Отрадно отметить значительный рост наших рядов. По данным Федерации воднолыжного спорта СССР сейчас у нас 30000 «организованных» лыжников, причем среди них уже 45 мастеров спорта. Залог дальнейшего роста — заметное расширение воднолыжной географии, укрепление местных федераций и секций. В семью воднолыжных республик теперь входят РСФСР, УССР, БССР, Латвия, Грузия, Эстония и Литва. Соревнования воднолыжников можно увидеть не только в традиционных воднолыжных городах, к которым заслуженно относятся Москва, Ленинград, Рига, Тбилиси, Киев, Новосибирск, но и во Владивостоке, в Вологде, Таганроге, Рыбинске, Севастополе, Николаеве, Ижевске и т. д. Только в Российской Федерации водные лыжи культивируются более чем в двадцати АССР, краях и областях.
Ведущее положение прочно занимают федерации Москвы (17 мастеров спорта) и РСФСР (10 мастеров). Можно отметить, что на трех последних чемпионатах страны, где разыгрывались в общей сложности 72 медали, москвичи завоевали 46 медалей, а спортсмены России 9. В 1970 г. в число лидеров впервые вышли украинские спортсмены: они заняли 3-е место на чемпионате страны, оттеснив команды Латвии и Ленинграда. Тогда впервые одна из золотых медалей досталась представительнице Украина Т. Геут; в следующем году она закрепила успех, выиграв два из трех видов многоборья — фигурное катание и прыжки. В Белоруссии благодаря настойчивой работе с молодежью выросли талантливые мастера Г. Артеменко, Т. Редкая и А. Кадылинский. А вот в Грузии, несмотря на благоприятные природные условия и наличие хорошего инвентаря, мастерство спортсменов растет медленно. Вообще, как ни странно, успешное развитие спорта происходит пока в основном в северных городах; многие южные центры, обладающие отличными акваториями, дальше катания так и не ушли (к ним относятся, например, Одесса, Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань, Волгоград, целый ряд городов Средней Азии и Закавказья).
Каковы же чисто спортивные итоги первого десятилетия?
Слалом
Последние годы отмечены значительным ростом результатов у мужчин. Обнадеживает то, что мастерстве растет не только у чемпионов и призеров, но у всей первой десятки спортсменов. Это — хорошая база для дальнейшего улучшения высшего достижения страны. В 1970 г. впервые на чемпионате страны мужчины достигли скорости 57. км/час, а Г. Гусев (Москва) показал лучший результат за всю десятилетнюю историю спорта в стране: взял 2 буя при длине буксировочного фала 17 м. Правда, в 1971 г. рост результатов прекратился, но думается, что это не спад, а накопление сил перед дальнейшим движением вперед.
Споры, которые проходили последние годы вокруг вопроса о значении места проведения соревнований и типе катера-буксировщика, можно считать решенными. Именно хорошая акватория, в которой не образуется накатная волна даже при незначительном ветре, позволила призерам последних чемпионатов показать высокие результаты. Правда, на чемпионате 1968 г. в Риге тоже была отличная акватория (и идеальная погода), но показать высокие результаты ни в слаломе, ни в прыжках тогда не удалось именно из-за резкой, жесткой волны от катера.
Хуже дела у женщин. Хотя высшее достижение страны усилиями Г. Литвиновой (РСФСР) и Н. Воронцовой (Москва) доведено до 3 очков на скорости 54 км/час, будущее вызывает серьезные опасения, так как ведущая группа мастеров слишком малочисленна, а средний результат первой десятки страны в 1971 г ухудшился, по сравнению с предыдущим.
Фигурное катание
Только в 1968 г. оно было введено в программу чемпионата страны. Бурное развитие этого вида многоборья показывает, что такое промедление было ошибкой федерации: если бы мы серьезно занялись фигурным катанием раньше, то уже имели бы результаты международного класса.
Удачным был прошлый сезон, когда удалось преодолеть два «роковых» рубежа: у мужчин — 3000 очков, у женщин — 2000. Это сделали ленинградец А. Мясников (3002 очка) и Т. Геут из Севастополя (2045 очков). Значительно возрос средний результат первой десятки у мужчин (2548 очков), вплотную подошедший к норме мастера (2600). У женщин же, как и в слаломе, разрыв между этими цифрами опасно велик.
