На Чемпионате страны, который на этот раз проводился в Риге (выбор балтийской акватории — еще одно приближение к олимпийской регате, которая, как известно, состоится в Киле), новые олимпийские яхты были представлены тремя «Темпестами» (кроме экипажа В. Манкина, на них гонялись рулевые В. Гусенков и А. Цветков) и двумя «Солингами» (№ 1 — Т. Пинегина и № 2 — Д. Рогачева). Увеличение количества классов, а их, считая «реабилитированные» катамараны, стало семь, безусловно сделало программу гонок более насыщенной и интересной.
Дистанция была трудной. Постоянные заходы ветра, который только в заключительный день соревнований усилился до 4—5-балльного, а в остальные дни дул в пределах 1,5—2 баллов, временами падая до штилевого, плюс столь же переменчивые ветровые течения потребовали от участников, претендовавших на призовые места, исключительной выдержки, умения вести напряженную тактическую борьбу.
Победитель в классе «Дракон» Ю. Анисимов только в одной гонке финишировал первым, кстати — в самом начале соревнований. Дальше он уже предпочитал не рисковать, держался в основном в средней группе и заканчивал дистанцию вторым или четвертым. Тактика его оказалась правильной: отрыв в очках от ближайших конкурентов сохранялся достаточно убедительным в течение всего Чемпионата. Выступления второго и третьего призеров в этом классе также заслуживают внимания. В. Тинеев — один из наших разносторонних гонщиков — выступал с новым комплектом импортных дакроновых парусов, право на обладание которыми было завоевано им победой на Черноморской регате. Новые паруса и большой опыт обеспечили спортсмену хорошие финиши во всех гонках.
Имя третьего призера на «Драконах» до 1970 г. ни разу не фигурировало в первой десятке сильнейших. Молодой азербайджанский гонщик И. Михайлов впервые заставил обратить на себя внимание на Черноморской регате прошлого года. А теперь, в Риге, ему удалось из 26 рулевых опередить 24, в том числе такого аса Балтики, как Е. Канский.
В «Звездном классе» на Чемпионате доминировал Б. Будников. Основной его конкурент В. Васильев занял только 3-е место. Дело в том, что второй призер Б. Мирохин, по сумме первых трех гонок значительно уступавший Васильеву и не имевший больших шансов на победу, решил в четвертой гонке рискнуть. Когда на последней лавировке все лидеры сделали контргалс, Васильев пошел прямо, последовавший заход ветра обеспечил ему победный финиш и реальные шансы на медаль, которые он и реализовал.
На гонках «Голландцев» не произошло ничего неожиданного, хотя повышение общего уровня материальной части (около 10 судов были оснащены высококачественными металлическими мачтами и импортными парусами «Мусто») сделало борьбу в группе лидеров более острой. В. Леонтьев вновь подтвердил свой высокий класс, финишировав первым в пяти гонках.
На «Финнах» уверенно победил В. Потапов, который, после ухода В. Манкина на «Темпест», стал главным лидером в классе одиночек.
На катамаранах очень сильно выступил Ю. Чабан. Его катамаран с узким высоким парусом, по конструкции близкий к международному монотипу «Торнадо», в слабые ветра ходил вне конкуренции. Однако в пятой гонке Чабан потерпел аварию и вынужден был уступить 1-е место В. Чумакову, гонявшемуся на катамаране конструкции В. Летунова с мачтой-крылом, который лучшие результаты показывал в свежую погоду.
Трехлетнее изгнание катамаранов из программы наших чемпионатов не прошло безболезненно. Суда серийной постройки за этот срок заметно не улучшились, а если оценивать их, сравнивая с иностранными катамаранами, то и значительно устарели. Ушли из спорта такие замечательные мастера, как В. Летунов и братья Эглайсы, много сделавшие в области развития двухкорпусных гоночных судов. Нашим верфям придется теперь приложить немалые усилия, чтобы наверстать упущенное (а Федерации надо срочно настраивать их в нужном направлении). Необходимо внимательно изучить иностранный опыт, а также лучшие работы наших конструкторов-любителей. Создание отечественного монотипа класса В, по своим данным не уступающего лучшим международным, отвечает и задачам развития массового парусного спорта в стране, и задачам подготовки к грядущим олимпиадам, на которых катамараны рано или поздно займут подобающее им место.
В новых олимпийских классах, как и ожидалось, первыми были Т. Пинегии и В. Манкии. Было заметно, что по сравнению с Балтийской регатой они держались гораздо более уверенно, лучше освоились на своих новых судах. Этому, несомненно, способствовали проводившиеся в этот промежуток гонки международной Кильской недели, в которых наши спортсмены приняли участие.
