Помочь понять смысл водно-моторных гонок, полюбить этот мужественный вид спорта и должны публикации, которые будут помещаться под рубрикой «школа болельщика» (такого же рода материалы готовятся о парусном и воднолыжном спорте).
На берегу праздничное оживление. Развеваются по ветру стяги с эмблемами спортивных обществ, флаги расцвечивания. У причалов и прямо на берегу — десятки сверкающих лаком гоночных судов, около них спортсмены, тренеры.
Торжественный парад открытия, очевидно, закончился (мы на него опоздали), но до старта еще есть время. Пока не включился в работу радиокомментатор (к сожалению, на многих соревнованиях он вообще отсутствует), будем знакомиться с обстановкой самостоятельно.
Установленный на берегу большой циферблат (диаметром не менее 2 м) и пять небольших дисков под ним (с одной стороны они окрашены в черный цвет, а с другой имеют цифры — от 1 до 5) — это стартовые часы, по которым, находясь на трассе гонок или еще на берегу, можно видеть, сколько времени остается до открытия старта. Рядом с часами сигнальная мачта. Сейчас на пей поднят красный флажок, что означает «выход на воду судам, кроме специальных судейских, запрещен». Не слышно и рокота моторов — их пока заводить (даже на берегу) нельзя.
Поблизости от стартовых часов и сигнальной мачты разместилась судейская коллегия соревнований: судьи-хронометристы, судья на старте-финише, судьи — счетчики кругов и др. Отсюда подаются все сигналы гонщикам, здесь ведется хронометраж — отсчет времени, затраченного па прохождение дистанции каждым спортсменом, и наблюдение за правильностью взятия старта; сюда поступают все данные о ходе гонки от судей на поворотах.
Для наблюдения за гонками лучше всего поначалу расположиться где-нибудь поближе к судейской коллегии, так, чтобы были видны и стартовые часы, и сигнальная мачта. Советуем запастись блокнотом для ведения своего собственного «протокола». Перед началом гонки радиокомментатор объявляет класс и номера участвующих судов, фамилии и спортивные звания гонщиков. Это стоит записать, чтобы знать всех участников «в лицо».
Но вот взвивается ракета, одновременно на мачте опускается красный флаг — это значит «вода открыта»— и поднимается фанерный щиток, на котором написаны латинские буквы, например — SB. Первая из этих букв обозначает, что на дистанцию готовятся выйти мотолодки, а буква В, что рабочий объем установленных на них моторов не превышает 350 см3. О том, как обозначаются другие классы судов и с другими моторами, дает представление таблица 1.
![](https://www.barque.ru/img/articles/8528.jpg)
Отметим, что на стартовых часах с пуском ракеты пока (на целую минуту) ничего не изменилось: стрелка и диски находятся в прежнем положении, однако судьи уже начали отсчет пяти предстартовых минут.
В соответствии с правилами Международного союза водно-моторного спорта (УИМ — Унион Интернасьональ Мотонотик) на всех без исключения соревнованиях классных судов старт берется «с хода». Пять минут предстартового времени даются для того, чтобы спортсмен мог прогреть мотор, отойти от берега и занять такое положение «во времени и в пространстве», чтобы пересечь стартовый створ с минимальным опозданием.
Пора уточнить — где и как дается старт участникам гонки.
На воде против места расположения судейской коллегии — па траверзе, как говорят моряки, — обозначается участок длиной 100 метров и шириной от 20 до 150 метров — так называемая стартовая зона. Ее ограждают четыре буя, из которых два — в красную шашечку — образуют входные ворота и два других — в черную — выходные. Буи выходных ворот устанавливаются возможно точнее на стартовой линии — по створу, контролируемому с берега судьями.
Судно, прошедшее стартовую зону от входных ворот и пересекшее носом стартовый створ, считается стартовавшим.
Итак, идет предстартовое время. Посмотрите — на воде образовался своеобразный хоровод: лодки ходят по кругу, гонщики внимательно следят за стартовыми часами и за поведением соперников.
