Эта традиционная гонка в открытом океане проходила в очень тяжелых метеорологических условиях. Многие из участвовавших в ней яхт оказались на пути урагана с красивым именем — «Беатриче», который обрушил на небольшие суденышки всю мощь исполинских 10-метровых волн и 11-балльных шквалов с дождевыми зарядами.
Успешно закончить напряженную многодневную гонку в таких условиях можно было, только имея большой опыт, проявив самое настоящее мужество и волю к победе. На многих яхтах происходили различные аварии и поломки, которые приходилось быстро ликвидировать без какой-либо посторонней помощи. Достаточно сказать, что за время гонки три яхты потеряли мачты, однако, несмотря на это, все они финишировали под аварийным рангоутом.
Первая Транстихоокеанская гонка состоялась в 1906 г.; с тех пор они регулярно проводятся через каждые два года. По длине дистанции (2225 миль) — это самая большая гонка крейсерских яхт после Трансатлантической. Традиционное время старта гонки — первая половина июля. В это время дуют устойчивые сильные ветры восточного направления — пассаты, благодаря чему яхты проходят всю дистанцию полным курсом. Бодрый темп гонки (суточные переходы по 150—250 миль), обычно благоприятные погодные условия (например, температура воды 20—25° С) и перспектива отдыха на Гавайях после финиша всегда привлекают большое количество участников. В 1965 г. участвовало в гонке 526 человек, причем 48 яхт были из США и только 7 из других стран (по две из Канады и Японии, одна — иол «Корсаро-ll» — из Италии с командой офицеров ВМФ, 22-метровая шхуна «Астор» из Австралии и известная читателям нашего сборника голландская яхта «Штормвогель»).
К участию в гонке допускаются яхты длиной по КВЛ не менее 26 футов (8 м) классов А, В, С, D по ССА Характерно, что если в начале XX века в этих океанских гонках участвовали преимущественно крупные яхты (шхуны и тендеры), то сейчас подавляющее большинство составляли яхты длиной 11—15 м, а яхт длиной свыше 20 м было всего 10. Самым большим судном был кэч «Новиа дель Мар» длиной 27,2 м. Интересно, что шхуной были вооружены только две старые яхты в классе А, кэчем — 8 яхт, иолом — 5, тендером — 4; остальные суда были шлюпами.
Гонка 1965 г., кроме того, что в ней участвовало наибольшее количество яхт за последние 10 лет, имела еще и ту особенность, что на ней было представлено большое число судов-монотипов серийной постройки. Так, было 3 яхты «Кеттенбург-40», 5 яхт «Кеттенбург-50», 6 яхт «Калифорния-40» из стеклопластика и 4 яхты «Лапворт-36» (цифры в наименовании класса обозначают длину яхты в футах).
Все яхты перед гонкой подверглись строгой процедуре обмера (по правилам ССА 1963 г.), в которую включалось и взвешивание яхт. Многие капитаны предпочли заменить нормальные гребные винты на гоночные, уменьшенного диаметра и с узкими лопастями. На иолах и кэчах были приготовлены специальные бизань-стаксели для полного курса, практически не отличающиеся от спинакеров. На шлюпе «Мисти» даже установили дополнительный руль, отнесенный дальше в корму, чем обычный, который был жестко закреплен. Тщательно проверялось спасательное снабжение и оснастка яхт. Следует заметить, что по правилам гонки на каждой яхте должно быть по два спасательных круга, снабженных огнями, автоматически зажигающимися при попадании их в воду, свистком и длинной вешкой с оранжевым флагом. Вешка привязывается к кругу и удерживается на плаву в вертикальном положении на поплавке. Кроме того, место падения человека за борт может быть отмечено плавучими дымовыми шашками, которые дают густой оранжевый дым. Чтобы уменьшить вероятность падения за борт, все члены команды снабжаются страховочными поясами с карабинами, которые при работе на палубе застегиваются за поручни, рымы и т. п. Естественно, что без прочного и надежного леерного устройства яхта вообще не допускается на старт. Для уменьшения вероятности столкновения с проходящими судами все яхты обязаны были нести радиолокационные отражатели. Большинство яхт имело на борту портативные радиостанции, которые обеспечивали постоянную связь с сопровождающим патрульным судном и между гонщиками. На крупных яхтах класса А имелись навигационные радиолокационные установки. Очевидно, что только благодаря принимаемым мерам безопасности и хорошему снаряжению ни в одной из 24 Транстихоокеанских гонок не было несчастных случаев.
