Три главные морские дороги соединяют Европу с Америкой Первая — самая короткая — идет по прямой линии от Плимута до Нью-Йорка. Для парусных судов она, однако, малодоступна из-за встречных течений и неблагоприятного направления господствующих ветров.
Капитаны крейсерских яхт, направляющихся в США, предпочитают ходить старой торговой дорогой — кружным путем через южную Атлантику. Здесь, в субтропиках, течения ориентированы с востока на запад, ветры чаще всего попутны, а мягкий климат делает плавание менее утомительным.
Третья дорога огибает зону встречных течений с севера. Она гораздо короче южной, но и много сложнее. Холодом веет с ледяных полей Гренландии. Туманы нередко сокращают видимость до мили, а то и меньше; невидимые в их пелене встают на пути глыбы айсбергов. Однако тому, кто стремится как можно быстрее достичь берегов Америки, приходится пренебрегать опасностью. Вот почему победители всех трех прошедших ранее трансатлантических гонок яхтсменов-одиночек шли северным путем.
Первым среди них был Фрэнсис Чичестер. В 1960 г. он на своей «Джипси Мот III» финишировал в Ньюпорте через 40 дней после старта. Четыре года спустя ему удалось совершить этот переход на 10 суток быстрее, но на финише гораздо раньше него был француз Эрик Табарли. Рекорд Табарли — 27 дней 1 час и 58 минут — побил англичанин Джефри Вильямс — победитель «Трансатлантики-68»: он пересек океан за 25 суток 23 часа 57 минут. То, что четвертые по счету гонки 1972 года дадут новый рекорд, ни у кого не вызывало сомнений. Но кто будет рекордсменом?
В качестве наиболее вероятных победителей называлось несколько человек. Надеждой англичан, выставивших наибольшее число участников, был даже не многоопытный 71-летний Чичестер, а менее известный мореплаватель — Брайен Кук. Правда, в предыдущей гонке он занял всего лишь 6-е место, выступая на 9,7-метровой яхте «Опус», но теперь у Кука была великолепная «Бритиш Стил» — яхта, на которой Чэй Блит в 1970 г. совершил свой безостановочный рейс вокруг земного шара в западном направлении, против ветров и течений.
Хорошие шансы имел американец Том Фоллет, занявший в 1968 г. 3-е место на своей аутригерной лодке «Чиес». На этот раз у Фоллета тоже было новое судно: тримаран, названный почти так же, как и предыдущая яхта, — «Три чиес» (т. е. «Троекратное ура!»).
Однако наибольшие шансы, по общему мнению, имели французы. Внимание среди них привлекли прежде всего две фигуры — Жан-Ив Терлен и Алэн Кола.
Терлен известен как участник второй гонки одиночек, в которой он, выступая на 10-метровом шлюпе «Магеллан», занял 10-е место. Но теперь, пожалуй, о нем заговорили в первую очередь в связи с его новой яхтой. Судно Терлена «Вандреди трез» (в переводе «Пятница, тринадцатое») заслуживает того, чтобы о нем было рассказано особо.
Чтобы быстрее всех пересечь океан, нужно не только выбирать кратчайший путь, но и иметь самую большую яхту — свидетельствует опыт всех предыдущих гонок через Атлантику. Длина «Джипси Мот III» составляла 12,06 м; «Пан Дюик II» Э. Табарли имел уже большую длину 13,6 м, а последняя «Джипси» Чичестера и «Сэр Томас Липтон» Дж. Вильямса еще больше — по 17 м. Но то, что в %том смысле представляет собой «Трез», превосходит любые привычные пределы: длина яхты Терлена превышает 39 м, а площадь ее парусов 260 м2. Никогда еще ни одному мореплавателю не приходилось в одиночку управлять парусным судном подобных размеров!
Главная идея проекта, разработанного известным конструктором американцем Диком Картером, заключалась в том, чтобы яхта могла ходить с хорошей скоростью как можно круче к ветру, иначе говоря, была способна пересечь Атлантику по кратчайшему пути — первой дорогой с частыми противными ветрами.