Кильская регата — одно из наиболее популярных в Европе парусных соревнований — в этом году собрала необычно большое количество участников. В общей сложности на старт 15 июня вышло более 1200 яхт, из них 650 олимпийских. Интерес яхтсменов к Кильской дистанции легко понять — ведь именно здесь через два года состоятся олимпийские гонки, подготовка к которым активно ведется во всех парусных странах мира.
Наша команда в Киле была представлена сильнейшими гонщиками страны во всех олимпийских классах. Соревнования проходили при сравнительно слабых ветрах, необычных для Кильской бухты. Советские спортсмены начали гонки неудачно. Особенно не повезло Т. Пинегину — об этом он расскажет сам в статье, написанной для следующего номера. Здесь лишь упомянем, что результаты двух гонок, в которых он имел лучшие результаты (1 я 5-е места), были аннулированы по протестам на действия судейской коллегии.
Вторая половина регаты для остальных советских спортсменов была более удачной. Слабые ветры сменились свежими, на которые и рассчитывала наша команда, готовясь к соревнованиям. Стала понятнее дистанция с ее сложными ветровыми течениями (отметим, что советские спортсмены выступали на Кильской регате впервые и к тому же не имели возможности опробовать воду до начала гонок, так как приехали в Киль буквально накануне открытия соревнований).
Наилучшее впечатление оставило выступление В. Манкина: 2-е место в столь ответственных соревнованиях — большой успех для спортсмена, впервые выступающего за рубежом в новом классе.
После Киля и Риги Т. Пинегии гонялся в Хельсинки, а В. Манкин на Чемпионате мира в Кюбероне (Франция). Потом мы видели их обоих в Севастополе на матче сильнейших. Что можно сказать об их выступлениях? Прежде всего то, что, перейдя в новые классы, наши олимпийские чемпионы не утратили ни желания, ни умения побеждать. Но предоставим слово В. Манкину:
— Для совершенствования как гонщика мои выступления на отечественных соревнованиях в этом году дали очень мало. Процесс освоения «Темпеста» занял сравнительно непродолжительное время, хотя после «Финна» управлять яхтой-двойкой все же труднее, чем, например, после «Эмки» Шкотовым со мной стал ходить В. Витюков — тоже «финнист», воспитанник киевской парусной школы. После Кильской регаты я уже могу с уверенностью сказать, что между нами установилось полное взаимопонимание и, по крайней мере в ближайшие годы, мы будем выступать вместе. Однако на Первенстве Союза я серьезно жалел, что выступаю не на своем старом «Финне». Гоняться было неинтересно, так как конкурентов очень мало. Думаю, что и для наших «финнистов», особенно тех, которые имеют реальные шансы стать членами олимпийской сборной, мое выступление в «старом» классе могло оказаться полезным.
В пользу точки зрения, высказанной В. Манкиным, свидетельствует и опыт зарубежных гонщиков. Эльвстрем и Норт, как известно, добивались успеха на самых разнообразных судах. Класс Манкина вполне позволяет ему стать таким же универсалом. Рулевые двух других «Темпестов» настолько ниже его по квалификации, что не могут даже служить эталоном для сравнительных прикидок. На Первенстве страны Манкин выиграл все пять гонок. На матче сильнейших «Темпест» № 2 В. Гусенкова, первые три дня в единственном числе представлявший этот класс, успевал прийти к финишу только вместе с лидерами «Звездного» класса; это неизменно вызывало неудовольствие спортсменов, которым присутствие такого «нейтрального» противника на последних метрах дистанции путало карты. К Манкину, который после Чемпионата мира приехал в Севастополь к четвертой гонке, таких претензий никто предъявить не мог: сразу после старта он отрывался от «звездников» (и от своего соперника) метров на 200 и финишировал без помех, но, конечно, ни о какой борьбе на дистанции не могло быть и речи.
Примерно так же гонялся в Севастополе и Пинегин. Стартовав вместе с «Драконами», он тут же уходил вперед, в то время как его сопернику — Д. Рогачеву иногда до самого финиша не удавалось прорваться сквозь строй «драконистов». Сомнительно, чтобы такие гонки принесли пользу экипажу, который будет представлять наш парусный спорт на Олимпиаде.
Заключительные выступления остальных членов нашей сборной за рубежом и на матче сильнейших в основном оправдали возлагавшиеся на них надежды (по крайней мере, такова точка зрения тренеров). Ю. Анисимов на Кильской регате занял 6-е место. В гонках, однако, не участвовали сильнейшие «драконисты» мира — представители ГДР Воровски и Шварц, которые, конечно же, внесли бы коррективы в таблицу результатов. На розыгрыше «Золотого кубка» экипаж нашего «Дракона» оказался только 8-м. Анисимова вновь подвели старты, точнее фальстарт в четвертой гонке, сразу лишивший его шансов на призовое место. В Севастополе, после того как результаты первой гонки были по решению судейской коллегии аннулированы, ему пришлось уступить победу И. Михайлову, который вновь доказал, что может на равных бороться с самыми опытными гонщиками. Молодому азербайджанскому спортсмену не хватает еще тактического мастерства. Выигрывая, например, у лидера в одной из гонок, он, вместо того чтобы контролировать противника, затянул галс и разом утратил преимущество. Общее впечатление от выступлений Михайлова дает основание считать его одним из перспективных членов сборной.
