Никогда еще за одиннадцать лет существования этих самых крупных в мире океанских соревнований не приходилось давать старт в столь тяжелых метеорологических условиях, как 28 августа 1971 г. Ранним утром голубое небо и легкий ветерок не предвещали никаких осложнений, в метеосводке не было ни слова о надвигающемся шторме. Но буквально за час до старта задул усиливающийся с каждой минутой ветер, который быстро развел в открытом море большую волну. Отменять гонку было поздно — суда уже отошли от берега и находились в предстартовой зоне, к тому же были основания надеяться на то, что ветер утихнет.
Как бы то ни было, в 10.00 раздался пушечный выстрел, и участники ринулись в борьбу даже не столько с соперниками, сколько со стихией. И сразу скажем, что победить штормовое море удалось далеко не всем: из 53 катеров фактически стартовало 41, а финишировало всего 12, да и то 2 из них не уложились в контрольное время!
По традиции начнем с характеристики состава участников. И на этот раз гостей было не так уж много — 5 итальянских катеров, по 2 от США и Норвегии, по одному от ФРГ, Багамских о-вов и Берега Слоновой Кости. Отметим, что чемпионы мира Дон Аронау и Балестриери в гонке не участвовали: одни не смог приехать в Европу, а катер другого — знаменитый «Блек Торнадо» был только что поврежден во время гонки в Швеции. Это явно повышало шансы остальных конкурентов и в первую очередь англичан.
В прогнозах недостатка не было, но большинство обозревателей сходилось на том, что первым придет ветеран гонок К-Т-К — трижды бывший их победителем Томми Сопвич, фаворит «хозяев воды». Он стартовал на новеньком алюминиевом 11-метровом катере «Энфилд-Эвенджер» (колонки «Меркруйзер», 2X500 л. с.), построенном по проекту Дона Шэда на верфи «Энфилд Марии». Это было, безусловно, одно из самых быстроходных судов, но... из-за неполадок в правом двигателе оно сошло с дистанции в самом начале гонки к крайнему неудовольствию миллионов английских телезрителей, болевших за Томми.
Серьезнейшим претендентом на 1-е место был также и многократный чемпион и рекордсмен США Билл Вишник. Он возглавлял экипаж, в состав которого входили известный в Америке гонщик Мур и англичанин Рэй Балмен — спортивный обозреватель журнала «Motor Boat and Yachting», специально приглашенный Биллом как знаток местных условий.
Чтобы не терять время на перевозки, Вишник (как, впрочем, и Аронау) один катер («Восс О Нова») держит в Америке для «домашних» гонок, а другой («Босс О Нова II») — в Европе. Катера отличаются один от другого мало, но на этот раз подвело именно это отличие: европейский катер, накануне на прикидке легко развивавший великолепную скорость 115—120 км/час на гладкой воде, меньше приспособлен для хода на волне и, что сыграло поистине роковую роль, принимает меньший запас топлива — 1325 л вместо 1665 л. Одним словом, лидер гонки «Босс О Нова II» совершенно неожиданно для всех перед самым Торки резко сбавил скорость. Диагноз: повышенный расход бензина при работе двигателей на полном дросселе, когда катер вынужден карабкаться по трехметровым волнам. Стало Ясно, что па вторую половину трассы топлива не хватает...
Раздосадованный Билл сразу же улетел домой, где, заняв 2-е место в гонке Майами — Нассау, обеспечил себе, несмотря на неудачу в К-Т-К, звание чемпиона мира.
Вернемся, однако, к старту в Каусе. Экипаж второго американского судна — 12-метрового пластмассового «Блонд-II» («Меркруйзер», 2X500 л. с.), можно смело предположить, вряд ли обратил особое внимание на ухудшение погоды. Роджеру Ханксу и Вилли Майерсу было не до этого: 26 августа, когда пора было выходить на Прикидку, выяснилось, что из-за путаницы в сопроводительных бумагах их катер в Англию не прибыл и застрял где-то в Голландии. Для американцев гонка началась. Они вылетели в Роттердам, сумели переправить «Блонд-II» в Каус, отремонтировать, наладить и опробовать двигатели. Когда они начали предъявлять судно технической комиссии, до стартового выстрела оставалось меньше двух часов. Этот подвиг был вознагражден 4-м местом в гонке!
