Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Спорт
  • Парусные соревнования
  • 1971 год
  • Навстречу грядущей Олимпиаде по парусному спорту 1972 года
Краткое оглавление
Личные результаты соревнований по парусу (вторая половина 1970 г.) Победители международных соревнований с участием советских спортсменов


Подкатегории раздела
Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


Поделитесь информацией


Похожие статьи
XX Олимпиада 1972 по парусному спорту — расстановка сил
Результаты первенства СССР по парусному спорту 1964 года
Первенство СССР по парусному спорту 1965 года
Первенство СССР по парусному спорту 1965 года
Первенство СССР по парусному спорту 1966 года
Первенство Приморского края по парусному спорту 1966 года
Чемпионат СССР по парусному спорту 1968 года
Чемпионат СССР по парусному спорту 1973 года
Итоги чемпионатов страны по парусному спорту 1974 года
Чемпионат Приморского края по парусному спорту 1976 года
Чемпионат СССР по парусному спорту 1981 года
Всесоюзные соревнования по парусному спорту 1982 года
Чемпионат СССР по парусному спорту 1982 года
Чемпионат СССР по парусному спорту 1986 года


Навстречу грядущей Олимпиаде по парусному спорту 1972 года

Год: 1971. Номер журнала «Катера и Яхты»: 29
          0


Информация об изображенииНа дистанции «Солинг» заслуженного мастера спорта Т. Пинегина
На дистанции «Солинг» заслуженного мастера спорта Т. Пинегина
 
Переход на яхты новых олимпийских классов лишил первые номера нашей сборной — Валентина Манкина и Тимира Пинегина — чемпионских медалей, которые на «Темпестах» и «Солингах» из-за незначительного количества участников в этом году не разыгрывались вообще. Личные и, что особенно важно, командные интересы были принесены, таким образом, в жертву грядущей Олимпиаде. Какие это даст результаты? На этот вопрос сейчас вряд ли кто-нибудь может ответить однозначно, но некоторые предварительные выводы уже сделаны и, по-видимому, Федерация примет их во внимание при планировании спортивного сезона 1971 г.

На Чемпионате страны, который на этот раз проводился в Риге (выбор балтийской акватории — еще одно приближение к олимпийской регате, которая, как известно, состоится в Киле), новые олимпийские яхты были представлены тремя «Темпестами» (кроме экипажа В. Манкина, на них гонялись рулевые В. Гусенков и А. Цветков) и двумя «Солингами» (№ 1 — Т. Пинегина и № 2 — Д. Рогачева). Увеличение количества классов, а их, считая «реабилитированные» катамараны, стало семь, безусловно сделало программу гонок более насыщенной и интересной.

Дистанция была трудной. Постоянные заходы ветра, который только в заключительный день соревнований усилился до 4—5-балльного, а в остальные дни дул в пределах 1,5—2 баллов, временами падая до штилевого, плюс столь же переменчивые ветровые течения потребовали от участников, претендовавших на призовые места, исключительной выдержки, умения вести напряженную тактическую борьбу.

Победитель в классе «Дракон» Ю. Анисимов только в одной гонке финишировал первым, кстати — в самом начале соревнований. Дальше он уже предпочитал не рисковать, держался в основном в средней группе и заканчивал дистанцию вторым или четвертым. Тактика его оказалась правильной: отрыв в очках от ближайших конкурентов сохранялся достаточно убедительным в течение всего Чемпионата. Выступления второго и третьего призеров в этом классе также заслуживают внимания. В. Тинеев — один из наших разносторонних гонщиков — выступал с новым комплектом импортных дакроновых парусов, право на обладание которыми было завоевано им победой на Черноморской регате. Новые паруса и большой опыт обеспечили спортсмену хорошие финиши во всех гонках.


Имя третьего призера на «Драконах» до 1970 г. ни разу не фигурировало в первой десятке сильнейших. Молодой азербайджанский гонщик И. Михайлов впервые заставил обратить на себя внимание на Черноморской регате прошлого года. А теперь, в Риге, ему удалось из 26 рулевых опередить 24, в том числе такого аса Балтики, как Е. Канский.