Прыжки с трамплина
Прежде всего необходимо отметить хорошую тенденцию к росту результатов у женщин. Радует и то, что растет средний результат сильнейшей десятки, причем у мужчин он уже превысил норму мастера спорта. Но вот высшее достижение страны у мужчин за последние годы выросло крайне незначительно (с 36,6 м до 38,6 м). По предварительным результатам прошлого сезона ожидалось, что на чемпионате СССР, завершающем год, высшие достижения 1970 г. будут превзойдены и у женщин, и у мужчин, но этого не произошло: вместо текстолита трамплин был покрыт гетинаксом, покрытие оказалось очень вязким, тормозило движение спортсмена, выбивало его из нормальной стойки.
Большое значение для дальнейшего развития спорта имеет средний возраст спортсменов, который в первые годы развития водных лыж был у нас весьма внушителен. В последнее время этот недостаток удалось несколько исправить, однако возраст призеров последнего чемпионата настораживает по-прежнему, у мужчин 25,1, у женщин 22,5. Средний возраст сильнейшей в мире американской команды никогда не превышает 20 лет, а наша сборная значительно старше (например, в 1970 г. — на 4 года).
Работа со школьниками ведется далеко не во всех республиках и городах. Многие команды продолжают стареть, не пополняются талантливой молодежью. Особенно наглядно это видно на примере команды Ленинграда, имевшей в 1970 г. средний возраст 27,7 лет. В ее составе 34-летний абсолютный чемпион страны A. Мясников и славная плеяда ветеранов-лыжников, таких как Ю. Жуков, А. Петров, В. Медведев, Л. Цой, — но достойной смены им нет. Не моложе была на чемпионате страны 1970 г. п команда москвичей. Наиболее молодыми были команды Белоруссия (19,3 года) и РСФСР (22,2), причем в их состав входили многие перспективные спортсмены, такие, как уже упоминавшиеся Г. Артеменко и Т. Рецкая, М. Филимонова, И. Тяпкин, И. Ильина, B. Наседкин.
В 1967 г. советские воднолыжники начали встречаться с зарубежным!» спортсменами, в основном с командами ЧССР, ПНР и ГДР. Эти команды не являются ведущими на континенте, и все же нам до сих пор не удавалось их победить (только в прыжках с трамплина представители нашей команды обычно одерживали верх). Тем не менее, советские воднолыжники все ближе подходят к такому моменту, когда можно будет принять участие н в крупных международных соревнованиях. Интересно в этой связи сравнить лучшие результаты за рубежом и у нас (табл. 1). Нет необходимости подробно комментировать таблицу. Пока, к сожалению, советские воднолыжники уступают во всех видах многоборья, однако общая тенденция к росту результатов позволяет надеяться, что через два-три года наши спортсмены уже смогут успешно конкурировать с зарубежными.
Международные -правила проведения соревнований предусматривают предварительное выполнение участниками нормативов, причем эти результаты должны быть показаны в ответственных международных соревнованиях и занесены в специальную карточку спортсмена. Саму таблицу классификационных нормативов для участия в чемпионате мира можно посмотреть в предыдущем номере сборника (в статье А. Санадзе). Здесь же отметим, что пока только два советских спортсмена — В. Филин и Ю. Пафнутов на международных соревнованиях в 1969 г. выполнили одни из них, набрав в прыжках с трамплина более 385 очков. Но отрадно, что ряд спортсменов уже подошли вплотную к выполнению указанных нормативов.
Участвуя в отечественных соревнованиях, А. Мясников выполнил норматив в слаломе н фигурном катании (правда, максимальная скорость в слаломе была 57 км/час, а не 58), В. Филин и Г. Гусев — в слаломе и прыжках с трамплина, А. Радушинский — в прыжках и фигурном катании; в третьем виде многоборья эти воднолыжники также близки к международному уровню. По одному нормативу выполнили И. Малютин, Е. Тицев, И. Тяпкин, В. Ожогин (все — слалом), А. Потапов (фигурное катание), А. Булатов и В. Нехаевский (прыжки с трамплина). К сожалению, ни одной нашей воднолыжнице пока достичь уровня международных нормативов не удалось.
