Число яхт-участниц в 1960 г. составляло 129, в 1962—131, а в 1964 г. достигло рекордной для океанской гонки цифры — 143.
Старт дается у маяка на рифе Брентон (у о-ва Род-Айленд близ Ньюпорта); финиш — у о-ва Бермуда. Таким образом, дистанция гонки составляет 635 морских миль по прямой и проходит вне видимости берегов, в отличие от популярной в Европе гонки Фастнет, дистанция которой проходит вдоль побережья Англии и Франции. Естественно, что Бермудская гонка является штурманской гонкой, в которой путь яхты определяется по астрономическим наблюдениям и с помощью радионавигации.
Генеральный курс или «румб» гонки — 140° (юго-юго-восток). Большие трудности для штурманов создает теплое течение Гольфстрим, берущее начало в Карибском море у берегов Флориды и направленное на восток-северо-восток. В районе встречи течения с «румбом» Бермудской гонки его ширина составляет около 160 миль, а глубина 300—500 м; наибольшая скорость течения наблюдается в его средней части.
Гольфстрим — теплая река в коварном океане, скрытая его поверхностью. Эта река прихотливо извивается в невидимых «берегах» холодной воды (разность температуры течения и окружающей воды 10—15° С), образует многочисленные изгибы и петли и постоянно меняет свое «русло»; отсутствие на поверхности каких-либо неподвижных ориентиров не позволяет установить скорость и даже направление течения.
За сутки яхту, пересекающую Гольфстрим, может снести на 45 миль. Поэтому когда яхты попадают в Гольфстрим, штурман должен точно определить направление течения и соответственно выбрать свой курс. Этот момент пересечения Гольфстрима очень важен для окончательных результатов гонки. Естественно, что обязательной деталью снабжения каждой яхты становится чувствительный термометр, с помощью которого нащупывают кромку течения и определяют его направление. Для уточнения направления движения воды, пересекая течение, приходится делать ряд галсов с частыми измерениями температуры воды.
Предварительную информацию о направлении течения яхтсменам предоставляет Океанографический институт, который за два-три дня до старта проводит авиационную разведку района Гольфстрима.
К участию в гонках допускаются мореходные крейсерско-гоночные яхты, имеющие максимальную длину не более 22,5 м и длину по ватерлинии не менее 7,5 м. Численность экипажа на яхте не должна быть менее четырех человек, из которых судовладелец и штурман должны быть любителями. Яхты должны иметь достаточный вес фальшкиля, надводный борт не менее 760 мм у носового и кормового перпендикуляров, гладкую палубу или самоотливной кокпит.
В гонке 1964 г. участвовало 9 яхт с максимальной длиной более 20 м, 34 яхты длиной от 15 до 20 м, 25 яхт длиной от 14 до 15 м и 75 яхт длиной менее 14 м. Самой маленькой яхтой был французский шлюп «Бригантина» длиной 10,5 м.
Как и большинство гонок крейсерских яхт. Бермудская гонка проводится с уравнением времени по гандикапу. Это позволяет обоснованно и более объективно оценивать результаты различных яхт, значительно отличающихся по размерениям и площади парусности. Обмер яхт и расчет поправки времени осуществляются по правилам Крейсерского клуба Америки (ССА).
Гоночный балл яхты по ССА:
R = 0,95 (L ± b ± t ± d ± s ± f) Sfω
L — обмерная длина яхты;
b, t, d, s, f, Sf, ω — поправки соответственно на ширину, осадку, водоизмещение, площадь парусности, высоту надводного борта, остойчивость и наличие гребного винта.
Поправки определяются путем сравнения элементов обмеряемой яхты с базовой яхтой, имеющей такую же обмерную длину L. Эти поправки позволяют учесть влияние перечисленных параметров на скорость данной яхты. Основным показателем гоночной способности яхты является гоночный балл R, по которому рассчитывается поправка времени — гандикап. Гоночный балл примерно равен длине яхты по ватерлинии.
По опыту гонок яхт различных размерений установлено, что яхта, имеющая гоночный балл R футов, проходит одну морскую милю, при средних условиях ветра и волнения, за:
На основании этого составлена таблица поправок времени на одну морскую милю для яхт, имеющих различные гоночные баллы. Способ уравнения по времени лучше всего пояснить примером.
Пусть, например, в гонке на 100 миль участвуют три яхты, имеющие гоночные баллы:
Чтобы найти поправку времени, которую нужно будет вычесть из времени прохождения дистанции яхтами А и Б, имеющими меньший гоночный балл, необходимо вычесть из их поправок на милю поправку яхты В и разность умножить на дистанцию (100 миль). Поправка будет:
- для яхты А: (215,40—156,93) • 100 = 5847 сек. = 1 час. 37 мин. 27 сек.;
- для яхты Б: (173,5В—156,93) • 100=1665 сек. = 27 мин. 45 сек.
Для того чтобы результаты гонок при гандикапе получались более объективными, все участвующие яхты разбивают на классы по величине гоночного балла. В пределах каждого класса яхты имеют близкие по величине значения гоночного балла. Так, в Бермудской гонке яхты разбивают на 5 классов: А, В, С, D и Е. Класс А объединяет самые крупные яхты с гоночным баллом 40—50 футов, класс Е — самые маленькие яхты с баллом 24—25 футов.
По установившейся традиции старт Бермудской гонки назначается между 13 и 2В июня. На этот раз яхты стартовали в субботу 20 июня. Кроме американских, участвовало 18 заграничных яхт под флагами Англии, Голландии, ФРГ, Аргентины, Канады, Ирландии, Франции и с Бермудских островов.