Информация об изображении«Темпесты» перед стартом
«Темпесты» перед стартом
 
В «Звездном классе» на Чемпионате доминировал Б. Будников. Основной его конкурент В. Васильев занял только 3-е место. Дело в том, что второй призер Б. Мирохин, по сумме первых трех гонок значительно уступавший Васильеву и не имевший больших шансов на победу, решил в четвертой гонке рискнуть. Когда на последней лавировке все лидеры сделали контргалс, Васильев пошел прямо, последовавший заход ветра обеспечил ему победный финиш и реальные шансы на медаль, которые он и реализовал.

На гонках «Голландцев» не произошло ничего неожиданного, хотя повышение общего уровня материальной части (около 10 судов были оснащены высококачественными металлическими мачтами и импортными парусами «Мусто») сделало борьбу в группе лидеров более острой. В. Леонтьев вновь подтвердил свой высокий класс, финишировав первым в пяти гонках.

На «Финнах» уверенно победил В. Потапов, который, после ухода В. Манкина на «Темпест», стал главным лидером в классе одиночек.

На катамаранах очень сильно выступил Ю. Чабан. Его катамаран с узким высоким парусом, по конструкции близкий к международному монотипу «Торнадо», в слабые ветра ходил вне конкуренции. Однако в пятой гонке Чабан потерпел аварию и вынужден был уступить 1-е место В. Чумакову, гонявшемуся на катамаране конструкции В. Летунова с мачтой-крылом, который лучшие результаты показывал в свежую погоду.


Трехлетнее изгнание катамаранов из программы наших чемпионатов не прошло безболезненно. Суда серийной постройки за этот срок заметно не улучшились, а если оценивать их, сравнивая с иностранными катамаранами, то и значительно устарели. Ушли из спорта такие замечательные мастера, как В. Летунов и братья Эглайсы, много сделавшие в области развития двухкорпусных гоночных судов. Нашим верфям придется теперь приложить немалые усилия, чтобы наверстать упущенное (а Федерации надо срочно настраивать их в нужном направлении). Необходимо внимательно изучить иностранный опыт, а также лучшие работы наших конструкторов-любителей. Создание отечественного монотипа класса В, по своим данным не уступающего лучшим международным, отвечает и задачам развития массового парусного спорта в стране, и задачам подготовки к грядущим олимпиадам, на которых катамараны рано или поздно займут подобающее им место.

В новых олимпийских классах, как и ожидалось, первыми были Т. Пинегии и В. Манкии. Было заметно, что по сравнению с Балтийской регатой они держались гораздо более уверенно, лучше освоились на своих новых судах. Этому, несомненно, способствовали проводившиеся в этот промежуток гонки международной Кильской недели, в которых наши спортсмены приняли участие.

Кильская регата — одно из наиболее популярных в Европе парусных соревнований — в этом году собрала необычно большое количество участников. В общей сложности на старт 15 июня вышло более 1200 яхт, из них 650 олимпийских. Интерес яхтсменов к Кильской дистанции легко понять — ведь именно здесь через два года состоятся олимпийские гонки, подготовка к которым активно ведется во всех парусных странах мира.

Наша команда в Киле была представлена сильнейшими гонщиками страны во всех олимпийских классах. Соревнования проходили при сравнительно слабых ветрах, необычных для Кильской бухты. Советские спортсмены начали гонки неудачно. Особенно не повезло Т. Пинегину — об этом он расскажет сам в статье, написанной для следующего номера. Здесь лишь упомянем, что результаты двух гонок, в которых он имел лучшие результаты (1 я 5-е места), были аннулированы по протестам на действия судейской коллегии.