Постоянным предметом споров наших спортсменов и тренеров является вопрос о соотношении и важности отдельных видов многоборья. Какой вид является главным, больше других влияющим на общий результат? В табл. 2 приведены суммы очков многоборья, которые набрали соответственно первая, вторая и третья десятки сильнейших многоборцев на первенствах мира и Европы 1969 г. Таблица позволяет сделать однозначный вывод: чтобы стать сильным многоборцем, надо прежде всего быть сильнейшим слаломистом. По общему мнению зарубежных спортсменов и тренеров, слалом, несмотря на свою кажущуюся простоту и первоначальную доступность, является наиболее сложным и техничным видом многоборья.
Сравнивая развитие у нас водных лыж и некоторых других молодых видов спорта (например, подводного плавания или стрельбы из лука), которые имеют большие успехи и даже международные победы, надо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, эти новые виды спорта выросли не на «пустом» месте, а базировались на успехах старых (например, плавания, стрельбы), в то время как водные лыжи предшественников не имели. Во-вторых, для занятий воднолыжным спортом необходимы весьма сложная и дорогая материально-техническая база, подходящая акватория. И если акватории во многих районах нашей страны есть, то материально-техническая база почти всюду находится в неудовлетворительном состоянии. Ведь не секрет, что сравнительно хорошим техническим оснащением в первую очередь н объясняются спортивные успехи воднолыжников ЦВСК ВМФ, клуба «Аврора», городов Риги, Дубны, Долгопрудного, Красноярска.
Центральным вопросом остается выпуск хороших катеров-буксировщиков. Единственный специальный катер типа «Нева-СМ» с максимальной скоростью 50 км/час выпускается Ленинградским заводом экспериментального спортивного судостроения (в 1971 г. — около 30 единиц). Воднолыжники Ленинграда и Долгопрудного устанавливают на такие катера более мощные двигатели «ЗМЗ-53». Испытания показали, что после этого скорость повышается до 57 км/час. И хотя путем тщательного подбора винта и за счет некоторых других улучшений конструкции можно достичь требуемой максимальной скорости 58 км/час, запаса мощности все-таки недостаточно для гарантированного ее выдерживания. Временное решение проблемы лежит в применении на тех же катерах еще более мощных двигателей «Чайка» или «М-41»; Главспортпром и Федерация воднолыжного спорта СССР должны принять более энергичные меры для их получения. А пока в 1972 г. будет выпущен первый десяток катеров с «ЗМЗ-53».
Вторым по важности остается вопрос о снабжении высококачественными лыжами. Единственным выпускающим лыжи предприятием является Таллинская экспериментальная верфь, которая производит все типы лыж (прогулочные, слаломные, прыжковые и фигурные), но в таких мизерных количествах, что их невозможно найти ни в магазинах, ни на складах Главспортпрома. Испытания изготовленных по заказу Федерации двух партий опытных лыж показали, что верфь может производить лыжи, отвечающие самым высоким спортивно-техническим требованиям. Но Главспортпрому необходимо принять организационные и технические меры, которые обеспечивали бы производство лыж такого качества в требуемых количествах. Хорошо, если бы удалось подключить к производстве водных лыж еще и специализированною лыжную фабрику.
Трамплины и слаломные трассы промышленностью до сих пор не выпускаются. Нет гидрокостюмов «мокрого» типа. Правда, Ярославский завод «Резинотехника» освоил по заказу ЦК ДОСААФ выпуск гидрокостюмов «Нептун», которые аналогичны иностранным «Калипсо», но, во-первых, Федерация получает их крайне мало, а во-вторых, — губчатая резина на них очень жестка.
Без наличия эластичного, упругого полиэтиленового или полипропиленового фала нельзя вести разговор о высоких спортивных результатах. В декабре 1971 г. президиум Федерации утвердил первые образцы отечественных полипропиленовых фалов и сейчас выпуск их осваивается Московским нефтеперерабатывающим заводом.
Несмотря на все трудности, энтузиасты-воднолыжники с уверенностью смотрят на перспективы развития своего любимого вида спорта.