Более половины заявленных судов было оснащено силовыми установками Кикхенфера — откидными колонками «Меркруйзер» или подвесными моторами «Меркюри», в том числе новыми «ВР» в гоночном исполнении, Дизеля «Перкинс». «Форд-Сабр», «Камминс». «Катерпиллер» стояли на 18 катерах. Кстати сказать, дизельные двигатели продемонстрировали выносливость и надежность: половину из добравшихся до финиша судов составляли дизельные катера. С подвесными моторами шло О катеров (на трех из них было по 4 140-сильных «Меркюри»), но только одному удалось финишировать. Кроме британского катамарана «Тайгер-Тайгер», оснащенного двумя моторами «Джонсон» по 115 л. с., на всех остальных стояли моторы «Меркюри».
Преобладали суда конструкции англичанина Дона Шэда (8), Дона Аронау и Алана Борнарда (по 4). Сразу же отметим, что вся четверка Аронау пробилась в число первых 8 судов на финише; здесь же фигурировали и 2 катера Шэда. Как обычно, среди участников были и суда конструкции Бертрама, Винна, Ханта, Леви, Бирда и Треммлета. Заслуживает внимания сравнительно большое количество катамаранов — 8 единиц. В частности, можно было видеть известные «Кагуары» английского производства. Одним из реальных претендентов на победу считался построенный этой фирмой деревянный 8.8-метровый катер конструкции Д. Бирда «Мисс Гернсей» с 500-сильным двигателем (увы, он сошел с дистанции). Большой интерес вызывал н экспериментальный 7.6-метровый трехточечный «Хайленд флннг» с 425-сильным «Меркруйзером», выбывший из игры из-за неполадок в системе питания (на нем выступала постоянная участница всех больших английских гонок леди Арран). По той или иной причине, но ни один катамаран до финиша не дошел.
Следует попутно отметить, что дистанция К-Т-К была на 15 км увеличена и стала равной 394 км. Теперь после старта все суда, сделав большую петлю, должны были снова пройти у берега перед многочисленными болельщиками.
Более существенным изменением положения явилось решение устроителей вручать главный приз — «Трофей лорда Бивербрука» (и чек на 1000 фунтов) не просто первому на финише катеру, как это было раньше, а первому на финише катеру с рубкой-каютой. К чему это привело — будет ясно позже.
Итак, несмотря на ветер и волну в море, старт был дан. Несколько участников из-за неполадок в двигателях и по иным причинам отсеялось сразу («Блек пантер», «Мисс Данхил», «Смаглер» и др.). Как ни старались катера патрульной службы, попытки очистить трассу от моторок и яхт любителей, вышедших в море, чтобы вблизи наблюдать за стартом, успехом не увенчались. В результате 12-метровый катер «Джипси Герл» сэра Макса Айткена (7-е место) на 100-километровом ходу таранил оказавшуюся на пути мотолодку. Только чудом азартный болельщик остался жив, а спортсмены смогли продолжать гонку.
Первая серьезная авария произошла с африканским катером «Сафари Экспресс»: он остановился, захлестнутый волной, и начал тонуть, но, к счастью, дело происходило вблизи берега и подоспевший патрульный катер успел оттащить его на мель. Ветер продолжал усиливаться, волнение оценивали 6—7 баллами.
В 90 км от старта вспыхнул пожар в машине «Мисс Энфилд II» (па прошлых гонках на нем Сопвич стал победителем; затем катер был продан и сейчас его вели Кассир и Голлифорд). Команда немедленно покинула катер, хотя почти сразу же сработало автоматическое устройство. погасившее пламя, и была подобрана участником гонки Бассетом на «Хот Боврил». Однако в ходе этой спасательной операции обнаружилось, что сам «Хот Боврил» начинает тонуть, так как открылась течь где-то в днище. Все же Бассет дотянул до берега с «Мисс Энфилд II» на буксире...
К Портленд-Бнлду (125 км от старта) пришло 16 катеров, а у поворотного буя в Торки (231 км) их было уже 12. Обратный путь проходил гораздо более спокойно. Все 12 судов благополучно добрались до финиша, причем в лидирующей группе порядок уже не изменялся.
