Два корпуса служат Британии лучше, чем один. Проиграв в Ньюпорте, Англия отстояла «Международный Приз Катамаранов» или «Малый Кубок «Америки», Боб Смит — рулевой проигравшего американского катамарана «Си Лайэн» — считает, что эти соревнования становятся одним из важнейших мировых спортивно-парусных событий, Вот как описывает он свои впечатления о них:
Мне повезло: в первый же выезд за пределы североамериканского континента я попал в Англию. Дружеская встреча на английской земле навсегда останется в моей памяти. Матчи-поединки катамаранов класса С с самого их. начала вызывают у меня особый интерес, и именно катамарану «Си Лайэн», спроектированному и построенному его владельцами Дэвидом и Джерри Хаббард, я обязан этой поездкой за океан. Мы с большим любопытством и нетерпением ожидали начала матча, до самого прибытия не зная, кто будет нашим противником.
Утро 3 октября, на которое была назначена первая гонка, должно было показать нам итоги напряженной работы английских инженеров и гонщиков, а нашим гостеприимным хозяевам — результаты прогресса американских катамаранов. Это международное событие стало более важным, чем многие соревнования яхт, связанных старомодными правилами постройки и поэтому почти не отличающихся одна от другой; оно стало замечательной лабораторией парусных судов, где их экипажи, как ученые из разных стран мира, встречаются для обмена опытом.
Дистанция, расположенная в заливе Торп-Бэй в устье Темзы, поразила меня. Был отлив, и всюду, куда достигал взгляд, простиралась мокрая пустыня, С началом прилива быстро появился залив и образовалась прекрасная акватория для гонок. Возможность пройтись по дистанции пешком была очень непривычной. Трех-четырехузловое приливно-отливное течение такой огромной массы воды должно было оказать (и оказало) сильное влияние на организацию, стратегию и тактику соревнований. Оно же полностью определяло и время старта; неудачный его выбор мог превратить гонку яхт в состязание по бегу! Сильнее всего влияние приливов проявилось в том, что на каждом колене дистанции течение делало один галс более выгодным. Лидирующая яхта всегда выбирала этот галс, а вторая должна была или следовать за ней, или безнадежно проигрывать. Обгоняющий не мог применить никакой тактики или стратегии, и каждая гонка превращалась в парад двух яхт...
«Эмму Гамильтон» — яхту, выбранную английским отборочным комитетом для защиты Приза, мы впервые увидели за два дня до старта. Она имела классические корпуса «Хеллкэта» несколько облегченной конструкции. Ширина ее была увеличена до разрешаемого правилами максимума — 14 футов. (4,26 м). В прошлом конструкторы катамаранов класса С не использовали максимальной ширины, опасаясь, что яхта станет неповоротливой. Однако «Эмме» это не повредило, зато дало увеличенную остойчивость, пригодившуюся на лавировке и крутых бакштагах в свежий ветер. Ее отлично настроенное шлюпо-вое вооружение и паруса также были на высоте.
Наш «Си Лайэн» был вооружен кэтом, а его корпуса в носовой части были гораздо острее.
В первой гонке при 20—30-узловом ветре английская яхта просто убежала от нас и финишировала на 9 с лишним минут раньше. Мы, как нам казалось, были подготовлены к гонкам такого сорта хуже. Парус наш по сравнению с парусами «Эммы» выглядел плохо. Необходимость исправлений была очевидной, но их нельзя было сделать на воде! Если мы иллели сомнения относительно 14-футовой ширины, то эта гонка рассеяла их, так как «Эмма Гамильтон» была в сильный ветер явно быстроходнее. Мы могли надеяться выиграть Приз только при более слабых ветрах.
На следующий день мы были вознаграждены «цивилизованной» погодой: когда началась гонка, ветер дул от 3 до 10 миль в час. «Си Лайэн» выиграл старт и шел быстрее «Эммы». К 2/з дистанции, когда отрыв составлял около 4 минут, «Эмма», получив порыв ветра, сократила преимущество «Си Лайэна» до 20 сек. Будь «Эмма» быстроходнее в этих условиях,— она обогнала бы нас именно здесь. Парад превратился в ожесточенную гонку и лавировоч-ную дуэль, взволновавшую сотни зрителей на берегу Торп-Бэя. Нам удалось понемногу увеличить отрыв и финишировать на 52 сек. впереди. Счет стал 1:1.