Итак, старт гонки был дан в полдень 4 июля при слабом ветре. Первой в классе А взяла старт у подветренного знака яхта «Тикондерога», в то время как большинство яхт скопилось у наветренной стороны стартовой линии. Большую помеху гонщикам в начале соревнования оказывали провожающие катера и яхты, которых скопилось. . . около пяти тысяч. К вечеру опустился туман, значительно затруднивший навигацию. Несмотря на это, вперед уходили большие яхты, которые по мере удаления от берега получали все более свежий ветер. К утру 5 июля ветер достиг скорости 10—15 узлов. Впереди оказалась изящная 25-метровая шхуна «Сирена», построенная 52 года назад как гоночное судно. «Тикондерога», «Штормвогель» и алюминиевый шлюп «Киалоа-II» отстали от нее примерно на 20 миль. Между этими крупными яхтами и разгорелась впоследствии наиболее острая борьба за обладание призом первой яхте, достигшей Гонолулу. Экипажи яхт меньших размеров также вели гонку с большим напряжением, чтобы не потерять ни одной минуты гандикапа.
На протяжении всей гонки дул свежий попутный ветер и яхты несли спинакеры. Вечером 5 июля на некоторых малых яхтах пришлось взять рифы на гроте, так как ветер усилился до 17—20 узлов. 7 июля яхты класса А, возглавлявшие гонку и шедшие to скоростью 10—12 узлов, получили сообщение о приближении тропического шторма, который шел с юго-востока и двигался к Гонолулу. Это и был «Беатриче». Пришлось менять легкие спинакеры на штормовые: на кэчах и иолах были убраны бизани.
Командир «Тикондероги» Р. Джонсон решил несколько изменить свой курс, чтобы уклониться от встречи с ураганом, однако это не удалось, и вскоре яхта получила 11-балльный ветер прямо в корму. Высота волны быстро достигла 9 метров. Вот что рассказывает Р. Джонсон: «Под штормовым спинакером площадью около 60 м2, под незарифлен-ным гротом, кливером и стакселем, без бизани, «Тиконде-рога» помчалась, как всадник, по гигантским волнам. Несколько раз судно своим клиппер-штевнем как бы «прошивало» волны насквозь. Стрелка указателя лага, рассчитанного на измерение скоростей до 20 узлов, нередко упиралась в ограничитель.
В стороны от форштевня расходились большие пенящиеся волны, как у торпедного катера. В один из таких моментов, когда судно врезалось в очередную волну, на него обрушился огромный поток воды. Брызги и пена взметнулись вверх и «погасили» спинакер, прижав его к мачте. Раздался страшный треск. Казалось, что старая яхта разваливается на части. Это «взорвался» наполнившийся вновь ветром спинакер и разлетелся по ветру, как конфетти. Улетела за борт вырванная оковка спинакер-гика. Через некоторое время с резким треском разорвался пополам — от задней до передней шкаторины — дакроновый грот. Яхта осталась только под стакселем и кливером. С большим трудом удалось убрать разорвавшийся грот и поставить на гик изготовленную из подсобных материалов новую оковку. Затем была поставлена бизань, и под такими парусами яхта прошла за сутки 250 миль. Все это время в каюте шла большая работа: на портативной швейной машинке зашивали лопнувший грот, который затем был поставлен одновременно с запасным спинакером. После этого «Тикондерога» пошла со скоростью 17—18 узлов.
Никто из команды не пострадал, а рулевые твердо удерживали яхту на курсе».
«Штормвогель» также не раз достигал скорости 22 узла. На нем был поломан и оторван грота-гик, и свыше 450 миль пришлось идти под спинакерами грота и бизани и триселем из рабочего стакселя, поставленным на рельсе грот-мачты. На многих других яхтах были поломаны спинакер-гики, разорваны паруса и бегучий такелаж.
