Англичане могут быть довольны результатами гонок Каус — Торки — Каус прошлого, 1970 года: переходящий «Приз Бивербрука» выиграл их соотечественник Томми Сопвич на алюминиевом катере «Мисс Энфилд II» конструкции Дона Шэда, показав среднюю скорость 94,1 км/час. Напомним, что в прошлом году этот приз увез в США знаменитый Дои Аронау, в то время как Сопвичу не повезло — в самом начале гонок его 10-метровый «Т-2» сошел с дистанции из-за поломки руля...
В гонках 1970 г. участвовали представители шести стран, в том числе два экипажа из Африки. Стартовало 57 судов (в прошлом году — 53), но финишировало только 31 (в прошлом году — 41).
Утром 22 августа суда выстроились на стартовой линии. Впервые за всю историю гонок дистанцию удалось очистить от судов зрителей-«самоубийц» и старт обещал быть спокойным, но... капитан патрульного судна ВМС, ставившего знаки ограждения, не рассчитал скорость и врезался в строй катеров. Он, правда, успел в самый последний момент дать задний ход и избежал столкновения, но встревоженные гонщики мгновенно запустили двигатели, бросились врассыпную, и вот тут-то «Эвенджер Ту» врезался в корму своего тезки «Эвенджера-007» (которому многие прочили победу) и погнул ему выхлопную трубу... Чтобы избежать дальнейших неприятностей, судьи немедленно дали сигнал к старту (на 27 сек. раньше времени), и катера начали один за других! выбираться из опасной «каши».
Первым покинул бурлящие воды стартовой полосы «Сайкиделик Серфер» — надувная лодка длиной 6,4 м, водитель которой Джон Колкатт на прошлых гонках получил специальный приз «за наименьшую мощность» (всего два подвесных мотора по 100 л. с.). За ним последовал «Фэари Хантрнсс», который, отметим, и на этот раз завоевал приз «Катти Сарк», вручаемый судну, прошедшему дистанцию с наименьшими затратами горючего.
Прежде чем пуститься в дальний путь на запад, участники гонки должны были сделать 11-мильный круг у берегов Кауса, и вот когда они после этого круга вторично пересекали стартовую линию, порядок среди лидеров был другим: впереди оказались «Мисс Энфилд II», «Блэк Торнадо» (водитель — чемпион мира по океанским топкам Винченцо Балестриери), «Эвенджер-007», «Ред Торнадо», «Хот Боврил». «Сигарильо» и «Малтиз магнум». Сразу же отметим — эта группа в основном и вела всю гонку. Четыре судна к этому времени уже сошли с дистанции, в том числе первый претендент на победу среди дизельных судов катер «Ги» (из-за неполадок в топливной системе).
Балестриери начинает наседать па Сопвича. Еще 30 миль — он уже всего в 250 м от лидера, и разрыв продолжает сокращаться, но... вдруг резко падает давление масла в одном из двигателей. Неисправность исправить не удается — «Блэк Торнадо» на самом малом ходу возвращается в Каус. Теперь основной конкурент Сопвича — Франческо Косентнио, занявший па прошлых гонках 2-е место на «Уайт Торнадо». В классе II в это время лидировал Вилли Мейерс на катере «Сигарильо» (конструкции Д. Аронау; длина 9,75 м) с четырьмя «Меркюри» по 135 л. с.
У Плимута прекратил гонку катер «405 Экспресс» (Берег Слоновой Кости), получивший пробоину при столкновении, а на подходе к Портленду загорелся катер «Карнейшн». Экипаж не смог потушить огонь и был вынужден покинуть судно. На этом же отрезке пути волна с кормы захлестнула катер «Санни Джерси», в результате заглохли двигатели; в течение получаса беспомощное судно принимало все новые порции воды и затем опрокинулось. К счастью, жертв во всех этих авариях не было.
Между тем постепенно нагнал лидера и около Скерриз обошел его «Ред Торнадо», но Сопвич снова вырвался вперед и обогнул поворотный знак в Торки на 8 сек. раньше. Третьим к этому времени шел «Сигарнльо», мощность двигателей которого была вдвое меньше, чем у лидирующих судов, и который, тем не менее, отставал от них всего на 7 мин. За ним по пятам гнались «Серфри», «Малтиз Магиум» и «Хот Боврил». Седьмым знак в Торки обогнул «Эвенджер-007». Здесь, один за другим сошли с дистанции шесть каютных катеров — «Коронеты» и «Хантсмены».
На обратном пути «Мисс Энфилд II», увеличив среднюю скорость до 51,2о узла, надежно оторвался от соперников, а «Серфри» нагнал «Сигарильо» II шел почти рядом. Тут видно, экипаж «Эвеиджера-007» ре' шил показать, на что способно их судно, и начал обходить катера одни за^ другим. Вот он оставил позади «Хот Боврил», «Малтиз Магнум», вот уже начал беспокойно оглядываться механик на «Серфри»! В азарте гонщики пе обратили внимание па проходящее мимо большое пассажирское судно и спохватились только тогда, когда перед самым носом их «Эвенджера» выросла поднятая лайнером волна: катер выскочил из воды под углом около 60°, а затем грохнулся, упав кормой вперед, и на какое-то время потерял управление. Через несколько минут Тим Пауэлл снова вывел катер на курс, но... шансы на победу были уже потеряны: результат — 5-е место!
Не повезло (только 4-е место) и «Сигарильо», который у Норт Хед намотал на винты несколько метров троса, так как прошел через расставленные здесь сети для ловли омаров. Пришлось на несколько минут остановить катер, а это дало возможность ветерану «Серфри» (это его шестые гонки К-Т-К») уйти вперед и занять 3-е место. «Малтиз Магнум» Джона Кеннерли пришел шестым. Затем зрители затаили дыхание, когда метров за 300 от заветной черты что-то произошло с двигателями следующего катера «Хот Боврил». Вот катер совсем остановился, короткая пауза, рывок — пройдено еще несколько десятков метров, опять остановка, опять рывок, В конце концов он все-таки занял 7-е место, так как переполз линию финиша (с совершенно сухими баками!) за несколько минут до подоспевшей «Мелодрамы».
Второе место, как и на прошлых гонках, занял Франческо Косентино, который отстал от Сопвича на 9,5 мин.
Кроме главного приза и 1000 фт. ст., которые Томми Сопвич выиграл уже в третий раз (он побеждал в 1961 и 1968 гг.), «Мисс Энфилд II» получила также: приз в 250 фт. ст. за первый на финише алюминиевый корпус; приз за первый на финише корпус английской постройки; 250 фт. ст.. присуждаемые катеру, первому прошедшему Портланд Билл; 100 фт. ст. — катеру, первому обогнувшему знак в Торки; приз Лидса и ряд других. Первый приз среди дизельных судов получил сэр Макс Айткин на своей «Джипси Герл».
На гонках 1970 г. не было поставлено новых рекордов, да и средняя скорость в основном из-за погоды была ниже, чем в 1969 г. Но надо иметь в виду, что Сопвич, после того как его основной соперник сошел с дистанции, и не. собирался выжимать из своего катера все, что можно. Тем более, что после К-Т-К он собирается выступать на следующих гонках с зачетом в мировом чемпионате.