Берти Холлоуэй — рулевой и Рэг Уайт — шкотовый «Эммы» взяли день отдыха. Это дало нам время кое-что предпринять для улучшения ходовых качеств «Си Лайэна» в сильный ветер. С помощью Джона Фиска (в его доме мы остановились) были изготовлены два новых комплекта лат, которые сделали парус более плоским и изменили его форму. Хорошо, что мы успели принять эти меры, так как в момент старта третьей гонки ветер дул от 15 до 25 миль в час. Это была погода «Эммы», и она снова побила нас, но с разрывом только около 5 мин. Стало ясно, что и Хаббарды работали над своей яхтой в нужном направлении.
Четвертая гонка проходила при почти таком же сильном ветре, как и первая. Мы шли лучше, но недостаточно. На одном из восхитительных молниеносных бакштагов мы почти перевернулись (как и «Эмма» через несколько секунд после нас!). Рэгу Уайту понадобилась вся его сила и быстрота реакции, чтобы поймать за ногу и втащить упавшего за борт Холлоуэя. Во время этих волнений наш правый шверт решил отделиться от судна, прихватив с собой кусок корпуса из швертового колодца; внутрь корпуса попала порядочная часть Торп-Бэя. Мы сошли, взяв свободный день для ремонта, а также для того, чтобы зализать душевные раны, причиненные счетом 3:1...
По иронии судьбы в этот день отдыха стояла как раз погода «Си Лайэна»! Следующий день гонок снова был ветреным, хотя и не настолько, как раньше. Мы взяли лучший старт за все эти соревнования, и «Си Лайэн» наградил нас хорошей скоростью на лави-ровке. При изменчивом ветре мы были на первой верхней марке почти на 2 минуты впереди. На одной из лавиро-вок в середине 20-мильной дистанции «Эмма» получила выгодный заход ветра и сократила разрыв почти до нуля.
Чтобы скорее доконать нас, ветер усилился, и в отремонтированном месте колодца появилась течь. Все-таки мы сумели удержать «Эмму» позади на следующих трех коленах дистанции, пока не случилось неотвратимое: за три колена до финиша она прорвалась вперед и финишировала на 2 мин. 42 сек, раньше.
Таким образом, Великобритания защитила «Малый Кубок «Америки» — в третий раз подряд после того, как отобрала его у Соединенных Штатов в первом матче в 1961 г. Без сомнения, эта выдающаяся победа англичан несколько утолит горечь поражения в Ньюпорте.
Если бы меня спросили о том, что сыграло важнейшую роль в победе Англии, мне пришлось бы ответить: «14-футовая ширина против наших 12 футов 3 дюймов». Было множество споров и предположений о преимуществах вооружения шлюпом или кэтом. Могу сказать только, что мы по-прежнему предпочитаем кэт. Нам кажется, что этот тип вооружения имеет намного больше возможностей для совершенствования, чем уже отработанный шлюп. Мы чувствуем, что наше вооружение можно улучшить для сильных ветров значительно больше, чем вооружение «Эммы Гамильтон» может быть улучшено для слабых. Все это может звучать самонадеянно в устах проигравшего, но поражения учат гораздо большему, чем победы.
На нас произвели большое впечатление британские энтузиасты-болельщики и интерес, проявленный английскими спортивными журналами, газетами и «Би-Би-Си», и мы с большой гордостью сознавали себя частью этого английского праздника. Катамараны класса С и их гонки на «Малый Кубок «Америки» вырастают в одно из важнейших мировых спортивно-парусных событий, в то время как «Большой Кубок «Америки» душит себя деспотическими правилами постройки и сверхвысокой стоимостью яхт. Англия может гордиться, защитив в третий раз кубок, который значит так много в лаборатории парусного спорта.
Становится все более очевидным, что катамаран класса С является быстроходнейшей современной гоночной яхтой. Многие из нас, старых яхтсменов, помнят времена, когда «Кубок «Америки» был гордым символом быстроходности, а не стоимости. Приятно быть связанным теперь с типом яхт, который близок множеству людей, а не нескольким банковским счетам.
Мне было приятно встретиться с этой новой группой английских энтузиастов-яхтсменов, и я надеюсь, что вскоре снова смогу гоняться в Англии».