Из новостей зарубежного водно-моторного спорта особый интерес для нас представляют два мировых рекорда, установленных известным гонщиком Франко Джильберти 11—12 апреля 1972 г. на итальянском озере Сарнико в классе спортивных судов S2 (рабочий объем двигателя до 1500 см3) и в классе гоночных судов R3 (до 2000 см3).
В распоряжении Джильберти был деревянный катер, спроектированный и построенный Туллио Аббате; заметим, что хорошо себя зарекомендовавшие корпуса «Аббате» в последнее время неоднократно используются на самых больших гонках. Длина катера — 4,51 м; ширина — 2,07 м; вес — 450 кг. Для выступления в классе S2 на нем был установлен двигатель «Альфа-Ромео» типа «G.T.A.M.» с суммарным объемом четырех цилиндров 1290 см3 (диаметр цилиндров 67,5 мм; ход поршня 78 мм), развивающий мощность 160 л. с. при 8000 оборотах в минуту. Подробностей об этом двигателе известно мало, но сообщалось, в частности, что переключение передач — электрическое, что на нем установлены два карбюратора «Вебер» и что работает он на «колоночном» бензине «Супер». Стало известно также, что во время рекордного заезда на катере Джильберти был установлен гребной винт фирмы «Базилио» с шагом 315 мм.
Средняя скорость при заездах в двух направлениях составила 111,12 км/час. Это достижение на 3,48 км/час превысило прежний рекорд, установленный в прошлом году в Подмосковье Валентином Исаковым. Но быть рекордсменом мира в этом классе итальянскому гонщику довелось недолго. Уже в июле Валентин Исаков показал в том же классе и на той же дистанции скорость 118,00 км/час. Конечно, необходимо еще, чтобы новый рекорд нашего спортсмена утвердил УИМ. Пока этот вопрос находился в стадии оформления, в День рекордов В. Исаков вновь улучшил высшее достижение, развив среднюю скорость 122,29 км/час.
Второй скоростной рекорд итальянский гонщик поставил на том же корпусе, но с более мощным, 200-сильным четырехцилиндровым «Альфа-Ромео» (диаметр цилиндров 88,5 мм; ход поршня 84,5 мм; суммарный объем 1985,2 см3), развивающим номинальную мощность при 7600 об/мин. Гребной винт «Базилио» имел шаг 440 мм.
Показав среднюю скорость 165,588 км/час, Джильберти почти на 3 км/час перекрыл свой собственный двухлетней давности рекорд.
Рекордсмен мира, обладатель абсолютного рекорда скорости на воде американец Ли Тэйлор приступил к подготовке заездов на побитие своего же собственного рекорда скорости на воде (459,00 км/час), установленного пять лет назад на турбореактивном глиссере «Хаслер».
В печати появились некоторые сведения о новом судне, названном «Открытие США» («US Discovery»), и постройке его модели в 1/10 натуральной величины для производства предварительных испытаний и продувки в аэродинамической трубе, тем более необходимой, что речь идет о феноменальных скоростях, превосходящих 1000 км/час.
Корпус «Дискавери» будет построен из дюраля по классической трехточечной схеме с вертикальным клиренсом всего 76 мм. Его размерения: максимальная длина 11,58 м; максимальная ширина 2,74 и точно такая же высота, считая до верха сугубо авиационного Т-образного хвоста-стабилизатора. Сухой вес глиссера 3350 кг; с водителем на борту и после полной заправки топливом судно будет весить более 4 тонн.
При проектировании обводов и отработке аэродинамики глиссера принимаются все меры для обеспечения стабильности хода, т. е. устранения неконтролируемых поперечных и продольных колебаний, представляющих опасность при почти звуковых скоростях движения судна.
Полной новинкой в оснащении скоростных судов явится применение на глиссере специальной электронной системы управления «Автофляйт контрол систем», разработанной для бомбардировщиков «В-1*. Эта система способна уловить самые незначительные отклонения положения самолета (скоростного судна) в воздухе (на воде) от заданного и мгновенно автоматически внести соответствующую корректировку — выправить положение. Таким образом возможность взлета и переворачивания катера теоретически полностью исключена (а ведь как раз в этом причина гибели многих выдающихся спортсменов и в том числе Дональда Кэмпбелла и Билла Шекспира).