Когда этого района достигли малые яхты, основной шторм уже прошёл, однако шквалы не прекращались и шла большая зыбь. На японском иоле «Чита-II» при одном из таких шквалов была сломана в пяртнерсе грот-мачта. Подобрать ее на волне было невозможно и пришлось обрубить такелаж. Бизань-мачту перенесли на место грот-мачты, и с таким вооружением яхта дошла до финиша без помощи патрульного судна. 1000 миль со спинакер-гиком вместо мачты прошел и шлюп «Акамаи», на котором мачта сломалась на высоте 3 м над палубой. Даже под этим импровизированным вооружением «Акамаи» шел со скоростью 6 узлов.
Наибольшую остроту гонка приняла, когда до финиша оставались последние 100 миль. Предполагалось, что наибольшие шансы первой достичь Гавайев имела «Киалоа-II» — одно из последних детищ конструкторской фирмы «Спарк-мэн и Стефенс». Однако в поисках наиболее свежих ветров эта яхта отошла от генерального курса слишком далеко к северу, а вместо ожидаемого норд-оста подул зюйд-ост, при котором «Киалоа» пришлось идти с меньшей скоростью.
«Тикондерога» и «Штормвогель» после их броска вперед во время шторма шли почти рядом. За 50 миль до финиша «Штормвогель» неожиданно оказался с подветра у «Тикондероги», вынырнув из шквальной пелены дождя. Обнаружив своего соперника, голландец привелся, идя на пересечку курса, прошел под кормой «Тикондероги» на расстоянии около 100 м и лег на тот же курс. Тотчас же на «Тикондероге» убрали спинакер и поставили балун-стаксель, что позволило привести судно к ветру и идти острее прежнего курса примерно на 15°. Экипаж «Штормвогеля» немедленно проделал такой же маневр и пошел еще острее. Расстояние между яхтами постепенно стало сокращаться. Затем последовали лювинги и уваливания при ослабевшем до 8 баллов ветре. К ночи ветер снова засвежел до 11 баллов. «Тикондерога» легла на другой галс, сделав поворот оверштаг, чтобы решительно оторваться от соперника, следовавшего по пятам, на ней поставили огромный спинакер площадью в 352,3 м2, что, по словам Р. Джонсона, «было совсем не детской игрой». Чтобы поставить этот спинакер, потребовалось предварительно послать на бушприт человека, который должен был расчистить запутавшиеся снасти и выловить упавший за борт спинакер-гик. Практически этот человек все время находился в воде и, выполняя свою задачу, должен был напрягать все силы, чтобы его не смыло за борт. Только с большим трудом удалось извлечь из-за борта сломанный релинг, который «ловил рыбу».
Еще до встречи со «Штормвогелем» «Тикондерога» получала сообщения по радио о том, что на нем также происходят различные аварии и поломки. Так, при сильном шквале лопнул основной спинакер-фал и парус остался на ненадежном запасном фале. Требовалось завести новый прочный фал, а для этого нужно было послать кого-нибудь на мачту. Вызвался молодой матрос. Его подняли на беседке, для страховки надев на него специальный пояс (за который и закрепили запасной фал). Находясь на высоте около 25 м над водой, в то время, когда яхта раскачивалась на 10-метровой волне с борта на борт, описывая топом дугу около 100°, матрос выполнил эту трудную задачу. Только поставили спинакер — оглушительный треск возвестил о новой беде: его оторвало от обоих фалов и он, словно ковер-самолет, улетел вперед, удерживаемый только брасом и шкотом. Спинакер еще не успел упасть в воду, как усилиями всего экипажа его втащили на палубу. Оказалось, что сломаны обе скобы на фалах.
Командир не решался снова посылать кого-либо на мачту, но вот из группы матросов, обсуждавших положение, вышел новый доброволец. Опять со всеми предосторожностями его подняли наверх, дополнительно надев на него резиновый спасательный жилет, чтобы... смягчить удары о мачту. Ветер в это время был 10—11 баллов. Несмотря на огромные трудности, в наступившей темноте фалы были заведены и вновь можно было ставить спинакер.
Прошло совсем немного времени и снова раздался треск. На этот раз вырвало кренгельс у шкотового угла спинакера. Спинакер был моментально убран, шкот ввязан прямо в мякоть парусины, и спинакер снова оказался на месте.