В крупнейших соревнованиях в «Звездном» классе, несмотря на отсутствие Пинегина, наши гонщики выступили неплохо, заняв почетные 6-е места на чемпионатах мира (В, Васильев) и Европы (Б, Будников), проходивших в Швеции, (По принятому ассоциацией класса правилу чемпионаты проводятся в стране прошлогоднего победителя, а, как известно, в 1969 г, на «звездниках» шведы не имели себе равных.)
Европейский чемпионат был проведен в Сандхаме — месте, хорошо известном в парусном мире благодаря знаменитой крейсерской гонке. Конечно, самую большую команду выставила Швеция (18 экипажей из 40); следующей по количеству спортсменов была команда ФРГ (9). Соревнования проходили в слабый ветер, необычный для Сапдхама. Васильев, не настроившись в первый день (он финишировал 14-м), во второй гонке был дисквалифицирован за фальстарт и практически лишился всякой надежды на призовое место. Будников закончил первую гонку 19-м, но его эта неудача как будто избавила от лишней скованности: вторую гонку он закончил 6-м, третью — 7-м, четвертую, правильно почувствовав заход ветра, выиграл в лучшем «пинегийском» стиле, в пятой финишировал 12-м. В итоге по суммарному зачету впереди него оказались, кроме малоизвестного немца, только четыре чемпиона мира: шведы Венерстрем, Петерсон, Альбрехтсон и бразилец Брудер.
Васильеву, занявшему в Сандхаме общее 16-е место, удалось взять реванш через две недели на мировом чемпионате в Марстранде, Из европейских гонщиков опередить его па этот раз удалось только самому Венерстрему; остальные места в первой пятерке заняли американцы. Соревнования в Марстранде проходили при ветрах переменных направлений и силы. 5—6-балльный шквал, неожиданно налетевший во время первой гонки, оставил без мачт 19 яхт из 52 стартовавших. Сказалась погоня за максимальным облегчением конструкций, в жертву которому приносится прочность. Предпринимаются попытки «совместить» эти противоположные качества. Б. Будников и В. Васильев осматривали на чемпионате мачту западногерманской фирмы, выклеенную из слоистого пластика и шпона. Вес ее менее 10 кг, а о гибкости и прочности говорить не приходится! Разрешит ля, однако, «Звездная» ассоциация применение таких мачт, равно как и металлических, пока неизвестно. Большинство американских спортсменов выступало на пластмассовых яхтах. Победитель Бахен гонялся на «звезднике» собственного производства. Верфи «Бахен», «Липпенкот» и ряд других за последние годы добились высоких результатов. Их пластмассовые «звездники» не уступают деревянным ни по прочности, ни по жесткости, ни по весу. Корпуса яхт обычно делаются трехслойной — «сэндвичевой» конструкция (два — три тонких слоя стеклоткани снаружи, затем напыляемый поропласт и еще слой стеклопластика). Такая яхта непотопляема; в ней удобнее работать, так как обшивка изнутри такая же гладкая, как и снаружи; что же особенно важно, — по ходовым качествам в слабый ветер она превосходит деревянные.
Васильев выступал на яхте собственной конструкции, а Будников — на «пинегииском» «Торнадо» (судя по номерам на парусах это была самая старая яхта на чемпионате), по всем статьям уступавшим яхтам соперников.
Чемпион СССР В. Леонтьев в классе «Летучий голландец» был на Кильскон регате 11-м, на первенстве Европы 9-м. Одной из причин, вновь помешавших ему пробиться в группу лидеров, безусловно, является устаревшая конструкция его швертбота. Победить в этом классе сейчас можно только на таких сверхлегких корпусах, как суда фирмы «Боб Хар», на которых гонялись все призеры европейского чемпионата. У наших «финнистов» сказывается отсутствие Манкина. В. Потапов в Киле смог занять только 8-е место, а на Чемпионате мира был 38-м. 48-е место на этих соревнованиях занял второй член сборной В. Дырдыра. Спор этих гонщиков на матче сильнейших окончился победой Дырдыры. Потапов на этот раз оказался третьим.
Личные результаты соревнований по парусу (вторая половина 1970 г.)
Чемпионат СССР
«Дракон»: 1 — Ю. Анисимов («Труд-1») 1, 4, 3, 4, 2. 2 (19,7); 2 — В. Тииеев (ВС) 2, 19, 1 9, 4, 3, (31,7); 3 — И. Михайлов (ВС) 5, 5. 5, 16, 5, 4 (48).
