Утро 10 мая 1969 г. Этого дня с нетерпением ожидали любители водного слалома Ленинграда. Час езды на электричке, еще 30 минут ходьбы бодрым темпом — и мы в знаменитой Линдуловской корабельной роще, заложенной еще по указу Петра I. Здесь, на реке Рощинке проводятся соревнования на приз открытия сезона Ленинграда, не менее интересные, чем гонки на Амате, уже хорошо известные читателям сборника.
Все усиливающийся гул говорит о том, что река близко. До начала соревнований она была немноговодна, но, чтобы трасса соревнований отвечала норме по скоростному напору, на ГЭС подняли запорные щиты. Теперь вода ревет, просто не верится, что жалкая летом речушка может обладать такой мощью! С моста хорошо видны и лагерь и трасса. Участников на этот раз не меньше, чем в прошлом году, хотя трассу значительно усложнили. Болельщиков тоже прибавилось — погода решила побаловать поклонников водного слалома. Молодежь в пляжном одеянии.
Поток — весь в белоснежной гриве, яростно обрушивается на скалистый правый берег. В узком месте трое ворот, а прямо посередине трассы великолепный валун, который открывает путь к финишу одним и не пускает менее сноровистых. Вот вылетела первая байдарка, она успешно преодолела все ворота, но оказалась прижатой к этому валуну. Двое с перекошенными лицами стараются выйти на струю, рывок — другой и... многоголосое «ах»! Блеснув днищем, перевернутая байдарка, подхваченная потоком, обгоняет свой экипаж и самостоятельно мчится к финишу. Есть работа спасателям!
В нелегком поединке сошлись слепая, яростная мощь реки и воля человека-спортсмена. Трудно поверить, что хрупкое сооружение из трубок и брезента в состоянии противостоять потоку. Но вот на головоломной 550-метровой дистанции с 17 воротами мастера — А. Жуков и В. Лебедев, в прошлом призеры подобных соревнований, выступающие за институт авиационного приборостроения. Любо посмотреть на их работу! Настолько отточена техника, что кажется без всяких усилий байдарка берет ворота за воротами, Неудивительно, что они и на этот раз стали победителями среди мужских парных экипажей. Сразу же отметим, что за два дня в этой группе участников было дано 73 старта (и в 29 случаях дело кончилось переворачиванием байдарки).
Не повезло гостям из Эстонии: удачно пройдя треть дистанции, они попали в прижимную струю, и теперь байдарке никак не отойти от берега. Один из гребцов, отстегнув фартук, валится в холодную воду и разворачивает байдарку, но стоит ему замешкаться с посадкой, как поток плотно сажает корму судна на лобастый валун. Вот она, мягкая оболочка! Давно уже идет речь о том, что пора выделить отдельный подкласс «жестких» корпусов — судов из стеклопластика. И прошедшие соревнования подтвердили эту мысль. Экипажи, шедшие на «мягких» корпусах, особенно во второй половине соревнований — по малой воде, «бледно» выглядели, по сравнению с обладателями пластмассовых байдарок. Там, где первые обязательно садились «на мель», а то и переворачивались, «пластики» проходили свободно. В этом году пластмассовых лодок было уже много!
Когда на трассе появляются одиночки, восторг толпы зрителей не поддается описанию. Понятно — на каяке человек остается один на один со стихией! Плоские эллипсовидные суда почти скрыты водой, и зритель видит лишь смельчака, оседлавшего поток. Жаль, что стартовало всего 19 спортсменов!
Смешанные экипажи пытались пройти дистанцию 41 раз. Общий вывод таков, что это была самая интересная часть соревнований, — так изящно проходили дистанцию эти байдарки! Штрафных очков они получили меньше всех. Здесь победили гости — представители Таллинского клуба туристов супруги Марианна и Алло Хютте, которые прошли лучше занявших последующие призовые места пар ЛИАПовцев (Е. Фишман и В. Кириченко; О. Богданова и В. Цветков). Однако в командном зачете вышла на 1-е место и завоевала приз команда ЛИАП.
Обратно едем молча. Потом оказалось, что не один я пришел к такому выводу — в будущем году обязательно самому попробовать счастья в этих интереснейших соревнованиях.