Для уменьшения сопротивления воды корпус яхты сделан необычайно длинным и узким (длина по ватерлинии 36,5 м; ширина 4,9 м). Отношение длины к ширине у «Трез» равно 7,5, в то время как у яхт 12-метрового класса, гоняющихся на «Кубок Америки», оно не превышает 4,0, а у одной из лучших крейсерско-гоночных яхт голландской «Штормвогель» составляет 4,56.
Габаритная осадка «Трез» равна 3,3 м. однако сам корпус яхты погружен в воду всего на 0,7 м; остальное приходится на массивный Плавниковый фальшкиль. Площадь этого фальшкиля достаточна для того, чтобы яхта могла идти с минимальным дрейфом на самых острых курсах. Вес его, правда, не может компенсировать недостаточную начальную остойчивость узкого корпуса, поэтому яхта даже в умеренный ветер обречена ходить с изрядным креном.
Не менее удивительно парусное вооружение «Трез». По типу это трехмачтовая шхуна; яхта несет три косых паруса, каждый из которых представляет собой стаксель с рейком на нижней шкаторине. Глядя на «Трез» сбоку, можно подумать, что это три грота, только развернутые гиками вперед.
Причины, побудившие Картера выбрать такое парусное вооружение, также обусловлены главной идеей проекта. Известно, что именно большие стакселя обеспечивают основную движущую силу на курсах, близких к бейдевинду, когда важно, чтобы поток воздуха обтекал парус, как крыло, с возможно меньшими искажениями. Грот в таких случаях работает недостаточно эффективно из-за завихрений, образующихся у мачты.
Трехмачтовому вооружению предпочтение отдано в связи с тем, что возможные комбинации из одного, двух и трех парусов позволяют приспособиться практически к любой силе ветра. Управлять же их подъемом и спуском, как и регулировкой относительно ветра, рулевой имеет возможность не выходя из кокпита — с помощью фаловых и шкотовых лебедок.
«Трез» была укомплектована всеми устройствами, необходимыми для плавания через океан в одиночку. Два двигателя «Вольво Пента» обеспечивали подзарядку аккумуляторных батарей и работу приборов. На яхте были установлены радиопередатчик и приемник, автоматическое подруливающее устройство, работающее с помощью электродвигателя, включаемого фотоэлементами на компасе... «Если бы хоть половина всего этого великолепия работала до конца плавания, — сказал после финиша в Ньюпорте Терлен, — я пришел бы в Америку тремя днями раньше».
К сожалению, как следует обкатать яхту перед выходом мореплавателю не удалось — постройка «Трез» была закончена всего за несколько недель до начала гонки. Несравненно лучше чувствовал себя в этом отношении Алэн Кола, в распоряжении которого был знаменитый «Пан Дюик IV».
Знакомство Кола с «Пан Дюиком IV» началось в ту пору, когда Табарли готовил этот тримаран к III трансатлантическим гонкам. Узнаво трудностях с подготовкой судна, которые испытывал его товарищ, а с Табарли они ходили вместе еще на «Пан Дюике III», Кола, не медля, поспешил на помощь. Позднее, когда Табарли после двух аварий должен был отказаться от выхода в Атлантику, они вместе вывели «Пан Дюик IV» в Тихий океан, чтобы выступить в гонках Лос-Анджелес — Гонолулу. Затем из Гонолулу они пошли на Таити, оттуда в Нумеа. Там Табарли окончательно утвердился в своем решении продать тримаран (он в это время решил готовиться к транстихоокеанской парусной гонке, которую и выиграл на своем испытанном «Пан Дюике III»), а Кола — купить его.
Став капитаном «Пан Дюика», Кола в 1970 г. успел выступить на нем в традиционных гонках Сидней — Хобарт, а в 1971 г. — совершить плавание из Австралии в Европу. В общей сложности он наплавал на нем 40000 миль, из которых последние 10000 миль — в полном одиночестве. За 260 ходовых дней тримаран показал среднюю скорость 154 мили в сутки. Кола получил полное представление о способности своего судна ходить круто к ветру и о собственном умении управляться на палубе без посторонней помощи. С учетом этого опыта он и заявил, что намеревается закончить трансатлантическую гонку за рекордное время — 20 суток. Напомним, что в конце 1970 г. Чичестер на своей новой «Джипси» Пытался добиться такого результата, но не смог: его рекордный переход — последний переход Чичестера через Атлантику — занял 22 дня!
