Традиционная гонка катамаранов класса С на «Малый кубок Америки», состоявшаяся в сентябре прошлого гола в заливе Торп Бей, впервые в истории этих соревнований закончилась поражением англичан. Титул самых быстрых парусников на этот раз завоевали датчане Герт Фредериксен и Лайф Вагнер-Смит.
Начало соревнований сложилось в пользу английского экипажа. Знаменитый Per Уайт — бессменный обладатель Кубка на протяжении последних лет и Джон Осборн на своем «Оцелоте» выиграли первую гонку, потерпели поражение во второй, но затем добились успеха в третьей и четвертой. Для окончательной победы им нужно было только еще один раз опередить своих соперников.
Предчувствуя поражение, датчане объявили однодневный перерыв. Следующую гонку они выиграли. Тогда перерыв объявили англичане, но нм это не принесло счастья. После шестой гонки счет стал равным 3:3.
Англичане вновь объявили перерыв, однако и в последней гонке не смогли добиться успеха. Датчане финишировали первыми за 8 минут до конца контрольного времени.
По общему мнению датский катамаран имел явное преимущество перед английским. Высказывались предположения, что победа Фредериксена была бы еще более убедительной, если бы в заливе Торп Бей дули обычные для этого времени свежие ветры.
Датчане готовили свой триумф не один год. Герт Фредериксен — бывший директор верфи Эльвстрема, опытный конструктор — в течение многих лет скрупулезно исследовал возможности класса С. Пять лет назад нм был построен пластмассовый катамаран «Опус-II» с мачтой-крылом площадью 45% от общей парусности. Рулевым на нем должен был выступать Эльвстрем. Встреча с англичанами, однако, тогда не состоялась: Per Уайт готовил «Эмму Гамильтон» к «Малому кубку», который ему предстояло отстаивать в поединке с австралийским катамараном «Квест-II».
К началу 1969 г. Фредериксеи вместе с Лайфом Вагнером — квалифицированным инженером-судостроителем построил «Опус-III». От своего предшественника этот катамаран унаследовал парусное вооружение с гигантской аэродинамической мачтой. Все остальное было спроектировано заново. Особое внимание конструкторы уделили обводам корпусов, форма которых была выбрана после серии испытаний моделей в бассейне.
Англичане не смогли противопоставить этому великолепному судну ничего, кроме построенного пять с лишним лет назад на верфи Рега Уайта «Оцелота». Это был первый катамаран класса С, спроектированный без участия постоянного консультанта верфи известного конструктора Родерика Макальпин-Доуни. «Оцелот» и в первые годы после постройки не показывал высоких ходовых качеств, во всех отношениях уступая «Эмме Гамильтон» и тем более «Леди Хелмсмен».
Почему же Per Уайт все-таки решил выступать на этом судне? Причина столь странного выбора объясняется просто: лакокрасочная компания «Хелмсмен» отказалась субсидировать английских гонщиков. Уайту удалось договориться с компанией только об аренде парусного вооружения «Леди». Победить в таких условиях было просто немыслимо.
Отдавая должное высоким ходовым качествам датского катамарана, отметим, однако, что перед началом соревнований «Опус-III» имел возможность сделать несколько галсов рядом с будущим олимпийским катамараном «Торнадо» и проиграл.