В качестве тормозного устройства предусмотрены два автоматических парашюта, которые даже на стоящем неподвижно катере способны развернуться в течение менее четверти секунды. На ходу они, естественно, придут в рабочее состояние еще быстрее.
Вдоль корпуса уложены две резиновые емкости, рассчитанные на 750 л топливной смеси (80% керосина и 20% бензина); это количество с запасом обеспечивает двухкратные разгон и прохождение километровой дистанции.
В движение глиссер будет приводиться турбореактивным двигателем «Дженерал Электрик J-79», устанавливаемым на истребителях типа «Г-104». Тяга этого двигателя около 6500 кг, что на скорости 900 км/час эквивалентно мощности 25 000 л. с. Конечно, сомнительно, чтобы понадобилось использование такой полной мощности, однако ее запас дает гарантию разгона более чем четырехтонного глиссера за несколько секунд.
К участию в проектировании и постройке «Дискавери» привлечено немало известных американских фирм и концернов. Достаточно, например, упомянуть такие как «Боинг», «Бендикс», «файрстон», «Бэлл Хелметс», «Чемпион», «Моторола»... Участвует даже Космический и ракетный центр США в лице его бывшего директора небезызвестного Вернера фон Брауна. Короче говоря, проектирование судна-рекордсмена ведется на самом высоком уровне с привлечением самых «дорогих» специалистов и сложнейшей вычислительной техники.
Закончился проводившийся впервые грандиозный международный океанский марафон вокруг Европы по маршруту Лондон — Монте-Карло протяженностью 5000 км, разделенный на 14 этапов. В нем приняли участие 22 команды на судах высших океанских классов I и II в соответствии с Правилами RYA. Организованный Английским океанским водно-моторным клубом (ORS) и Королевским яхтенным клубом (RYA), этот марафон начался 10 июня и продолжался почти две недели. Только шесть судов прошли всю дистанцию без штрафных очков, начисляемых за сходы с трассы и опоздания на финишах этапов. Еще четыре судна закончили гонку со штрафными очками.
Подробный отчет об этом интереснейшем соревновании будет помещен в следующем выпуске сборника. Пока лишь скажем, что победителем океанского марафона, дистанция которого более чем на 1500 км превышала проведенные два года назад марафонские гонки вокруг Британии и который проходил по территориальным водам шести стран, стал десятиметровый деревянный катер «HTS». Он построен верфью «Соутер» по чертежам известного английского конструктора Дона Шэда специально для участия в гонках вокруг Британии. В 1971 г. на нем установили два новых более мощных дизеля «Форд-Сабр» и в том же году он выиграл чемпионат страны в классе катеров.
На прохождение всей дистанции британская команда — Майк Беллами, Эдди Чатер и Брукер — затратила 71 час 35 минут ходового времени. Таким образом, средняя скорость на трассе равнялась 70 км/час. Это очень высокий результат для столь большого маршрута и крайне плохих на большинстве переходов метеоусловий! Команда «HTS» завоевала золотой переходящий кубок принца Реньера, получила 5000 фунтов стерлингов и несколько специальных призов на общую сумму 1000 фунтов. Помимо того победителю были вручены уникальные золотые часы «Ролекс» стоимостью в 1200 долларов.
На Европейском континенте одними из первых больших международных соревнований были гонки «24 часа Руана».
Напомним, что уже третий год эти гонки проводятся по правилам, ограничивающим рабочий объем применяемых подвесных моторов величиной 1000 см3, т. е. фактически исключающим популярные на Западе классы 01 и ON. Высказывавшиеся опасения, что подобная мера сделает гонки менее интересными, однако, не оправдались. Если в первый год применения новых правил количество участников, действительно, снизилось до 21, то уже в 1971 г. 30 гонщиков оспаривали призовые места этого круглосуточного марафона, а в 1972 г. IX руанские гонки собрали уже 39 претендентов.
