«19 апреля 1969 года. Меня встречает катер с журналистами. На его борту мои друзья, мой отец. Какое счастье видеть их всех! Но усталость берет свое. Прошу их последить за моим судном, пока я немного вздремну. Смена ветра, однако, скоро заставляет меня вновь подняться на палубу».
Эта запись сделана в вахтенном журнале Робином Нокс-Джонстоном на 310-й день плавания. Еще через два дня Плимут торжественно встречал первого участника «нон-стопа» — кругосветной безостановочной гонки яхтсменов одиночек, организованной под эгидой английской газеты «Санди Таймс». Первого и единственного! Ни одному из остальных яхтсменов, вышедших в разное время летом прошлого года в это беспримерное в истории плавание, не суждено было достичь цели.
С тех пор как Френсис Чичестер, а за ним Алек Роуз с одной единственной передышкой обогнули по океану земной шар, мечта совершить безостановочный виток вокруг планеты овладела многими известными мореплавателями. Среди тех, кто откликнулся на предложение принять участие в «нон-стопе», не было новичков. Люди мужественные, не раз встречавшиеся один на один со свирепой стихией, они знали, что их ждет в пути и были готовы к любым трудностям.
Пятеро участников гонки вынуждены были, однако, сложить оружие уже на первом ее этапе.
Потерпел неудачу Д. Риджуэй, тремя годами раньше пересекший Атлантику на весельной шлюпке. Его 9-метровый шлюп «Инглиш Роуз», захваченный штормом в районе экватора, получил непоправимые повреждения, и мореплавателю пришлось искать убежища у берегов Бразилии.
«Дистикус» — яхта, на которой шел Ч. Блит — товарищ Риджуэя по шлюпочному походу, с поломанным рангоутом и трюмом, полным воды, пришвартовалась в гавани Ист-Лондона (ЮАР).
Выбыл из числа претендентов Д. Кароццо, госпитализированный в одном из портов Португалии с тяжелым желудочным заболеванием.
В районе мыса Доброй Надежды ураганной силы ветер положил парусами на воду и заставил совершить полный оборот через киль яхту Б. Кинга «Гелуэй Блейзер», спроектированную и построенную специально для этого плавания. Потеря обеих мачт заставила мореплавателя запросить помощи.
В тех же широтах при аналогичных обстоятельствах лишился возможности продолжить плавание Л. Фужерон.
Четверым оставшимся, казалось, улыбнулось счастье. Пройдя ворота в Индийский океан, они встретили здесь сравнительно спокойную погоду. Свежий ветер сменялся штилями, порой налетали штормы, но не той разрушительной силы, которая характерна для сороковых широт.
Мореплаватели благополучно миновали южную оконечность Австралии, прошли грозу моряков всех времен — мыс Горн.
Нокс-Джонстон, стартовавший почти на два месяца раньше конкурентов, сохранял лидерство. Его «Сухали» была слишком тихоходна, чтобы добыть своему капитану 5000 фунтов стерлингов — награду участнику «нон-стопа» за лучшее время на дистанции. У Нокс-Джонстона оставалась, однако, реальная надежда стать обладателем Золотого Глобуса — приза, учрежденного «Санди Таймс» для мореплавателя, первым завершившего безостановочный кругосветный рейс.
Шансы на «Золотой Глобус» сохранялись, однако, и у Б. Муатисье, яхта которого «Джошуа» делала в среднем 105 миль в сутки против 95 «Сухали». Неожиданно 18 марта французский мореплаватель изменил курс и вместо того, чтобы подниматься к северным широтам, направился к мысу Доброй Надежды. Двумя неделями позднее он передал на борт встреченного им судна свои дневники и письмо к издателю французского журнала «Bateaux» Пьеру Лава.
«Я не имею никакого желания возвращаться в Европу, — писал Муатисье. — Покинуть Европу и вернуться туда без единой остановки — это, на мой взгляд, все равно, что идти ниоткуда в никуда.
Мое решение не причуда, не внезапный жест отчаяния. Я начал задумываться о нем, находясь еще в Индийском океане, и окончательно укрепился в своей идее после мыса Горн.
С этого момента спокойствие снизошло в мою душу, токсины усталости исчезли из моего мозга. Мой дальнейший путь прояснился окончательно: на восток, к мысу Доброй Надежды, к Австралии и далее в Тихий океан».
Решение Муатисье трудно понять до конца. Очевидно одно: человек нелегкого жизненного пути (он родился в Индонезии, долгие годы скитался по свету), мореплаватель, писатель и философ, он принял его не ради газетной шумихи. Но кто знает, какую роль сыграло в этом 300-дневное пребывание один на один с океаном.
Нигель Тетли — третий участник гонки, которому удалось обогнуть Австралию и Америку, на вопрос о том, как отразилось на нем самом совершенное плавание, ответил:
«Не надо думать, что, пройдя через океаны, человек остается тем же, кем был раньше. Перед стартом в Плимуте мы стали большими друзьями с Бернаром Муатисье. И хотя мы были конкурентами, я все больше и больше убеждался в том, что дух соперничества совершенно чужд Бернару. Мне это было трудно понять до тех пор, пока я сам не пробыл сотню дней в океане».
Тетли не удалось закончить плавание: 20 мая в нескольких ста миль к северу от Азорских островов, когда до конца пути оставались считанные дни, его тримаран «Виктрис» потерпел аварию. Бурей был поврежден левый поплавок. Мореплаватель подал сигнал бедствия, а затем вынужден был на надувной шлюпке покинуть судно. Спустя некоторое время ему удалось установить радиосвязь с американским самолетом, который навел на него итальянский танкер. После своего спасения Тетли заявил: «Рассказ о моем плавании, может быть, принесет пользу другим, но что касается меня, то никогда в жизни я не выйду в море в одиночку».
После неудачного финиша Тетли в море остался один — последний участник гонки, который мог претендовать на приз за лучшую скорость. Дональд Кроухарст на тримаране «Тайнмаут электрон» проделал большую часть пути со средней скоростью 112 миль.
Последнее сообщение от него пришло на 235-й день плавания, когда «Тайнмаут электрон», обогнув мыс Горн, приближался к экватору. После этого связь с ним установить не удалось.
В июле тримаран Кроухарста был обнаружен в районе Азорских островов. Капитана на борту не оказалось. Поиски не дали результатов — остается предположить, что буря, повредившая «Виктрис», стала и причиной гибели Кроухарста.
Нокс-Джонстон стал обладателем обоих призов. Ему удалось то, что не смог сделать никто другой и что, по-видимому, все же выше человеческих возможностей.