Вот истекла первая минута с момента подачи сигнала ракетой — и сразу же диск с цифрой 5 на стартовых часах повернулся тыльной стороной к гонщикам; прошла еще одна минута — «закрылась» цифра 4, затем 3 и 2.
В тот момент, когда до старта остается ровно 1 минута, приходит в движение стрелка большого циферблата, показывающая число секунд, оставшихся до старта.
Стрелка отсчитывает последний десяток секунд, суда начинают набирать скорость и подходить к стартовой зоне. В стартовой зоне движение разрешено только прямо, только вперед — от входных ворот к выходным, стартовым. Внимательно следя за гонщиками в эти последние секунды, вы можете заметить, что некоторые из них вдруг резко сбавляют ход: эти спортсмены погорячились, не рассчитали время, и теперь, чтобы не пересечь стартовую линию раньше стартового сигнала (во избежание фальстарта и последующей дисквалификации), стараются исправить положение.
Но вот секундная стрелка, обежав круг, замерла в вертикальном положении — истекла последняя секунда предстартового времени. Это и есть основной сигнал открытия старта. Его дублирует зеленая стартовая ракета, по, если вы решили замерить время прохождении гонщиками дистанции, включать свой секундомер надо не по ракете, а в тот момент, когда остановилась стрелка стартовых часов.
Опытные гонщики берут старт буквально секунда и секунду: едва стрелка замерла на нуле. Вырвавшись па «чистую», еще не взволнованную другими судами воду, они получают возможность беспрепятственно развить максимальную скорость. Менее опытные спортсмены стартуют где-нибудь в серединке, с опозданием секунд на десять. Наверстывать потерянное время им очень трудно — приходится идти по оставленной первыми лодками волне, да и «втиснуться» в лидирующую группу непросто.
Итак, взять старт «под ракету» — первое слагаемое успеха.
После открытия старта на мачте опускается табличка с обозначением класса стартовавших судов и поднимается — ровно на 5 минут — черно-белый шахматный флаг «старт разрешается»: пока он поднят, могут стартовать все опоздавшие.
По принятым у нас сейчас международным правилам соревнования могут проводиться на дистанциях 5, 10 или 15 статутных миль (1 статутная миля несколько меньше морской мили и равна 1609,3 м). У нас соревнуются только на двух дистанциях — 5- и 10-мильной (немногим более 8 и 16 км соответственно).
Трассу чаще всего делают круговой — в виде замкнутого кольца. У нас обычно длину круговой трассы выбирают равной 2682 м (1⅔ мили); таким образом, чтобы пройти дистанцию в 5 миль, нужно сделать три полных круга, а 10 миль — шесть кругов.
Трасса хотя и называется круговой или кольцевой, на самом деле представляет собой в плане не круг, а сильно вытянутый прямоугольник с двумя длинными и двумя короткими сторонами, сумма длин которых (периметр) равна выбранной длине трассы (т. е., как мы выяснили, чаще всего 1⅔ мили). На поверхности воды трасса фиксируется четырьмя буями оранжевого цвета, поставленным по углам — поворотными буями.
Гонщики всегда проходят трассу, оставляя буи с левого борта. У 1 и 2-го буев в одном конце трассы и у 3 и 4-го в другом на катерах находятся «судьи на повороте», которые отмечают номера проходящих судов, следят за правильностью огибания ими буев.
В некоторых случаях, когда невозможно сделать трассу прямоугольной (например, на слишком узкой акватории), ее прокладывают не по четырем, а по двум буям, в виде отрезка прямой, которую , надо пройти туда и обратно. Может показаться, что такая трасса легче для гонщика — вместо четырех поворотов только два, но это не так: на прямоугольной трассе повороты делаются на 90°, а здесь — уже на 180°, что намного сложнее. Трасс с двумя поворотными буями у нас немного (например, известная трасса в Тарту на очень узкой реке Эмайыги), а вот за границей они — распространенное явление.