Первыми вернулись в Каус итальянцы на «Леди Пара». Время победителей 6.22.01. Средняя скорость из-за плохой погоды была значительно ниже, чем обычно на К-Т-К, — всего 38,4 стат. мили в час! Но и эта скорость далась нелегко: 22-летиий Ронни Бонелли и механик Франко Статуа лежали без чувств в кокпите и первого из них немедленно пришлось отправить в больницу. На последнем этапе гонки ударом накрывшей катер волны они оба были сброшены с мест, на некоторое время «Леди Пара» лишился хода и беспомощно дрейфовал, но третий член команды 61-летний ветеран Атилио Петрони сумел справиться с положением и оторваться от настигавшего их английского катера «Юнохо».
«Леди Нара» построен по проекту Дона Аронау на верфи «Гэри Марин». Стеклопластиковый корпус имеет длину 10,97 м. Установлены два двигателя «Меркруйзер» по 475 л. с. Петрони и Бонелли впервые участвуют в К-Т-К. но хорошо известны в спортивном мире. Только что они завоевали 2-е место в гонке Внарелжио — Бастпя. Итальянцы получили почетную золотую медаль газеты «Дейли Экспресс» и несколько сравнительно мелких денежных призов («Гостевой». «Катти Сарк» и т. п.) па общую сумму в 850 фунтов.
Главный приз — «Трофей Бивербрука» согласно новому положению получили Ронни Хор и Джон Фримен, пришедшие вторыми на алюминиевом, имеющем каюту катере «Юнохо», спущенном на воду всего два месяца назад. Им же вручили серебряную медаль за 2-е место на финише и призы на общую сумму 2950 фунтов — за первое на финише целиком британское судно, за победу среди дизельных судов, за первое место среди алюминиевых судов и т. п. и т. д. Время англичан 6.40.45,
Несколько слов о «Юнохо» и попутно об однотипном катере «Мисс Данхил», построенных по проекту Дона Шэда. Обводы — глубокое V, размерения 10,21X2,43 м. Корпуса сварные из алюминиево-магниевого сплава (толщина обшивки 3,25—4,7 мм. рубки — 2 мм). В каюте два спальных места (экипаж 3 человека); есть камбуз и туалет. Дюралевые баки вмещают 909 л горючего. Расчетная скорость 92 км/час.
Разница между катерами только та, что на «Юнохо» установлены дизели «Форд-Сабр», развивающие но 250 л. с. при 2500 об/мин. а на «Мисс Данхил» дизели «Перкинс T6-3543GT(M)», развивающие ту же мощность, но при 2600 об/мин.
Третьими в Каусе также были англичане Пауэл и Ренвин, выступавшие на известном бертрамовском пластмассовом катере «Америкам Моппи» («Меркруйзер», 2X500 л. с.).
Практически все 10 катеров, финишировавших до истечения контрольного 10-часового времени, получили те или иные призы. Так. экипаж пришедшего шестым пластмассового «Сигарилло» получил целых три награды, в частности, одну как первое на финише (и, добавим, единственное) судно с подвесными моторами; лично члену команды Максвеллу Анткену был вручен приз как самому молодому из благополучно закончивших гонку водителей. Приз по конкурсу элегантности единодушно был присужден отличающемуся строгой красотой и изяществом отделки 10,6-метровому дизельному катеру «Мисс Делеон», хотя он и пришел предпоследним.
Посовещавшись, судьи решили (где десять, там и двенадцать!) учесть сверхтяжелые условия гонки и ввели в число призеров даже те два катера, которые в контрольное время не уложились. Это дало возможность к полному удовольствию телезрительниц вручить «Женский приз» (брошь) Джейн Хикс — единственной женщине, успешно выдержавшей многочасовую болтанку и дошедшей до финиша.
Да, на этот раз дойти — значило победить.
На следующий день, в воскресенье 29 августа состоялись традиционные гонки на Кубок Боллинджера, Из-за свежей погоды дистанцию пришлось сократить — с 49 до 26 миль. Стартовало 19 катеров — участников К-Т-К, 29 менее мощных судов английского национального класса IIIЕ и одно — класса IIЕ. Успешно финишировало 37 судов, причем все три победителя и подавляющее большинство призеров были как раз представителями «младшего» класса IIIE. Не случайно во многих отчетах об этих гонках фигурировала одна и та же фраза — «Давиды обогнали Голиафов».