10 июля 1972 г. тысячи жителей Лондона, собравшихся на набережных Темзы, стали зрителями начала необычайного водно-моторного соревнования. Принцесса Маргарет дала старт, взревели мощные моторы, 21 катер с экипажами, руководимыми опытнейшими гонщиками континента, ринулся вниз по реке. Им предстояло, выйдя из Темзы, покорить 2600 морских миль Бискайского залива, Атлантики, Средиземного моря. Грандиозный водно-моторный марафон вокруг Европы по маршруту Лондон — Монте-Карло, о котором коротко уже сообщалось в 37 номере сборника, начался.
Что же за суда приняли участие в марафоне? Согласно положению, утвержденному организаторами гонки — Океанским водно-моторным клубом Англии и Королевской яхтенной ассоциацией, на старт допускались как катера с каютами, так и открытые катера двух национальных классов I и II. Суда обоих этих классов имеют одинаковые ограничения по длине корпуса — от 20 футов (6,10 м) до 45 футов (13,71 м) и практически ничем не отличаются, кроме литража главных двигателей. В классе I суммарный рабочий объем цилиндров не должен превышать 1000 куб. дюймов (16,4 л) для бензиновых установок и 2000 куб. дюймов (32,0 л) для дизельных. В классе II рабочий объем ограничивается для бензиновых двигателей цифрой 500 куб. дюймов (8,2 л) и для дизельных — 1000 куб. дюймов (16,4 л). При этом в обоих классах допускается применение как стационарных двигателей, так и подвесных моторов и даже смешанных установок, т. е. двигателя и моторов одновременно.
Для того чтобы максимально обеспечить безопасность участников, организаторы выдвинули обязательное требование — иметь на каждом катере две самостоятельные силовые установки. При этом оговаривалось, например, что двухвальные системы, работающие от одного двигателя, считаются за одну систему и такое судно должно быть оборудовано дополнительной самостоятельной установкой, обеспечивающей скорость катера не менее 5 узлов (9,2 км/час). Вообще же «скоростной ценз» для всех участвующих катеров устанавливался в 24 узла (44,5 км/час).
Сами катера должны были иметь палубу на длине не менее 50% длины корпуса, надежное устройство для аварийной буксировки, спасательные плоты. На каждом судне требовалось иметь две радиостанции с независимым автономным питанием. Одна из них должна была быть переносной аварийной установкой, работающей на стандартной для таких станций частоте 2182 герца; другая стационарная рация мощностью 25 ватт предназначалась для постоянной связи с судейскими и спасательными судами.
Следует еще добавить, что за право участия в соревновании владелец катера должен был внести определенную сумму (125 фунтов стерлингов), причем первоначальный «регистрационный» взнос не возвращался даже в случае последующего отказа от выступления в гонке.
Еще в апреле, когда только были объявлены условия этого грандиозного марафона, число заявок, поступивших из 10 стран мира, сразу же превысило установленный ранее лимит в 50 судов. Были получены заявки от таких известных спортсменов и катеростроителей, как, например, супруги Гриффитс, леди Вайолет Айткен, графиня Арран, командор Торникрофт, Билл Вишник, доктор О. Трост, участник первых гонок на Кубок Америки известный итальянский гонщик Карло Бонелли. Однако по мере приближения ко дню старта все больше гонщиков стало снимать свои кандидатуры. Оно, впрочем, и понятно. Ведь предстояла изнурительная многодневная гонка даже не столько на скорость, сколько на выносливость, жестокая проверка надежности техники и мореходных качеств катеров. С другой стороны, результаты этого марафона даже не шли в зачет мирового чемпионата. Одним словом, в конце концов в списке участников осталось 27 судов. Но это еще не все: уже после предстартового сигнала, буквально за несколько минут до начала гонки, отказались от участия еще шесть экипажей.