Вторая половина регаты для остальных советских спортсменов была более удачной. Слабые ветры сменились свежими, на которые и рассчитывала наша команда, готовясь к соревнованиям. Стала понятнее дистанция с ее сложными ветровыми течениями (отметим, что советские спортсмены выступали на Кильской регате впервые и к тому же не имели возможности опробовать воду до начала гонок, так как приехали в Киль буквально накануне открытия соревнований).

Наилучшее впечатление оставило выступление В. Манкина: 2-е место в столь ответственных соревнованиях — большой успех для спортсмена, впервые выступающего за рубежом в новом классе.

После Киля и Риги Т. Пинегии гонялся в Хельсинки, а В. Манкин на Чемпионате мира в Кюбероне (Франция). Потом мы видели их обоих в Севастополе на матче сильнейших. Что можно сказать об их выступлениях? Прежде всего то, что, перейдя в новые классы, наши олимпийские чемпионы не утратили ни желания, ни умения побеждать. Но предоставим слово В. Манкину:

— Для совершенствования как гонщика мои выступления на отечественных соревнованиях в этом году дали очень мало. Процесс освоения «Темпеста» занял сравнительно непродолжительное время, хотя после «Финна» управлять яхтой-двойкой все же труднее, чем, например, после «Эмки» Шкотовым со мной стал ходить В. Витюков — тоже «финнист», воспитанник киевской парусной школы. После Кильской регаты я уже могу с уверенностью сказать, что между нами установилось полное взаимопонимание и, по крайней мере в ближайшие годы, мы будем выступать вместе. Однако на Первенстве Союза я серьезно жалел, что выступаю не на своем старом «Финне». Гоняться было неинтересно, так как конкурентов очень мало. Думаю, что и для наших «финнистов», особенно тех, которые имеют реальные шансы стать членами олимпийской сборной, мое выступление в «старом» классе могло оказаться полезным.

Информация об изображенииФиберглассовая мачта для звездника
Фиберглассовая мачта для звездника
 
В пользу точки зрения, высказанной В. Манкиным, свидетельствует и опыт зарубежных гонщиков. Эльвстрем и Норт, как известно, добивались успеха на самых разнообразных судах. Класс Манкина вполне позволяет ему стать таким же универсалом. Рулевые двух других «Темпестов» настолько ниже его по квалификации, что не могут даже служить эталоном для сравнительных прикидок. На Первенстве страны Манкин выиграл все пять гонок. На матче сильнейших «Темпест» № 2 В. Гусенкова, первые три дня в единственном числе представлявший этот класс, успевал прийти к финишу только вместе с лидерами «Звездного» класса; это неизменно вызывало неудовольствие спортсменов, которым присутствие такого «нейтрального» противника на последних метрах дистанции путало карты. К Манкину, который после Чемпионата мира приехал в Севастополь к четвертой гонке, таких претензий никто предъявить не мог: сразу после старта он отрывался от «звездников» (и от своего соперника) метров на 200 и финишировал без помех, но, конечно, ни о какой борьбе на дистанции не могло быть и речи.

Примерно так же гонялся в Севастополе и Пинегин. Стартовав вместе с «Драконами», он тут же уходил вперед, в то время как его сопернику — Д. Рогачеву иногда до самого финиша не удавалось прорваться сквозь строй «драконистов». Сомнительно, чтобы такие гонки принесли пользу экипажу, который будет представлять наш парусный спорт на Олимпиаде.


Заключительные выступления остальных членов нашей сборной за рубежом и на матче сильнейших в основном оправдали возлагавшиеся на них надежды (по крайней мере, такова точка зрения тренеров). Ю. Анисимов на Кильской регате занял 6-е место. В гонках, однако, не участвовали сильнейшие «драконисты» мира — представители ГДР Воровски и Шварц, которые, конечно же, внесли бы коррективы в таблицу результатов. На розыгрыше «Золотого кубка» экипаж нашего «Дракона» оказался только 8-м. Анисимова вновь подвели старты, точнее фальстарт в четвертой гонке, сразу лишивший его шансов на призовое место. В Севастополе, после того как результаты первой гонки были по решению судейской коллегии аннулированы, ему пришлось уступить победу И. Михайлову, который вновь доказал, что может на равных бороться с самыми опытными гонщиками. Молодому азербайджанскому спортсмену не хватает еще тактического мастерства. Выигрывая, например, у лидера в одной из гонок, он, вместо того чтобы контролировать противника, затянул галс и разом утратил преимущество. Общее впечатление от выступлений Михайлова дает основание считать его одним из перспективных членов сборной.