«Звездный»: 1 — Б. Будников (ВС) 1, 1, 1, 5, 4, 1 (8); 2 — Б. Мирохип (ВС) 8, 3, 8, 1, 1, 7 (32,7); 3 — В. Васильев («Водник») 4, 5, 2, н/ф, 7, 2, (37).
«Летучий Голландец»: 1 — В. Леонтьев (ВС) 1, 4, 3, 1. 1, 1, 1 (5,7); 2 — Л. Рвалов (ВС) 3, 2, 1, 3, 4, 3, 3 (25,8); А. Шелковников (ВС) 5, 1, 5, 2, 2, 2, н/ф (29).
«Финн»; 1 — В. Потапов («Труд») 4. 1, 1, 3, 7, 3 (19.4); 2 — В. Дырдыра (ВС) 9. 5. 7, 2, 2, 1 (29); 3 — А. Балашов (ВС) 8. 2, 11, 1, 5, 2 (30).
Катамаран «В»: 1 — В. Чумаков («Зенит») 3, 5, 6, 8, 1, 1 (27,4); 2 — Ю. Чабан («Водник») 1, 2, 1, 3, н/ф. 13 (27,7); В. Потапов («Труд») 7, 3, 3, 2, 5, 5 (34.4).
«Солинг»: 1 — Т. Пинегин (ВС) 1, 1, 2, 2, 1, 1 (3); 2 — Д. Рогачев («Зенит») 2, 2, 1, 1, 2, 2 (9).
«Темпест»: 1—В. Манкин (ВС) 1, 1, 1, 1, 1, 1 (0); 2 — В. Гмсепков («Авангард») 3, 2, 3, 2, 3, 2 (20.4); А. Цветков (ВС) 2, 3, 2, 3, 2, 3 (20,4).
В командном зачете: 1 — ВС-1; 2 — ВС-2; 3 — «Труд-1»; 4 — «Водник»; 5 — «Авангард»; 6 — «Жальгирис».
Матч сильнейших
«Дракон»: 1 — И. Михайлов 2, 1, 6, 3, 2, 3; 2 — Ю. Анисимов 1, 7, 2, 7, 1, 2; 3 — В. Николин 4, 4, 3, 5, 7, 1.
«Звездный»: 1 —В. Васильев 2, 1, 5, 1, 2, 1, 1; 2 — Б. Будников 1, 2, 1, 2, 1, 2, 2; 3 — Е. Жуков 3, 3, 4, 4, 3, 3, 4.
«Летучий Голландец»: 1 — В. Леонтьев 1, 1, 1, 3, 1, 1, н/ст; 2 — Л. Рвалов 2, 2, 2, 1, 3, 2, 2; 3 — В. Князев 4, 4, 3, 5, 2, 3, 3.
«Финн»: 1 — В. Дырдыра 1, 2, 2, 4, 5, 1, 2; 2 — В. Козлов н/ст, н/ст, 1, 1, 1, 2, 1; 3 — В. Потапов 2, 1, 3, 2, 7, 4, 4.
Победители международных соревнований с участием советских спортсменов
Чемпионаты мира
«Дракон» (гонки на «Золотой кубок»): 1 — Бирх (Дан.); 2 — Олдендорф (ФРГ); 3 — Воровски (ГДР); 4 — Шварц (ГДР); 5 — Боресен (Дания); 6 — Шульц (ФРГ); 8 — Анисимов (СССР).
«Звездный»: 1 — Бахен (США); 2 — Шумейкер (США); 3 — Венерстрем (Шв.): 4 — Бик (США); 5 — Траск (США); 6 — Васильев (СССР); 11 — Будников (СССР).
«Темпест»: 1 — Линвил (США); 2 — Старджес (Голл.); 3 — Фальконер (США); 4 — Несбеда (Англ.); 5 — Трупель (Фр.); 6 — Рингмайер (ФРГ); 10 — Ман-кин (СССР).
«Финн»: 1 — Брудер (Браз.); 2 — Спраг (США); 3 — Андре (США); 4 — Лундквист (Шв.); 5 — Лиллигрен (Шв.); 6 — Демель (ГДР); 38 — Потапов (СССР); 48 — Дырдыра (СССР).
Чемпионаты Европы
«Звездный»: 1 — Венерстрем (Шв.); 2 — Брудер (Браз.); 3 — Петерсон (Шв.); 4 — Альбрехтсон (Шв); 5 — Куке (ФРГ); 6 — Будников (СССР); 16 — Васильев (СССР).
«Летучий Голландец»: 1 — Патиссон (Англ.); 2 — Хютнер (ГДР); 3 — Массони (Ит.); 4 — Кохиус (ГДР); 5 — Шварц (ФРГ); 6 — Драгер (Фр.); 9 — Леонтьев (СССР).