Итак, стартовало только 21 судно, т. е. гораздо меньше, чем ожидалось. При этом подавляющее большинство составили катера под английским флагом, известные по марафону 1970 г. вокруг Британии и гонкам Каус — Торки — Каус. Только три катера пришли в Лондон из-за границы: шведский, из ФРГ и из Монако.
Интересно еще отметить, что на 11 катерах были дизельные установки, на 6 — бензиновые стационарные двигатели и на 5 — подвесные моторы (в четырех случаях это 4 «Меркюри» по 140 л. с. каждый!).
Одним из вероятных победителей гонок обозреватели называли Р. Ватсона, выигравшего марафон 1970 г. вокруг Британии, но на этот раз его судно сразу же постигла неудача! Фаворитом считали и Тима Пауэлла на «Канадиан Моппи», однако ему не суждено было даже пересечь Ла-Манш.
Не повезло и единственному сугубо женскому (если не считать механика В. Миллера) экипажу, составленному из леди Айткен и леди Арран, которая, кстати сказать, заранее объявила, что выступает в гонках в последний раз.
Как уже сообщалось в предыдущем номере, победил английский катер «ХТС», построенный в 1969 г. на верфи «Соутер» по проекту Дона Шэда специально для участия в марафоне вокруг Британии. Отметим, что в 1971 г. на «ХТС» были установлены два новейших 250-сильных дизеля «Форд-Сабр», а команда катера представляла на этот раз даже не столько Англию, сколько концерн «Форд». Майк Беллами, Чатер и Брукер полностью оправдали надежды британских болельщиков, через две недели финишировав первыми в Монако.
На финиш, не пропустив ни одного из 14 этапов, пришло всего шесть судов. Заметим, что весь 5000-километровый маршрут гонки был разделен на 14 этапов — дневных переходов протяженностью не более 250 миль. Для отдыха спортсмены выходили на берег, ночевали в отелях. Естественно, таможенные формальности были сведены до минимума, гоночные суда вообще не подвергались досмотру. На всех переходах участников гонки сопровождали спасательные и судейские суда, не раз приходилось вызывать и спасателей из ближайших портов.
На каждый этап было установлено определенное контрольное время из расчета 24-узловой «цензовой» скорости. Если же катер по каким-либо причинам в это контрольное время не уложился, — его дисквалифицировали на данный этап, что не мешало ему продолжать гонку на следующем этапе (разумеется, если за ночь удалось ликвидировать причину падения скорости).
Так, к финишу пришли дисквалифицированные соответственно на один, два, три и даже шесть этапов еще четыре катера. Наиболее примечательным из них, конечно, был открытый катер «Яффа Оранж Джуйс», выходивший победителем на 7 отдельных этапах марафона. По результатам первых этапов он считался одним из главных претендентов на золотой кубок принца Реньера, но... на 6-м задел кормой за камни. Результат — серьезная поломка транца, выход из строя всех четырех подвесных моторов. Трое суток экипаж Дика Лаусона ремонтировал технику, снова вышел в море и снова приходил первым, но потерянные три дня (дисквалификация в трех этапах!) стоили им победы.
Основные характеристики всех десяти пришедших к финишу судов приведены в таблице. И отметим сразу, что 10 из 21 — это совсем неплохой результат, так как погода на протяжении почти всех 14 дней не баловала гонщиков. Многие участники выбыли из строя именно из-за большой океанской волны. Типичной причиной выхода из строя силовых установок были поломки редукторов из-за ударных перегрузок. Нельзя сказать, что подвесные моторы оказались недостаточно «живучими», но, как бы там ни было, после 7-го этапа мог продолжать гонку без дисквалификаций только один катер с подвесными моторами (кстати говоря. «Консерв ор Периш» выиграл этот этап, показав рекордную скорость 47 узлов).
Были и столкновения, и пробоины, на 11-м этапе утонул остановившийся и захлестнутый волной «Спирит оф мичелхаус», но безукоризненно поставленная спасательная служба позволила обойтись без трагических несчастных случаев.