В крупнейших соревнованиях в «Звездном» классе, несмотря на отсутствие Пинегина, наши гонщики выступили неплохо, заняв почетные 6-е места на чемпионатах мира (В, Васильев) и Европы (Б, Будников), проходивших в Швеции, (По принятому ассоциацией класса правилу чемпионаты проводятся в стране прошлогоднего победителя, а, как известно, в 1969 г, на «звездниках» шведы не имели себе равных.)

Европейский чемпионат был проведен в Сандхаме — месте, хорошо известном в парусном мире благодаря знаменитой крейсерской гонке. Конечно, самую большую команду выставила Швеция (18 экипажей из 40); следующей по количеству спортсменов была команда ФРГ (9). Соревнования проходили в слабый ветер, необычный для Сапдхама. Васильев, не настроившись в первый день (он финишировал 14-м), во второй гонке был дисквалифицирован за фальстарт и практически лишился всякой надежды на призовое место. Будников закончил первую гонку 19-м, но его эта неудача как будто избавила от лишней скованности: вторую гонку он закончил 6-м, третью — 7-м, четвертую, правильно почувствовав заход ветра, выиграл в лучшем «пинегийском» стиле, в пятой финишировал 12-м. В итоге по суммарному зачету впереди него оказались, кроме малоизвестного немца, только четыре чемпиона мира: шведы Венерстрем, Петерсон, Альбрехтсон и бразилец Брудер.


Информация об изображенииЗакрытие Чемпионата страны
Закрытие Чемпионата страны
 
Васильеву, занявшему в Сандхаме общее 16-е место, удалось взять реванш через две недели на мировом чемпионате в Марстранде, Из европейских гонщиков опередить его па этот раз удалось только самому Венерстрему; остальные места в первой пятерке заняли американцы. Соревнования в Марстранде проходили при ветрах переменных направлений и силы. 5—6-балльный шквал, неожиданно налетевший во время первой гонки, оставил без мачт 19 яхт из 52 стартовавших. Сказалась погоня за максимальным облегчением конструкций, в жертву которому приносится прочность. Предпринимаются попытки «совместить» эти противоположные качества. Б. Будников и В. Васильев осматривали на чемпионате мачту западногерманской фирмы, выклеенную из слоистого пластика и шпона. Вес ее менее 10 кг, а о гибкости и прочности говорить не приходится! Разрешит ля, однако, «Звездная» ассоциация применение таких мачт, равно как и металлических, пока неизвестно. Большинство американских спортсменов выступало на пластмассовых яхтах. Победитель Бахен гонялся на «звезднике» собственного производства. Верфи «Бахен», «Липпенкот» и ряд других за последние годы добились высоких результатов. Их пластмассовые «звездники» не уступают деревянным ни по прочности, ни по жесткости, ни по весу. Корпуса яхт обычно делаются трехслойной — «сэндвичевой» конструкция (два — три тонких слоя стеклоткани снаружи, затем напыляемый поропласт и еще слой стеклопластика). Такая яхта непотопляема; в ней удобнее работать, так как обшивка изнутри такая же гладкая, как и снаружи; что же особенно важно, — по ходовым качествам в слабый ветер она превосходит деревянные.

Васильев выступал на яхте собственной конструкции, а Будников — на «пинегииском» «Торнадо» (судя по номерам на парусах это была самая старая яхта на чемпионате), по всем статьям уступавшим яхтам соперников.