Команда навела кое-какой порядок на палубе. Казалось, наступила передышка, но вдруг снова прогремел «пушечный выстрел». Яхта вздрогнула. При свете луны можно было увидеть, что грота-гик сломался и волочится по воде. Аврал! С большим трудом удалось втащить девятиметровый гик на палубу и убрать грот. Под одним спинакером яхта продолжала идти со скоростью 10 узлов. Чтобы наверстать потерянное время, поставили бизань. Затем к одному из запасных стакселей пришнуровали ползунки и подняли его на мачте, как трисель (под этими парусами «Штормвогель» и пришел на финиш).
В ночь с 13 на 14 июля «Тикондерога» и «Штормвогель» вошли в пролив Молокаи. Берега этого пролива гористые, и ветер дует, как в трубе. И на этот раз ветер здесь был около 40 узлов; яхты понеслись по проливу со скоростью 14—16, а временами 18—20 узлов. Первым к финишу подошла «Тикондерога». Луч прожектора с острова Оаху, обозначавший линию финиша, осветил ее красивый клиппер-штевень. «Штормвогель» отстал от нее всего на 100 м и финишировал 5 минутами позже.
Всего переход «Тикондероги» занял 229 час. 51 мин. 2 сек., а ее средняя скорость составила 9,7 узла. И «Тикондерога» и «Штормвогель» побили рекордное время гонки, показанное в 1955 г. 30-метровым кэчем «Морнинг стар» (231.05.10).
Между «Киалоа-М» и «Сиреной» также начался поединок перед финишем. С одной стороны — современный крейсерско-гоночный шлюп из легких сплавов, с другой — старая шхуна. Обе яхты имели повреждения рангоута. «Киалоа» финишировал на 6 мин. раньше шхуны (на 6 час. позже «Тикондероги»).
В течение последующих четырех суток финишировало большинство судов — до 1В июля гонку закончило 38 яхт. Еще позже подошли отставшие яхты и яхты с поврежденными мачтами. Никто не воспользовался услугами патрульного корабля «Декстер», за исключением японской яхты «Контесса-Ш», с которой сняли на два дня заболевшего капитана Ишихара (известный киноартист).
Распределение мест после подсчета гандикапа показано в табл. 1. Общее 1-е место по исправленному времени, таи же как и 1-е место в классе С, заняла пластмассовая яхта серийной постройки «Психея» (класса «Калифорния-40»), Общее 2-е место — яхта того же класса «Ханалеи», общее 3-е место — яхта «Раскал» другого стандартного класса «Кеттенбург-50». Большие яхты класса А довольствовались более скромными местами.
Нужно сказать, что по исправленному времени разрыв между яхтами оказался невелик, несмотря на большую дистанцию гонки. Так, 38 яхт имели исправленное время до 10 суток. Самый большой разрыв по времени — 5 часов — был между «Психеей» и «Ханалеи».
Обычно рекомендуется идти в Транстихоокеанской гонке по S-образному курсу, но ни «Тикондерога», ни «Психея» не воспользовались этой рекомендацией. Большинство яхт шло по генеральному курсу в начале гонки, а затем (последние 300 миль) — по дуге большого круга. В этом году область свежих ветров располагалась несколько севернее, чем обычно, поэтому «Психея» сразу же после старта пошла севернее рекомендуемого курса, получая информацию о погоде от океанской метеостанции «Новемба».
Переход «Психеи» примечателен отсутствием каких-либо поломок, в отличие от крупных яхт. Ветер на ее пути никогда не превышал 35 узлов, и яхта шла всю гонку под одним большим спинакером, не меняя его на штормовой. В районе шторма ей пришлось испытать лишь крупную зыбь и ряд шквалов с дождем. Небо в течение почти всей гонки было закрыто тучами. Средняя скорость яхты оказалась 7,2 узла.