Так выглядели основные претенденты на победу в IV трансатлантической гонке одиночек, организованной английской газетой «Обсервер». Не исключалось, однако, что у них может оказаться немало серьезных конкурентов. Большинство из 59 яхтсменов, допущенных после 500-мильного испытательного одиночного плавания на старт в Плимуте, располагали и достаточным опытом, и хорошо подготовленными судами. Среди участников IV гонки, рекордной по числу стартовавших яхт (52 вместо 35 в 1968 г.), были представители 10 стран. Больше всего, уже по традиции, было англичан (23) и французов (14). Впервые в Атлантику вышли яхтсмены-одиночки из Польши (трое) и Чехословакии (один).
Старт был дан в субботу 17 июня в 12 часов по Гринвичу. Теплая маловетренная погода, стоявшая в течение многих дней, начала к этому времени понемногу портиться. Оделись в серые тона небо и море. Юго-западный ветер, не превышавший 3 баллов, стал проявлять склонность к усилению. К концу этого первого дня вперед уже вышла «Вандреди трез», опередившая на несколько миль ближайших к ней «Пан Дюика» и «Три чиес».
18 июня. Погода продолжала ухудшаться. С дистанции стали поступать первые сообщения об авариях. На 20-метровом тримаране «Уайльд роки г» француза Ж. Шарпантье выломало краспицу и он повернул в Плимут. Следом сошел с дистанции О. Дебра — единственный участник, представлявший Бельгию: на его пластмассовом кэче «Ольва-II» потек бак с горючим и большая часть продуктов, взятых в плавание, оказалась подпорченной.
19 июня. В результате поломок еще две английские яхты — 10-метровый шлюп «Тулоа» Г. Митчела и 8,5-метровая «Саммерсанг» Э. Спединга — вынуждены были сойти с гонки. Капитан одной из самых больших яхт «Стронгбоу» М. Майнтер-Кемп при постановке генуэзского стакселя получил травму, но решил продолжать плавание.
20 июня. Встретив свежий противный ветер, большинство участников отдало предпочтение южному пути; среди них оказались «Джипси Мот V» Чичестера и все яхты малых размеров. Северным маршрутом пошли «Трез», «Бритиш стил», «Стронгбоу», «Секонд лайф» и «Пан Дюик».
Шарпантье, исправив повреждение, вновь вышел в море.
22 июня. Согласно сведениям, полученным по радио, гонку возглавила «Бритиш стил». Нет, однако, никаких известий с «Трез» и с «Пан Дюика».
23 июня. Еще два участника сошли с дистанции: американец Джерри Картрайт — его «Скаффер-III» водоизмещением 5,8 т получила пробоину, и чех Рихард Конкольский — капитан одной из самых маленьких среди представленных на гонке яхт 1,7-тонного иола «Ника» (построенного им самим). Во время шквала сломалась мачта; Конкольский, соорудив из обломков рангоута аварийное вооружение, вернулся под ним в Плимут.
24 июня. Число участников гонки вновь уменьшилось на двоих. Потеряла мачту яхта «Бристоль Фэшн» — еще одна «малютка» водоизмещением всего в 1,5 т; англичанину Максу Бартону ничего не оставалось, как повернуть и с хорошим попутным ветром добираться до Плимута. Француз Эжен Ригидель на 7,5-тоииом шлюпе «Оникс» из-за поломки Лебедки стаксель-фала вынужден был зайти на Тринидад.
25 июня. В южной Атлантике ветер упал, а на севере остается на уровне штормового. Потеряна связь с Чичестером. Это вызывает общее беспокойство в связи с тем, что перед выходом мореплаватель выказывал признаки чрезвычайной усталости.
26 июня. В районе следования северной группы участников продолжает штормить. На «Бритиш стил» оборвались топванты, повреждена краспица. Брайен Кук, чтобы исправить повреждения, пять раз подряд поднимался на мачту; при 30-градусном крене на большой волне это было непростым делом.
С этого дня прекратилась радиосвязь с большинством участников гонки, так как они вышли за пределы слышимости центральной радиостанции «Франс-II».