Познакомимся хотя бы коротко с наиболее интересными событиями на дистанции грандиозного марафона.
Сразу после помпезного старта, транслируемого на всю Европу по телевидению, вперед вырвался катер «Канадиан Моппи» (под старым названием «Америкэн Моппи» занявший 3-е место в труднейших гонках К-Т-К 1971 г.). Он выигрывал у ближайшего соперника уже около 13 минут, когда легкое касание каменистой отмели винтами лишило Пауэлла всякой надежды на победу. Другим катером, окончательно сошедшим с дистанции на первом же участке, и был «Форд Экспресс» с женским экипажем: после столкновения с катером зазевавшихся болельщиков гонщицы едва сумели довести свое покалеченное судно до берега. В Ла-Манше участников встретила штормовая обстановка, еще два катера вышли из игры (их экипажам пришлось работать всю ночь, но они сумели наутро стартовать вместе со всеми). Победитель — «Яффа Оранж Джуйс» сумел, однако, и в тяжелых условиях показать очень высокую скорость хода 40,5 узла.
Второй этап — от Кауса до французского порта Брест — был, по отзывам участников, едва ли не самым трудным из всех. До Бреста дошло уже только 15 катеров. Судно супругов Гриффитс намотало на винты рыболовную сеть и лишилось хода. Вышел из строя один из двух 65-сильных «Меркюри» на единственной надувной лодке, участвующей в марафоне. Эту неопреновую лодку с весьма длинным названием «Монте Сарферс флаинг тайр» вел ветеран английского водно-моторного спорта Джон Калькутт (кстати говоря, лодка знаменита тем, что, правда, под Другим названием, она успешно прошла дистанцию марафона вокруг Британии). В ночь после дисквалификации экипаж Калькутта отремонтировал мотор, но на пути в Ла-Рошель он снова подвел англичан и больше уже завести его не удалось...
На старт третьего этапа вышло только 13 судов, четвертого — 12. Этот четвертый этап Ла-Рошель — Бильбао был «интересен» тем, что сразу несколько катеров заблудились в Бискайском заливе, по счастью— сравнительно спокойном. На первое место вышел «Яффа», за ним был «ХТС», третьим «Консерв ор Периш». На следующих этапах гонка протекала более спокойно, хотя недостатка в поломках не было и неизбежные «дорожные неприятности» то и дело отбрасывали назад того или иного участника. Так, в В милях от Аликанте (11-й этап) «ХТС» намотал сети на винты; сломались сначала один, потом два «Меркюри» на «Консерв ор Периш». В Барселону катера пришли в следующем порядке: «Яффа», за ним «Мисс БД-40» и почти часом позже «Зум».
Перед 13-м этапом море опять разбушевалось. Даже самым мореходным судам, вроде 10-метрового «ХТС», пришлось снизить скорость и идти поближе к берегу. Этот переход многие оценивают как наитруднейший. И снова первым был тот самый «Яффа», который из-за дисквалификаций уже ни при каких обстоятельствах не мог рассчитывать на главный приз.
Последний этап Гран-Мотте — Монте-Карло проходил при идеально спокойной воде, но все же «Консерв ор Периш» потребовалась срочная помощь из-за неполадок в моторах. В Монте-Карло первым фактически появился все тот же великолепный «Яффа Оранж Джуйс», за ним «ХТС», а после них «Зум» и «Мисс БД-40». Все финишировавшие суда, в том числе и имевшие штрафные этапы, получили соответствующие призы.
Итак, марафон закончился победой «ХТС» (см. таблицу). Победители награждены. Но не прекращаются споры по поводу того, стоит ли в дальнейшем повторять столь грандиозное и сложное организационно мероприятие. По-разному оценивают и его спортивное значение. Однако повышенный интерес к результатам гонок и, добавим, причинам выходов техники из строя, который проявили ведущие моторо- и катеростроительные фирмы мира, позволяет сделать вывод, что это крупнейшее в мире по протяженности трассы соревнование было далеко не бесполезным.