Лосевский порог на Вуоксе (Карельский перешеек) — уже традиционное место соревнований ленинградских туристов-водников. И не только ленинградских. Как правило, здесь бывает много гостей из Прибалтики. Москвы, с Украины, из Белоруссии. А пятая встреча в Лосево, проходившая с 6 по 9 июля 1972 г., была соревнованием всероссийского масштаба. Первенство республики по технике водного туризма на двухместных разборных байдарках с мягкой оболочкой оспаривали 52 мужских экипажа и 52 смешанных. Рекордное количество участников для лосевской трассы!
Список команд выглядел очень внушительно. Съехались спортсмены из 14 областей и четырех автономных республик, из Приморского и Красноярского краев. Вне конкурса участвовали туристы-водники из Москвы и Ленинграда, Литовской ССР и Перми. И надо сказать, их результаты оказались заметно выше, чем у основной массы участников. К сожалению, отдельные команды были подготовлены к борьбе явно недостаточно: так, десять экипажей имели перевороты в обеих попытках и, естественно, не принесли ни очка своим областям.
В командном зачете убедительную победу одержали туристы-водники Московской области (г. Истра). Их мужские экипажи заняли первое (Н. Абалмасов — А. Некрасов, 747 штрафных очков) и второе (В. Степаненков — В. Некрасов, 805) места, а смешанный (И. Абакумов — Л. Канышева, 965) — второе.
На втором месте команда Красноярского края. Этот результат обеспечили А. Меньшиков и Ю. Губанов (818), занявшие 3-е место, и победители среди смешанных экипажей Ю. Анисимов и В. Тихонина (927).
Третий призер — команда куйбышевцев. Их представители Е. Сурнин и В. Сидорочева (1009) были третьими.
Дальше места распределились так: Свердловская и Кемеровская области, Карельская АССР, Волгоградская и Читинская области, Чувашская АССР. Завершают первую десятку хозяева трассы — спортсмены ленинградской области: в отличие от трех внеконкурсных городских команд, выступали они слабо.
Если говорить об абсолютных результатах прохождения 800-метровой лосевской трассы с 25 воротами прямого, заднего и обратного хода, то наименьшая сумма штрафных очков как раз у представителей внеконкурсной первой команды Ленинграда Б. Бороздина — Ю. Гонтаря (697) и В. Гутова — А. Акимова (698). Время второй пары даже лучше, чем первой: 8.58 против 9.17. Точно такое же положение и в таблице результатов смешанных экипажей: В. Водолажский и Л. Никулина из той же команды имели на 43 штрафных очка меньше, чем победители, при лучшем времени (9.44 против 9.57). Конечно, ничего удивительного в этом нет: Ленинград представляли опытные спортсмены, неоднократные призеры прошлых встреч.
Заканчивая отчет о первенстве России, хочется сказать два слова о бесконечных спорах, которые ведутся по поводу судьбы соревнований по технике водного туризма вообще. Отдельные руководители водного туризма считают, что эти соревнования в их сегодняшнем виде дублируют встречи по водному слалому, организуемые спорткомитетом, и поэтому их следует заменить ралли и ориентированием. С этим нельзя согласиться. Соревнования по технике водного туризма, проводимые на обычных туристских судах, — отличная школа подготовки к сложнейшим походам, хорошее средство агитации за водный туризм и в то же время великолепная база для развития на местах водного слалома как разновидности «чистого» гребного спорта. Что касается ралли и соревнований по ориентированию на водной трассе, то их, безусловно, также следует проводить; ведь это тоже техника водного туризма!