27 июня. Получено известие от Чичестера, переданное со встреченного им судна. «Я болен, — сообщил мореплаватель, — помощи не требуется, Все в порядке». Однако, как выяснилось позднее, продолжать гонку Чичестер не решился: «Джипси Мот V» легла на обратный курс.
Картрайт и Бартон, возвращавшиеся для ремонта, вновь вышли в океан.
28 июня. На берегу все больше беспокоятся за Чичестера. За «Джип-си» ведется постоянное наблюдение с самолета.
Чех Конкольский, успевший заменить мачту, тоже вышел из Плимута.
29 июня. Итальянец Эдуардо Гюзетти с борта шлюпа «Намар-IV» запросил помощь. С Азорских островов выслали катер. Гюзетти находился в состоянии крайнего изнеможения и его немедленно пришлось госпитализировать.
Получено тревожное сообщение от Чичестера: «Чувствую слабость. Меня все время знобит». И снова на помощь устремились катера береговой службы. Позднее Фрэнсис Чичестер был снят с яхты вертолетом и доставлен в плимутский госпиталь. (Прославленному мореплавателю не суждено было еще раз ступить на палубу «Джипси» — 17 сентября он скончался).
30 июня. Поступило сообщение, что гонку вынужден прекратить датчанин Ж. Дикстра. Его 22-метровый кэч «Секонд ланф» — самое большое после «Вандреди трез» судно — потерял грот-мачту и был отбуксирован попутным судном к Ньюфаундленду.
В северной Атлантике продолжает штормить.
В Плимут вернулся англичанин К. Элиот. Его 10-метровый шлюп «Лорик» был двенадцатым судном, вынужденным покинуть дистанцию гонки из-за полученных повреждений (четыре из них после ремонта уже снова находились в океане).
Отсутствие радиосвязи с большинством яхт не дает возможности определить, кто же идет во главе гонки. Судя по отрывочным сообщениям, которые удалось принять наземным станциям, одним из лидеров северной группы остается «Брнтиш стил», где-то неподалеку за ней идет «Три чиес». Одиако многодневное молчание Терилена н Кола оставляет общую картину на дистанции крайне туманной. Особых причин для беспокойства за судьбу обоих французов нет, — погода установилась на редкость ясная, а усиление ветра не могло представлять опасность для таких гигантов, как «Вандреди трез» и «Пан Дюик IV».
О положении одного из них стало известно только 3 июля, когда американская станция неожиданно обнаружила в эфире едва различимые сигналы, передававшиеся с борта «Трез». Удалось разобрать, что у Тер-лена все обстоит благополучно, только никак не удается наладить нормальную работу радиостанции. Положение «Трез» на момент радиосвязи было: 54° западной долготы и 42°30' северной широты. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что Терлену оставалось пройти примерно четверть пути. Было ясно: если ему удастся сохранить такой темп продвижения к цели, то менее чем через неделю он будет в Ньюпорте.
Становилось очевидно, что рекорд трансатлантической гонки одиночек, установленный в 1968 г. Д. Вильямсом, и даже 22-дневный абсолютный рекорд Чичестера доживают последние дни. Но чтобы ответить на вопрос, кому будет принадлежать новый рекорд, нужно было, как минимум, знать еще положение «Пан Дюика». Однако Кола по-прежнему не подавал «признаков жизни».
Как выяснилось позднее, Терлен в Кола с самого начала гонки шли почти параллельными курсами. И тот и другой выбрали для себя кратчайший путь, рассчитывая без особых потерь времени преодолеть встречные течения и ветры благодаря высоким скоростным и лавировочным качествам своих судов. На карте маршрут «Пан Дюика» выглядит, правда, не таким целенаправленным, как у «Трез», но это, однако, никак не свидетельствует о неопытности Кола. Метания тримарана в начале дистанции с севера на юг на самом деле имели основательные причины. Специально для Кола через французский спутник «Эол» по нескольку раз в сутки передавали самые свежие метеосводки; это давало ему возможность оперативно выбирать наиболее выгодные курсы и в результате идти быстрее своего главного конкурента, несмотря на то, что яхта Терлена в бейдевинд имела преимущество.
Терлену же вскоре после выхода из Плимута вообще пришлось забыть о существовании береговых метеостанций. Великолепное электронное оборудование, установленное на «Трез», полностью вышло из строя, отказал даже радиоприемник. Мореплавателю ничего не оставалось, как рассчитывать только на интуицию и собственные прогнозы.