Вернемся, однако, к нашей гонке. Прошло 5 минут после открытия старта — шахматный флаг опустился: «старт закрыт». Да и бессмысленно было бы теперь стартовать, поскольку 5 минут — это чуть ли не половина гоночного (контрольного) времени, установленного для прохождения 5-милыюй дистанции. Контрольное время, которое отсчитывается с момента открытия старта, устанавливают с учетом квалификации участников данной гонки, т. е. в зависимости от «ранга» соревнования. На чемпионате страны оно соответствует нормативу скорости для спортсменов I разряда или даже кандидатов в мастера спорта; на соревнованиях местного значения — нормативам II или III разряда. Уточним, что гонщики, не сумевшие финишировать до истечения контрольного времени, получают нуль очков (или, как говорят спортсмены, «баранку»), т. е. результат им не засчитывается.
На дистанции из трех кругов гонщику приходится делать 12 поворотов. Если на каждом он проиграет хотя бы пару секунд, общая потеря времени составит 20—30 секунд, а это уже — проигранные 3—4 км/час средней скорости! Техника огибания буев — второе слагаемое успеха.
На фото видно, что к бую № 1 почти одновременно подошли два скутера, но огибают они его по-разному. Один, сбросив скорость, резко поворачивает и идет по прямой к следующему бую, другой, не сбавляя хода, плавно огибает сразу и 3 и 4-й буи по большому радиусу. Какой способ лучше? Трудно сказать. Все зависит от мастерства гонщика да, пожалуй, еще и от качеств судна (важно то, как оно проходит поворот!)...
Гонщики, за которыми мы следим, уже обогнули 4-й буй и снова пронеслись мимо выходных буев стартовой зоны — пошли на второй круг. Вы, конечно, записали номера их судов — это лидеры. За ними идет основная масса участников. Суда растянулись по трассе, но всегда, как-то сами собой, образуются две-три группы из нескольких лодок, идущих борт о борт; это «автоматически» собираются примерно равные по силам спортсмены. Накал борьбы внутри такой группы бывает не меньше, чем между лидерами. Почти всегда во второй-третьей группе «кучно» идут спортсмены молодые, у которых еще не хватает опыта и расчетливости, но зато смелости и желания рискнуть — хоть отбавляй. За ними особенно интересно следить на поворотах, где на примерно равных скоростях, которые имеют суда, всегда есть шанс обойти соперника за счет тактического маневра.
Бывает (и нередко), что, сделав слишком уж крутой поворот, судно вдруг встает на борт и гонщик оказывается в воде. Каждый спортсмен, видящий впереди себя потерпевшего аварию товарища, должен остановиться и оказать ему помощь. Если, однако, оказавшийся в воде гонщик поднял руку — остальные могут идти дальше: это сигнал, что с ним ничего страшного не случилось. Помощь ему немного позже окажет специальное спасательное судно.
Обратите внимание: судно, только что буквально летевшее над водой, стоило только гонщику покинуть его, — остановилось Это сработали предохранительные аварийные устройства — «самосбрасывающаяся» ручка газа (если с нее соскакивает рука водителя, рычаг ее немедленно возвращается в положение «стоп») и выключатель зажигания (шнурок от него надевается на руку или прицепляется к спасательному жилету; гонщик выпал — зажигание выключается, мотор глохнет). Такие устройства совершенно необходимы на гонках. Практически ни одно соревнование не обходится без того, что кто-нибудь да не был выброшен из лодки. А представляете, что может наделать неуправляемая лодка с работающим на полную мощность гоночным мотором! К тому же, эта лодка стала намного легче (гонщика-то нет!) и скорость ее возросла...
За работоспособностью этих аварийных устройств, да и вообще за техническим состоянием судов следит специальная техническая комиссия судейской коллегии соревнований.
Гонка близка к завершению: в вашем блокноте номера лодок лидеров уже записаны два раза, — значит, теперь они идут на финиш. Если в конце первого и второго кругов гонщики могли и не проходить через входные и выходные ворота стартовой зоны, то теперь, завершая последний круг, они обязаны это сделать. В момент пересечения лодкой финишного створа (того же самого, который был стартовым в начале гонки) останавливается секундомер, записывается время, затраченное участником на прохождение дистанции. Число секундомеров, одновременно запускаемых судьями в момент открытия старта, всегда больше числа судов, участвующих в заезде: время трех первых участников засекается по двум, а иногда даже по трем секундомерам.