Чемпион СССР В. Леонтьев в классе «Летучий голландец» был на Кильскон регате 11-м, на первенстве Европы 9-м. Одной из причин, вновь помешавших ему пробиться в группу лидеров, безусловно, является устаревшая конструкция его швертбота. Победить в этом классе сейчас можно только на таких сверхлегких корпусах, как суда фирмы «Боб Хар», на которых гонялись все призеры европейского чемпионата. У наших «финнистов» сказывается отсутствие Манкина. В. Потапов в Киле смог занять только 8-е место, а на Чемпионате мира был 38-м. 48-е место на этих соревнованиях занял второй член сборной В. Дырдыра. Спор этих гонщиков на матче сильнейших окончился победой Дырдыры. Потапов на этот раз оказался третьим.

Личные результаты соревнований по парусу (вторая половина 1970 г.)


Чемпионат СССР


«Дракон»: 1 — Ю. Анисимов («Труд-1») 1, 4, 3, 4, 2. 2 (19,7); 2 — В. Тииеев (ВС) 2, 19, 1 9, 4, 3, (31,7); 3 — И. Михайлов (ВС) 5, 5. 5, 16, 5, 4 (48).

«Звездный»: 1 — Б. Будников (ВС) 1, 1, 1, 5, 4, 1 (8); 2 — Б. Мирохип (ВС) 8, 3, 8, 1, 1, 7 (32,7); 3 — В. Васильев («Водник») 4, 5, 2, н/ф, 7, 2, (37).

«Летучий Голландец»: 1 — В. Леонтьев (ВС) 1, 4, 3, 1. 1, 1, 1 (5,7); 2 — Л. Рвалов (ВС) 3, 2, 1, 3, 4, 3, 3 (25,8); А. Шелковников (ВС) 5, 1, 5, 2, 2, 2, н/ф (29).

«Финн»; 1 — В. Потапов («Труд») 4. 1, 1, 3, 7, 3 (19.4); 2 — В. Дырдыра (ВС) 9. 5. 7, 2, 2, 1 (29); 3 — А. Балашов (ВС) 8. 2, 11, 1, 5, 2 (30).

Катамаран «В»: 1 — В. Чумаков («Зенит») 3, 5, 6, 8, 1, 1 (27,4); 2 — Ю. Чабан («Водник») 1, 2, 1, 3, н/ф. 13 (27,7); В. Потапов («Труд») 7, 3, 3, 2, 5, 5 (34.4).

«Солинг»: 1 — Т. Пинегин (ВС) 1, 1, 2, 2, 1, 1 (3); 2 — Д. Рогачев («Зенит») 2, 2, 1, 1, 2, 2 (9).

«Темпест»: 1—В. Манкин (ВС) 1, 1, 1, 1, 1, 1 (0); 2 — В. Гмсепков («Авангард») 3, 2, 3, 2, 3, 2 (20.4); А. Цветков (ВС) 2, 3, 2, 3, 2, 3 (20,4).

В командном зачете: 1 — ВС-1; 2 — ВС-2; 3 — «Труд-1»; 4 — «Водник»; 5 — «Авангард»; 6 — «Жальгирис».

Матч сильнейших


«Дракон»: 1 — И. Михайлов 2, 1, 6, 3, 2, 3; 2 — Ю. Анисимов 1, 7, 2, 7, 1, 2; 3 — В. Николин 4, 4, 3, 5, 7, 1.

«Звездный»: 1 —В. Васильев 2, 1, 5, 1, 2, 1, 1; 2 — Б. Будников 1, 2, 1, 2, 1, 2, 2; 3 — Е. Жуков 3, 3, 4, 4, 3, 3, 4.

«Летучий Голландец»: 1 — В. Леонтьев 1, 1, 1, 3, 1, 1, н/ст; 2 — Л. Рвалов 2, 2, 2, 1, 3, 2, 2; 3 — В. Князев 4, 4, 3, 5, 2, 3, 3.