На «Пан Дюике» все оборудование функционировало отлично: Кола хранил молчание, не желая ставить своих конкурентов в известность о своем местоположении. Единственным повреждением, которое пришлось устранять на ходу, была поломка подруливающего устройства. Чтобы исправить его, Кола, правда, вынужден был совершить рискованную прогулку за борт, но все обошлось вполне благополучно.
Интересно, что на 12-й день плавания эти лидирующие яхты неожиданно оказались друг от друга в пределах видимости. Заметив на горизонте косые паруса «Трез», которая шла южнее, Кола изменил курс, чтобы проконтролировать противника,и прошел у него по носу. Терлену, однако, после этой встречи показалось, что Кола теперь ему не страшен: ошибка, которую, по его мнению, допустил капитан тримарана, спустившись к югу, лишала «Пан Дюика» шансов прийти в Ньюпорт первым...
Ведя свою яхту курсом, столь прямым, что ему мог бы позавидовать капитан любого лайнера, Терлен к исходу 20-го дня плавания — 6 июля — вышел в зону видимости плавучего маяка Нантукет, расположенного в 80 милях от Ньюпорта. Ветер, правда, стал закисать, и «Трез», с трудом преодолевая встречное течение, продвигалась вперед не более чем двухузловым ходом. Тем не менее, на следующий день и с маяка смогли обнаружить яхту. Итак, в Ньюпорте стали готовиться к встрече «Трез». В победе Терлена уже никто не сомневался. Совершенно неожиданно для всех, когда солнце уже стало клониться к горизонту, с наблюдательной вышки порта сообщили о каком-то парусном судне, находящемся еще ближе — всего в десятке миль от берега. Это финишировал «Пан Дюик IV».
Терлен недооценил своего противника. Оказывается, после встречи в океане, стоило парусам «Трез» скрыться за горизонтом, Кола вновь лег на прежний курс норд-ост. Свежий ветер, дувший теперь в галфвинд, позволил «Пан Дюику», как и все тримараны, лучше всего идущему полными курсами, показать, на что он способен. «Эта часть плавания была туристским вояжем, — рассказывал потом Кола — хотя я практически не отходил от руля, понимая, что для победы нужно дорожить каждой секундой».
«Пан Дюик IV» пересек линию финиша 7 июля в 20 часов 10 минут по местному времени или 8 июля в 1 час 10 минут по Гринвичу. Кола с предельной точностью выполнил обещание, данное им перед стартом: пройти через Атлантику за 20 дней. Он установил новый рекорд гонки, более чем на 5 суток улучшив время, показанное четыре года назад Д. Вильямсом, и на 3 суток — время Чичестера.
Стоило «Пан Дюику» ошвартоваться у пирса, как ветер, словно почувствовав, что главная задача выполнена, стал стихать и вскоре упал до штилевого. Терлена к этому моменту отделяло от Ньюпорта не более двух часов хорошего хода, потребовалось, однако, более полусуток напряженного труда, прежде чем «Трез», ловя крохи берегового бриза, сумела добраться до финишной линии.
«Не удивлюсь, если в недалеком будущем и трансатлантические гонки будут выигрываться, как на олимпийской дистанции, на последних метрах перед финишем», — так комментировал обозреватель французского журнала «Бато» Ж. Петипа приход в Ньюпорт двух яхт своих соотечественников.
Гонку «Трансатлантика-72» благополучно закончили 43 участника из 52 стартовавших (см. таблицу). Впервые среди тех, кто смог одолеть эту трудную дистанцию, были женщины — француженка Мари-Клод Фору и полячка Тереза Ремишевская. Первая на 10-метровом шлюпе «Алоа-VII» финишировала в Ньюпорте 14-й, вторая на 12-метровом иоле «Коммодор» пришла 39-й.
По-видимому, следующая гонка через Атлантику, которая состоится теперь в 1976 г., привлечет еще большее число яхтсменов. Кто будет ее победителем, какое он покажет время — сейчас можно только гадать. Одно несомненно: идти ему придется кратчайшей дорогой, а яхта его должна быть по нынешним меркам чем-то фантастическим.