Яхты стартовали со свежим бризом с юго-юго-востока и почти двое суток шли правым галсом. Крупные яхты класса А (иол «Болеро», кэч «Штормвогель», шхуна «Нина», кэч «Барловенто II» — все длиной около 22 м) лидировали гонку, идя в бейдевинд по 10—12 узлов. В течение этих двух суток малым яхтам классов D и Е даже приходилось брать рифы. Установилась типичная для таких условий картина гонок. Весь флот растянулся примерно на 250 миль соответственно гоночным баллам яхт.
В понедельник утром лидеры находились в 100 милях от финиша и достигли штилевой зоны, в то время как малые яхты все еще шли с хорошим ветром, делая по 7 В узлов. Паруса лидирующих яхт беспомощно повисли, их скорость упала до 1,5—2 узлов. За следующие сутки — до утра 23 июня — лидеры продвинулись к финишу не более чем на 35 миль. Растянувшийся было флот теперь собирался в более тесную группу. Так, на яхте класса Е «Баржу», шедшей со скоростью около 6 узлов, была принята радиограмма со «Штормвогеля», находившегося всего в 20 милях впереди, что его скорость составляет всего 2 узла.
Такая погода стала причиной драматического исхода гонки: вновь задувший ветер получили одновременно все яхты на расстоянии 65 миль от финиша. Крупные яхты уже не смогли получить достаточный отрыв по времени от малых яхт, чтобы покрыть гандикап.
Первым в 9 часов 24 июня финишировал кэч «Штормвогель» под командой голландца К. Брунцеля. Тремя часами позже пришла американская шхуна «Нина» (постройки 192В г.) — победительница Бермудской гонки 1962 г.; затем финишировали 22-метровый иол «Болеро» с командой из Сан-Франциско и иол «Районо» Военно-морской академии. Последняя яхта пришла ровно через 24 часа после «Штормвогеля».
Всю дистанцию (635 миль) «Штормвогель» прошел за 92.10.15. Любопытно, что рекордное время для Бермудских гонок, показанное иолом «Болеро» в 1956 г., составляет 70.11.40, а в самой «тихой» гонке (1960 г.) пришедшая первой яхта затратила на прохождение той же дистанции 121 час. 13 мин.!
Как же распределились места после подсчета гандикапа? «Штормвогель», первый на финише, стал 123-м; «Нина» — 76-й; «Болеро» — 121-м. Первое место заняла яхта класса Е «Баржу» под командой М. Эрнстофа, финишировавшая 109-й. Эта 11-метровая яхта имела запас времени по сравнению со «Штормвогелем» почти 30 час., а финишировала всего на 19 час. 42 мин. позже. В таблице приведены результаты призеров всех пяти классов яхт.
Яхта «Баржу» одновременно была первой и в классе Е. «Баржу» — самый маленький из иолов участников гонки. Ее наибольшая длина 11,48 м; длина по ватерлинии 7,62 м; ширина 3,25 м. Это компромисс; ее осадка с поднятым швер-том 1,7 м, с опущенным 2,35 м. Водоизмещение 6,35 т; площадь парусности 57 м2; гоночный балл ССА 24,5 фута. Экипаж «Баржу» на гонке состоял из 7 человек (все — рулевые с небольших гоночных яхт).
«Баржу» — первая яхта из стеклопластика, ставшая победителем в Бермудской гонке. Ее дебют в Бермудских гонках, состоявшийся в 1962 г., принес ей тогда второе общее место (по гандикапу) после «Нины». «Баржу» была построена в 1960 г. по проекту американского конструктора Триппа на верфи «Пирсон» в Бристоле. В ее проекте умело учтены Правила обмера ССА, благодаря чему достигнут низкий гоночный балл при хороших ходовых качествах. Построена серия яхт этого типа (тип «Инвикта»).
В классе А первым был иол «Ондин» конструкции того же Триппа, но с корпусом из алюминиевого сплава (кстати, призер в классе В «Кэриллон» также построен из алюминиевого сплава). Его длина наибольшая 17,5 м, длина по КВЛ 11,6 м; ширина 4,3 м; осадка 2,5 м. Площадь парусности 142 м2 при водоизмещении около 25 т. Интересной особенностью парусного вооружения этой яхты является то, что длина нижней шкаторины самого большого стакселя достигает 13 м, т. е. 75% длины яхты.
Яхта «Штормвогель», финишировавшая первой в 1964 г. и второй в 1962 г.,— одна из наиболее интересных крейсерско-гоночных яхт, участвовавших в гонке. Ее длина наибольшая 22,7 м; длина по КВЛ 18 м; ширина 4,9 м; осадка 2,9 м. Водоизмещение яхты 28 т; площадь парусности (кэч) 228 м2. Яхта спроектирована тремя конструкторами — голландцем Ван де Стадтом и англичанами Гайльсом и Иллингуортом. Построена она в Южной Африке; имеет клееную обшивку из четырех слоев красного дерева, покрытую стеклопластиком. Короткий глубокий киль сварен из стали и вмещает 14 т балласта (в нем топливная и водяная цистерны). Мачты — из легкого сплава. За четыре года эксплуатации эта яхта заслужила репутацию одной из самых быстроходных яхт в мире.
В Бермудской гонке 1964 г. впервые участвовали два тримарана (вне зачета). Один из них финишировал четвертым.
Участники гонок были отмечены 18 призами, из которых четыре были вручены экипажу яхты «Баржу» (главный приз — модель маяка Сан-Дэвис на о-ве Бермуда за лучшее исправленное время; приз за лучшее исправленное время для яхты длиной менее 12 м и два приза штурману). Экипаж «Штормвогеля» получил три ценных приза за лучшее истинное время. Не остался забытым и кок яхты, которая пришла к финишу последней («Шлюссель фон Бремен» из ФРГ). Очевидно за то, что ему пришлось поработать больше, чем коллегам на других яхтах, он получил специальный приз.