к концу первого дня продолжали гонку только 73 судна, а закончили марафон лишь 56 (11 в классе U, 12 — Т и остальные — в S). Высокое число аварий никого не смущало. Двадцать тысяч зрителей, в большинстве своем ярых болельщиков, шумно реагировали на порой драматические события на трассе гонки. Недаром этот марафон получил неофициальное название «второго Индия — по сокращенному названию самых больших в мире автомобильных гонок, проводящихся ежегодно в г. Индианаполисе (США) и славящихся большими призами и обилием катастроф.
Известный всему миру «король скорости на сушея Крэг Бридлав лишь случайно (как и в прошлом году на том же озере Гавасу) остался жив. Собственно говоря, катастрофа случилась не во время соревнования, а на пробных прикидках — за два дня до гонок. Крэг выбрал корпус «Де Сильвая, оснащенный двумя моторами «Джонсоня по 115 л. с. Специалисты фирмы, а надо подчеркнуть, что на марафоне были представители всех ведущих фирм по выпуску моторов и катеров, предупреждали его, чтобы на прикидке он не развивал большой скорости хода, так как сильный ветер поднял волну. Но абсолютному рекордсмену мира, который на трехколесном автомобиле «Спирит оф Америка» превысил 950 км/час, трудно было остановиться вовремя и он пренебрег советом, за что и был немедленно наказан: катер зарылся в волну, от сильного удара всю переднюю часть корпуса разнесло в щепы. Гонщика выбросило из кокпита. Он сильно повредил себе спину и вместе с двумя находившимися в бессознательном состоянии другими гонщиками, потерпевшими аналогичную аварию, был доставлен в ближайший медицинский центр (кстати сказать, расположенный в 150 км от озера Гавасу). Выписался из госпиталя он уже через несколько дней после окончания марафона. Пошел ли Крэгу на пользу двукратный урок на воде?
Итак, победителем и неофициальным чемпионом мира 1968 года на судах с подвесными моторами стал 33-летний американец, бизнесмен из города Бриджтон — Кенни Китсон. На корпусе фирмы «Свитцер Крафт» за 8 часов гонок он прошел 824 км — на 64 км больше, чем победитель прошлогоднего марафона. На прямой катер Китсона развивал скорость до 145 км/час, а средняя скорость за все восемь часов марафона составила 102,9 км/час. При этом, в отличие от подавляющего большинства участников, Китсон всю гонку вел один — без смены. Стоит отметить, что он — ветеран гавасского марафона, однако до этого года ему не везло: лучшим результатом было 10-е место в 1966 г. И вот теперь он честно завоевал первый приз — 10800 долларов, переходящий приз Мак-Куллога и несколько «вещевых» призов. Так были вознаграждены упорство, любовь к спорту и, конечно, немалое мастерство. Случайно подобные гонки не выигрывают!
Чезаре Скотти и Карло Розини соответственно получили 7650 и 2750 долларов. Трофей «Пепси» за лучший результат в классе S и памятный кубок имени Ханка Бовмена за высокое искусство вождения катера, показанное при первом участии в марафоне, были вручены тому же Скотти.
Общая сумма денежных призов пятого марафона равнялась 30 000 долларов. Присутствовавший на гонках председатель правления корпорации «Аутборд Марин» Ральф Эвинруд заявил, что марафон произвел на него большое впечатление своим размахом, и поскольку эти гонки являются подлинным испытательным полигоном для моторов и судов, он лично добавляет еще 20000 долларов для призов марафона 1969 г. Итак, это будут, безусловно, самые «богатые» гонки, что несомненно еще больше повысит интерес к ним как участников, так и зрителей. Председатель оргкомитета Роберт П. Мак-Куллог предупредил, что в Правила марафона и в систему распределения призов будут внесены существенные изменения, о которых будет заблаговременно объявлено.
В одном из наших обзоров отмечалось, что организаторы марафона на озере Гавасу заинтересованы в участии в соревнованиях советских гонщиков. Остановка за техникой, в основном за мощными моторами. В ближайших планах и утвержденном типаже предусмотрен выпуск моторов с рабочим объемом до 700 см3. Практически это мотор порядка 50—60 л. с., который может быть форсирован на 10—15%. А с двумя такими моторами уже смело можно выступать и на Гавасу! А может быть, не дожидаясь выпуска этих моторов, использовать имеющиеся в некоторых клубах и обществах мощные подвесные моторы зарубежного производства? В этом нет ничего зазорного. Выступают же скутеристы всего мира на одних и тех же моторах «Кениг» и «ИВЛ». Да и на Гавасу, как мы видели, использовались практически одни и те же американские моторы мощностью 115 и 125 л. с.
Раз уже речь зашла о моторах, познакомимся с последней новинкой автомобильной фирмы «Крайслер», о подвесных моторах которой сообщалось в обзоре в 10-м выпуске. Речь сейчас идет о новейшем моторе, показанном на фото. В сущности говоря, это — гоночная модификация стандартного четырехцилиндрового мотора, имеющего мощность 105 л. с. при 5000 об/мин и рабочем объеме 1581 см3. Основными конструктивными изменениями являются специально гоночная «зализанная» сигара и специальный гребной винт диаметром 254 мм. Поставлены два мегафона, регулируемые по длине (для облегчения запуска) и настроенные на получение максимальной мощности при 5400 об/мин. Мотор снабжен двумя карбюраторами гоночного типа и двумя помпами для горючего. Отношение редукции 14:15. Два специальных поршневых кольца имеют ширину 1,58 мм. При максимальных оборотах гоночный мотор развивает мощность 135 л. с.; его сухой вес 106 кг. Мотор предназначен для таких соревнований, как многочасовые марафоны и океанские гонки, где требуются высокая надежность и большая мощность. Пока выпущено лишь ограниченное число моторов описываемой модели, но ожидается, что на больших гонках текущего сезона такие «Крайслеры» уже смогут потеснить «монополистов» с маркой «Меркюри».