При пересечении финишного створа каждому гонщику дается отмашка — сигнал «финиш принят» шахматным бело-черным флажком; теперь участник может и сойти с трассы, для него гонка окончена. Но важно сойти с трассы так, чтобы не помешать своим отставшим соперникам — ведь они-то еще на трассе! Правилами строго оговорен такой порядок схода с трассы, который сводит к минимуму возможность опасных ситуаций.
Бывает и так: вводе бы по всем вашим записям выходило, что гонщик шел на финиш, после прохождения створа судьи дали ему отмашку, но... он почему-то продолжает на полной скорости идти дальше, снова огибает буй № 1, № 2 и т. д. Не удивляйтесь: просто спортсмен в пылу борьбы потерял счет кругам, а отмашки не увидел или посчитал, что ее дают другому, вот и пошел на лишний круг. Иногда по ошибке делают «сверх программы» не один, а даже два лишних круга (на результате, конечно, это не отражается) .
На трассе еще идут лодки — самые тихоходные или опоздавшие на старт, но вот взлетела красная ракета, а на сигнальной мачте подняли красный флажок: кончилось контрольное время. Участники, еще находящиеся на дистанции, увы, зачета не получат.
Обычно после окончания гонки делается перерыв на 5—10 минут для наведения порядка на трассе — нужно успеть отбуксировать к берегу остановившиеся суда, поправить буи. Судьи передают протокол гонки в секретариат для общего подсчета очков.
Распределение мест производится по порядку прихода участников на финиш. Однако если соревнование состоит не из одной, а из нескольких гонок в каждом классе (обычно так и бывает) для определения победителя применяются более сложные способы. Существуют две системы зачета: по средней скорости на дистанции и по очкам. Первая — сложнее. Чтобы определить среднюю скорость, показанную судном, нужно иметь точно промеренную трассу; требуются расчеты, занимающие немало времени. Зато получаются конкретные сравнимые результаты, по которым можно судить об абсолютном уровне мастерства спортсмена, о качествах его судна и мотора. У нас зачет по скоростям применяется, как правило, на всех крупных гонках, включая чемпионат страны и розыгрыш Кубка СССР.
При зачете по очковой системе к замерам трассы и скоростей не предъявляют слишком строгих требований (хотя скорости все-таки и определяют). В соответствии с таблицей, установленной правилами УИМ (табл. 2), в зависимости от занятого места каждому участнику начисляют определенное число очков. Просуммировав очки, полученные во всех гонках, выявляют победителя соревнований.
![](https://www.barque.ru/img/articles/8529.jpg)
Взглянув на таблицу, рекомендованную УИМ, обратим внимание на то, что разница в очках постепенно убывает от 100 между 1 и 2-м местами до единицы между 19 и 20-м. Достаточно на полкорпуса обойти лидера на финише — и между вами 100-очковый барьер, преодолеть который в следующей гонке ему будет трудно: для этого нужно победить. Понятно, что зачет по очкам делает гонки особенно острыми. Очковая система применяется на чемпионатах Европы и мира, состоящих, как правило, из трех-четырех гонок, в которых встречаются признанные асы мирового спорта. Здесь уже интереснее всего сам факт — «кто кого», а не показанные скорости.
Первую гонку вы посмотрели, находясь в районе старта — финиша. На вторую, пожалуй, есть смысл перейти поближе к бую № 1. К нему сразу после старта устремится вся масса гонщиков, суда еще не успеют растянуться по трассе, а скорости уже достигнут максимальных. Поворот у этого буя на первом круге — самый сложный для участников, самый интересный для болельщиков. Записывать номера лидеров можно и здесь; правда, точный порядок прихода на финиш вы узнаете только из сообщения радиокомментаторов или даже позже, когда посмотрите протоколы результатов, обычно вывешиваемые на доске объявлений в месте расположения участников.