В отличие от большинства марафонов, на руанских соревнованиях во время гонки можно вытаскивать катер на берег для устранения любых неисправностей в моторе или аварийного ремонта корпуса. Понятно, какая важная роль при этом отводится береговым механикам. В печати уже появлялись предложения награждать механиков призовых катеров наравне с гонщиками, и это представляется справедливым.
Итак, 30 апреля ровно в 16 часов был дан общий старт и 39 участников в пяти классах судов (OD, OF, SD, SE и SF) устремились вниз по течению Сены по традиционному 3600-метровому кольцу вокруг острова Лакруа.
Трасса гонок очень трудна: один рукав реки узок, а другой открыт, в нем обычно сильное волнение, много плавающих обломков, досок и других предметов, представляющих особую опасность в ночное время. Неудивительно, что число поломок и выходов из строя техники на руанской трассе всегда выше, чем где бы то ни было. И на этот раз то одну, то другую лодку приходилось брать на буксир и отводить к берегу для ремонта. Усилившийся к утру ветер развел большую волну. Несколько катеров перевернулись, что, впрочем, не помешало некоторым спортсменам продолжать гонку после спешного вмешательства механиков, сумевших за короткое время оживить «промокшие до свечей» моторы. Так, после очень опасного переворота снова вышел на трассу катер «Максона» (№ 32), шедший под управлением Моцея.
Несколько слов о технике. Правилами разрешено применение только серийных подвесных моторов; никаких переделок, кроме подбора винта и замены свечей, не допускалось.
В классах OD и SD явно преобладали (8 единиц) шведские подвесные моторы «Архимед»-«Кресчент»-«Пента»; они были установлены и на судах победителей. В этом, кстати говоря, немалая заслуга самой фирмы, командировавшей на гонки пять квалифицированных механиков и специальную передвижную мастерскую.
В спортивном классе SE преобладали моторы «Джонсон» (6 единиц), большей частью — новейшие 65-сильные. С ними состязались 4 «Карнити», 2 «Эвин-руда» и несколько трехцилиндровых «Меркюри» — все они также имели мощность 65 л. с.
В классе SF можно было видеть 4 новых мотора «Карнити» по 80 л. с., несколько «Эвинрудов» и «Джонсонов» той же мощности и даже один старенький «Мак-Куллог», однако американским моторам было трудно состязаться с великолепно проявившими себя итальянскими. Первенство завоевал выступавший с мотором «Карнити» итальянский экипаж Раделли — Баджиоли — Рива; он же установил и рекорд скорости круга, равный 89,75 км/час.
Любопытно, что из-за перебоев в работе техники победителям пришлось за все 24 часа остановиться только два раза и буквально на пару минут, но вторая остановка, когда до конца суток оставалось меньше четверти часа и их вот-вот могли обойти соперники, заставила поволноваться итальянских болельщиков...
Кроме обычных корпусов с V-образными обводами, хорошо себя зарекомендовавшими на предыдущих руанских гонках, на соревновании были представлены несколько катамаранов «Молинари», а также совершенно новые корпуса фирм «Клеричи» (Италия) и «Гардин» (Франция).
Руанский марафон 1972 года проходил, как обычно, в весьма напряженной обстановке и острейшей борьбе, которая далеко не для всех закончилась благополучно. Спасательной команде пришлось поработать, но, если не говорить о разбитых судах, испорченных двигателях и мелких травмах гонщиков, то тяжелый случай, закончившийся отправкой в госпиталь, был только один.
Спортсмен этот пострадал дважды. После первой, аварии его катер затонул, спасатели, однако, сумели тут же поднять судно, механики мгновенно наладили мотор — и гонщик снова оказался на трассе под аплодисменты многочисленных зрителей (они, как особо отмечала вся пресса, не расходились даже ночью, хотя в апреле в Руане довольно свежо!). Закончить гонку ему, однако, не было суждено: из-за пустяковой поломки дистанционного управлении катер налетел на служебное судно. На этот раз и спортсмен, и катер пострадали гораздо серьезнее...
Следующие гонки «24 часа Руана» будут юбилейными — десятыми, поэтому ожидается приезд значительно большего числа участников.