Экипаж «Психеи» состоял из шести человек, причем все они были старше 40 лет. В составе команды был и глава фирмы, выпускающей яхты класса «Калифорния-40», Дженсен, который подробно изучал поведение яхты в океане. Вот что рассказывает капитан «Психеи» Дон Солсбери: «Нашей победе помогло несколько факторов. У всех было прекрасное настроение. Экипаж имел большой опыт в гонках, каждый — хороший шкипер собственной яхты1 Наше вахтенное расписание позволяло всем отдыхать каждый день. Мы постоянно знали свое место и имели хороший ветер всю гонку. Яхта была прекрасно оснащена».
Самостоятельно достигли финиша и яхты со сломанными мачтами, что оценено было по достоинству судейской комиссией: этим судам были отведены почетные места в гавани яхт-клуба Гонолулу рядом с победителями гонки. Экипаж японской яхты «Чита II», на которой мачта была сломана в пяртнерсе, решил было продолжать путь на родину под бизань-мачтой, установленной вместо грота, так как на ремонт денег не было. Помогла солидарность спортсменов: необходимые средства были собраны по подписке.
Следуя традиции сборника, познакомимся с наиболее интересными яхтами, участвовавшими в гонке.
Прежде всего, несколько слов о «Тикондероге». Эта яхта спроектирована известным американским конструктором Л. Ф. Херрешоффом и построена в 1936 г. Ее изящный корпус с длинной килевой линией, клиппер-штевнем и транцевой кормой построен из дерева.
Основные элементы яхты «Тикондерога»
Длина по палубе, м | 22,0 |
Длина по КВЛ, м | 19,5 |
Ширина, м | 4,88 |
Осадка, м | 2,52 |
Водоизмещение, т . | Около 50 |
Площадь парусности обмерная, м2 | 262 |
Площадь спинакера, м2 | 353 |
Во время гонки на борту находился экипаж из 14 человек (довольно большой для океанской гонки). «Тикондерога» уже второй раз первой финиширует в Гонолулу (первый раз — в гонке 1963 г.). Объясняется это, во-первых, тем, что яхта имеет хорошие ходовые качества, соответствующие ее размерам. Во-вторых, в гонке 1965 г. обстоятельства сложились так, что более быстроходные и современные соперники не смогли полностью проявить свои возможности («Штормвогель», например, часть гонки шел без грота, а «Киалоа» выбрал неудачный курс).
Кстати, уже после описываемых событий, «Тикондерога» участвовала в крейсерской гонке Майами — Монтегю Бэй (Ямайка), в которой снова проявила себя как самое быстроходное судно. За сутки она прошла 248 миль. Скорости, достигнутые «Тикондерогой», значительно выше тех, которые до сих пор были показаны знаменитыми 12-метровиками, хотя последние являются специальными гоночными судами и не имеют нормально оборудованных помещений для экипажа, Снабжения и запасов, тогда как «Тикондерога» полностью приспособлена для длительных автономных плаваний.
«Киалоа-II» — самая крупная яхта из легких сплавов, построенная в США. Проект ее разработан фирмой «Спарк-мэн и Стефенс» с учетом опыта эксплуатации известных океанских крейсерско-гоночных яхт «Баруна», «Болеро» и др. Теоретический чертеж тщательно отрабатывался испытаниями моделей в опытовом бассейне. В проекте яхты выражена современная тенденция: снижение водоизмещения при удлинении ватерлинии.
Основные элементы яхты «Киалоа-II»
Длина наибольшая, м | 22,43 |
Длина по ватерлинии, м | 16,8 |
Ширина, м | 4,54 |
Осадка, м | 3,14 |
Надводный борт, м: | |
в носу | 2,3 |
в корме | 1,6 |
Водоизмещение, т | 43,6 |
Площадь парусности, м2 | 251 |
Корпус яхты из алюминиево-магниевых сплавов, цельносварной. При постройке использовался метод сварки «Сигма», применяющийся в авиастроении. Толщина наружной обшивки у киля — 13 мм, в районе перехода от днища к килю — 9,5 мм, скулы и борта — 6,4 мм. Значительную сложность представляла борьба со сварочными деформациями; в процессе сборки и сварки обводы контролировались и правились по шаблонам. Палуба также изготовлена из алюминиевых панелей с выштампованным набором; ее вес оказался в S раз меньше веса деревянной палубы с тиковым настилом.
Свинцовый фальшкиль отлит по форме килевой коробки с зазором и изолирован от алюминиевого корпуса (для устранения коррозии) эпоксидным компаундом. В жилых помещениях корпус яхты изолирован пенополиуретаном.
Вооружение яхты — шлюп — несколько необычно для такой большой парусности на современной яхте. Однако, если учесть, что океанские гонки становятся в последние годы таким же основным назначением крейсерских яхт, как и дальние плавания, тенденция возврата к одномачтовому вооружению становится понятной. Следует заметить, что при крейсерских походах на «Киалоа» используются паруса уменьшенных размеров.
Во время гонок яхта несет грот площадью 119 м2 и Геную 18З м2, длина нижней шкаторины которой составляет 15 м. На полных курсах в дополнение к спинакеру ставится подспинакерный стаксель 66 м2. Основной комплект парусов «Киалоа» состоит из 17 дакроновых парусов, рассчитанных на различные силу ветра и курсы. Очень эффективны генуэзские стаксели, передняя шкатррина которых простирается от топа мачты до палубы.
Мачта высотой 25,3 м от палубы и гик также сварены из легких сплавов. Благодаря применению металла мачта, имеющая сечение овальной формы, раскреплена только тремя вантами с каждого борта при двух парах краспиц. Основные ванты и штаги имеют диаметр 22 мм; стоячий такелаж изготовлен из жестких тросов спиральной свивки (1X19).
Несмотря на высокие ходовые качества, «Киалоа» имеет очень небольшой гоночный балл при обмере по правилам ССА — всего около 12 м (это почти на 5 м меньше ее длины по КВЛ).
Палуба яхты не загромождена рубками, что облегчает управление парусами на гонках. Зато форлюк имеет большие размеры (1,1X0,9 м) для удобства протаскивания через него сменных стакселей.
Внутреннее расположение рассчитано на 16 человек, хотя нормальным в океанской гонке считается экипаж 11 человек. Яхта оборудована системой кондиционирования воздуха, газовым камбузом, электрифицированной системой пресной воды. На ней установлены навигационная радиолокационная станция, радиотелефон, электрические приборы контроля за скоростью яхты, направлением и скоростью вымпельного ветра и т. п.
Следует заметить, что постройка алюминиевой яхты обходится дешевле, чем такой же деревянной. Тем не менее крупные яхты, насыщенные оборудованием и построенные по специально разработанному проекту, обходятся в сотни тысяч долларов и доступны только крупным капиталистам. Люди с меньшими доходами предпочитают покупать или арендовать небольшие яхты серийной постройки. Именно к этому разряду яхт и относится победительница гонки «Психея» — класса «Калифорния-40». Первая яхта такого типа была построена в 1964 г. по проекту Лапворта и быстро завоевала популярность благодаря высоким ходовым и мореходным качествам, хорошей обитаемости и низкой стоимости содержания.
Основные элементы яхты «Психея»
Длина наибольшая, м | 12,2 |
Длина по ватерлинии, м | 9,25 |
Ширина, м | 3,35 |
Осадка, м | 1,75 |
Надводный борт, м: | |
в носу | 1,22 |
минимальный | 0,90 |
Водоизмещение, т | 6,73 |
Площадь парусности, м2 | 65 |
Яхта отличается короткими свесами — ее длина по КВЛ примерно на 1 м больше, чем обычно у яхт с наибольшей длиной 12 м. Благодаря легкому пластмассовому корпусу водоизмещение «Психеи» почти на 25% ниже, чем у деревянных яхт, однако фальшкиль весом 2,73 т и крутая скула обеспечивают достаточную остойчивость под парусами. Плавниковый киль, балансирный руль, установленный отдельно от киля — характерны для многих проектов Лапворта. Отсутствие обычно развитого дейдвуда уменьшает смоченную поверхность яхты и обеспечивает хорошие маневренные качества.
Гоночный балл яхты по правилам ССА — 9,54 м.
На яхте расположены В коек, гальюн, камбуз, холодильник, вспомогательный двигатель мощностью 31 л. с. с угловым реверс-редуктором, штурманский стол. Скорость хода яхты под мотором В узлов, запас топлива 160 л. Двухлопастной гребной винт регулируемого шага или со складными лопастями имеет диаметр 400 мм и шаг 280 мм.
Румпель имеет длину во весь кокпит, что позволяет рулевому сидеть впереди шкотовых. Корпус изготовлен целиком из стеклопластика. Палуба, рубка и кокпит отформованы как одно целое, благодаря чему полностью устраняется водотечность этих конструкций. Отделка внутри каюты выполнена из тика.
Вооружение «Психеи» — также шлюп с топовым стакселем. Рангоут изготовлен из легких сплавов, стоячий такелаж— из нержавеющих тросов спиральной свивки диаметром 6,4 мм. Мачта имеет всего одну пару краспиц. Управление шкотами осуществляется при помощи четырех шкотовых лебедок, имеющих, очевидно, различную скорость выбирания.
Другой монотип класса «Кеттенбург-50» — «Раскал» — занял общее 3-е место и 1-е в классе В. Приводим ее главные размерения (рядом приводятся аналогичные цифры по яхтам класса «Кеттенбург-40», которые также участвовали в гонке):
«К-50» | «К-40» | |
Длина наибольшая, м | 15,4 | 12,18 |
Длина по ватерлинии, м | 10,52 | 8,33 |
Ширина, м | 3,97 | 3,14 |
Осадка, м | 1,98 | 1,62 |
Водоизмещение, т | 13,2 | 6,47 |
Вес свинцового фальшкиля, т. | 4,1 | 2,27 |
Площадь парусности, м2 | 91,5 | 51,6 |
Надводный борт, м: | ||
в носу | 1,48 | — |
минимальный | 1,22 | — |
Яхта «К-50» имеет традиционные обводы и конструкцию. Так как она предназначена для плавания в теплых водах Калифорнии, предусмотрены необычно большая хорошо освещенная вентилируемая рубка и вместительный кокпит. Высота в каюте — 1,97 м. В яхте оборудованы две двухместные каюты с отдельными санузлами, камбуз, штурманский стол. Всего имеется 9 спальных мест. В носовом гальюне предусмотрен душ. Запас пресной воды состоит из 900 л в основной цистерне и 900 л — в дополнительной. Установлен дизель с запасом топлива 900 л.
Обшивка изготовлена из красного дерева на гнутых дубовых шпангоутах. Палуба из морской фанеры покрыта стеклопластиком. Все крепления корпуса — бронзовые; такелаж из нержавеющих тросов.
Стоимость яхты «К-50» составляет 41500 долл., а «К-40» с полным снабжением для океанских гонок — 25000 долл. Гоночный балл по ССА яхты «К-40» равен 8,6 м. Одна из этих яхт «Зефир-III» заняла 2-е место в классе D. «К-40» оборудована для размещения экипажа из 6 чел.; запас воды 205 л, топлива — 160 л. Мощность вспомогательного двигателя 30 л. с. Вооружение — шлюп с топовым стакселем (рабочий стаксель предусмотрен на рейке).
Опыт Транстихоокеанской и других гонок свидетельствует, что в таких соревнованиях имеют преимущество небольшие, более дешевые и транспортабельные яхты водоизмещением 7—10 т с экипажем 6—8 чел. Очевидно, результаты таких яхт в меньшей степени зависят от погодных условий, чем больших судов, которым с каждым годом приходится делать все больший отрыв по времени от своих меньших соперников.
В минувшую навигацию 1966 г. яхты класса «Калифорния-40» одержали целый ряд убедительных побед в международных океанских соревнованиях. Так, в традиционной Бермудской гонке яхта этого класса «Сандерберд» («Буревестник») под командой американца Т. Пирсона заняла первое место (по гандикапу) среди 167 участвовавших судов. Яхты этого класса заняли 1, 3, 4, 5 и 6-е места среди 32 яхт класса D. Первой на финише была «Киалоа-П», занявшая по гандикапу 2-е место в классе А и 50-е — общее.
В Трансатлантической гонке, которая проходила по маршруту Бермудские острова — плавучий маяк Скау (у берегов Дании), яхта «Вамп-Х» под управлением Р. Турнера (США) заняла 4-е место (по гандикапу) среди 42 судов. Первое место в этой гонке заняла яхта «Ондин» (см. статью «Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро»); она же была и первой на финише после 3400 миль гонки в штормовых условиях.