«Финн»: 1 — В. Дырдыра 1, 2, 2, 4, 5, 1, 2; 2 — В. Козлов н/ст, н/ст, 1, 1, 1, 2, 1; 3 — В. Потапов 2, 1, 3, 2, 7, 4, 4.


Победители международных соревнований с участием советских спортсменов


Чемпионаты мира


«Дракон» (гонки на «Золотой кубок»): 1 — Бирх (Дан.); 2 — Олдендорф (ФРГ); 3 — Воровски (ГДР); 4 — Шварц (ГДР); 5 — Боресен (Дания); 6 — Шульц (ФРГ); 8 — Анисимов (СССР).

«Звездный»: 1 — Бахен (США); 2 — Шумейкер (США); 3 — Венерстрем (Шв.): 4 — Бик (США); 5 — Траск (США); 6 — Васильев (СССР); 11 — Будников (СССР).

«Темпест»: 1 — Линвил (США); 2 — Старджес (Голл.); 3 — Фальконер (США); 4 — Несбеда (Англ.); 5 — Трупель (Фр.); 6 — Рингмайер (ФРГ); 10 — Ман-кин (СССР).

«Финн»: 1 — Брудер (Браз.); 2 — Спраг (США); 3 — Андре (США); 4 — Лундквист (Шв.); 5 — Лиллигрен (Шв.); 6 — Демель (ГДР); 38 — Потапов (СССР); 48 — Дырдыра (СССР).

Чемпионаты Европы


«Звездный»: 1 — Венерстрем (Шв.); 2 — Брудер (Браз.); 3 — Петерсон (Шв.); 4 — Альбрехтсон (Шв); 5 — Куке (ФРГ); 6 — Будников (СССР); 16 — Васильев (СССР).

«Летучий Голландец»: 1 — Патиссон (Англ.); 2 — Хютнер (ГДР); 3 — Массони (Ит.); 4 — Кохиус (ГДР); 5 — Шварц (ФРГ); 6 — Драгер (Фр.); 9 — Леонтьев (СССР).


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Водно-моторный марафон Кольцо вокруг Британии
Малый кубок Америки меняет адрес
Чемпионат страны по буерному спорту в 1970 году
Серийные лодки на 6-часовом марафоне
Двадцать первые гонки на «Кубок Америки» в 1970 году
Гонки. Рекорды. Моторы. Двадцать шестой выпуск
Соревнования по водно-моторному спорту в Волгограде 1970 года
Четвертые Всесоюзные соревнования на приз «Катера и яхты»
Чемпионат мира в классе «Мот» 1970 года
XXII международная Балтийская парусная регата
Финал V Всероссийской спартакиады по водно-моторному спорту
Шестой 8-часовой марафон озеро Гавасу 1969 года
VI Чемпионат СССР по воднолыжному спорту
XVII чемпионат Союза по водно-моторному спорту
Десятые гонки Каус — Торки — Каус 1970 года

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Навстречу грядущей Олимпиаде по парусному спорту 1972 года

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Первые соревнования неспортивных судов с серийными моторами
Всемирной воднолыжной федерации исполняется 25 лет
Регата на приз журнала «Yachts and Yachting» 1970 года
«День рекордов» на озере Уиндермир в Великобритании 1970
Парусные гонки вокруг Британии в 1970 году
Гребной слалом — новый олимпийский вид спорта
Чемпионат Европы буеристов в классе «DN» 1971 года
Гонки. Рекорды. Моторы. Тридцать первый выпуск
Мировые рекорды по водно-моторному спорту на 1 мая 1971 года
IV матч водномоторников городов-героев в Москве
VIII чемпионат мира судов с подвесными моторами «Гавасу-70»
Европейский водно-моторный сезон 1970 года
Скоростной воднолыжный командный чемпионат на озере Гавасу
V Соревнования на приз сборника «Катера и Яхты»
V Всесоюзные водно-моторные гонки на приз сборника 1971 года


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 27 + 10 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории