Немного истории. Аэродинамические буера впервые появились на всесоюзных соревнованиях два года назад. Дважды — на Первенствах 1964 и 1965 гг.— они стартовали вместе с обычными буерами 12-метрового класса и оба раза финишировали первыми: в 1964 г. чемпионом стал В. Гире, а в 1965 г. — рижанин Е. Канский.
В 1966 г. буера с жесткими крыльями ввиду их явного преимущества перед буерами с обычными парусами впервые выделили в самостоятельную подгруппу. В этот раз на старт Первенства, проходившего с 20 по 27 марта, вышло девять аэродинамических буеров. Среди них были и уже испытанные в гонках, и совсем еще неизвестные конструкции.
Впервые на лед всесоюзного первенства вывел свой буер ленинградец Ю. Ефимов (ДСО «Водник»), На голубом крыле его «Стрижа» ниже номерного знака красовался огромный вопросительный знак (каждому понятно — конструкция экспериментальная!).
Новый буер В. Гирса «Аэро-IV» (номерной знак 158) мало чем отличался от «Аэро-III» (номерной знак 80), на котором он выступал на соревнованиях 1964 и 1965 гг. В этом можно было легко убедиться, так как «Аэро-III» тоже вышел на старт: на нем выступал товарищ Гирса по команде Т. Ныу. Новый буер Гирса отличали только трубка Пито в носу и небольшие горизонтальные крылышки над поперечиной, которые благодаря отрицательному углу атаки прижимают буер ко льду, заменяя балласт.
Прошлогодний чемпион Е. Канский поставил на своем буере (номерной знак 69) новое крыло. Обратите внимание: на этом крыле нет ни единого разъема; по-видимому, конструкторы решили пожертвовать возможностью уменьшать площадь паруса ради повышения его прочности и аэродинамических качеств.
На буере «Пегас» (рулевой — ленинградец Ю. Юдин, ДСО «Труд»), наоборот, крыло состоит из трех секций. Если освободить защелки верхней секции, она развернется по ветру и благодаря этому уменьшится площадь парусности. В сильный ветер это может обеспечить известные преимущества, но... то, что действительно произошло в сильный ветер, можно видеть на приводимом фото.
Теперь остановимся более подробно на ходе соревнований. К предпоследней шестой гонке, когда уже совершенно точно определились чемпионы в 20-метровом классе и среди «монотипов», и с достаточной степенью уверенности можно было назвать победителей на буерах 12-метрового класса с мягкими парусами (см. таблицу победителей по гонкам), в классе аэродинамических буеров оставалась полная неясность. Наибольшие шансы на победу имели четверо: Е. Канский, В. Гире, Т. Ныу и Ю. Ефимов.
Переменная облачность, порывистый ветер и проглядывающее из-за туч весеннее солнце все время меняют обстановку на льду. Какие ставить коньки? Брать ли шкотового? Грузить ли балласт? Эти вопросы спортсменам приходится решать буквально за несколько минут до старта. Но, в общем, большой скорости никто не ждал: выпавший за ночь снег сделал дорогу тяжелой.
Снежные заряды ухудшали видимость. В результате, уже на первом круге 20-метровик ленинградца В. Горлова столкнулся с буером таллинского спортсмена X. Каазика. Все обошлось благополучно, хотя обоим буеристам пришлось удовольствоваться 101 очком как не финишировавшим.
Аэродинамические буера, как обычно, стартовали последними. На первых кругах лидерство прочно удерживал Ю. Ефимов. «Вопрос» больше чем на полкруга оторвался от ближайших соперников, но, когда уже никто не сомневался в его победе, Ефимов, обходя верхний знак, попал в штопор. Не хватило опыта: при таком отрыве от соперников явно следовало обходить знак осторожнее! А теперь, пока он терял драгоценные секунды на разгон, вперед вышел Е. Канский. Догнать его уже никому не удалось. И все-таки снова полная неясность: его победа еще не решала, кому быть чемпионом в аэродинамическом классе. Ответ должна была дать последняя гонка.
Седьмой день соревнований начался слабым ветром. Правда, за ночь подморозило и снег на заливе покрылся твердым настом, но гонщики тоскливо поглядывали на поднимающиеся прямо в небо дымки таллинских заводов — нужно было ждать штиля. Худшие опасения оправдались уже в начале гонок: 20-метровики не уложились в контрольное время. Им пришлось стартовать снова, и прошли дистанцию они только с третьей попытки. Более легким «монотипам» и 12-метровикам удалось закончить гонку сразу.
Старт аэродинамическим буерам был дан уже около 16 часов. Можно с уверенностью сказать, что это была одна из самых интересных гонок соревнований! Вскоре после старта вперед вышел В. Гире. За ним в нескольких метрах, как тень, следовал на «Аэро-III» Т. Ныу. Заходы, порывы и падения ветра не меняли положения: буера шли, как привязанные. Решили последние метры, на которых В. Гирсу все же удалось увеличить разрыв и выиграть гонку. Но какой ценой удалось ему этого добиться, можно судить по фотографии.
Не менее драматично решалась и судьба остальных призовых мест. После финиша Гирса и Ныу ветер окончательно скис. Канского, возглавляющего теперь гонку, начал «дожимать» Ефимов, а до финиша оставались какие-то сотни метров. Если заштилеет совершенно, то выиграет гонку тот, кто первый довезет свой буер к финишу. В этом случае все шансы на стороне ленинградца, который лет на двадцать младше своего соперника. Ведя буер за едва дующим ветром, Е. Канский все же финишировал третьим, но... еще раньше истекло контрольное время. Всего 10 секунд не хватило прошлогоднему чемпиону для того, чтобы занять общее второе место, которое он при этом отыгрывал у Ныу.
Результаты первенства
Класс 20 м2 свободный
Личное первенство: 1) В. Васильев — Э. Шугай («Водник»), 6880; 2) А. Янсюн — В. Растворов (ЛВМБ), 5081; 3) В. Иваск — Л. Ыйглас (ВМФ-II), 4847.
Командное первенство: 1) «Водник», 10743; 2) ВМФ-I, 7069; 3) ВМФ-II, 6850.
Класс «Монотип-XV»
Личное первенство: 1) А. Рауд — Э. Ламп («Калев»-I), 6751; 2) Ю. Шаврин — Ф. Шут ков (ВМФ-I), 5061; 3) X. Ратае — В. Нурме («Калев»-I), 4702.
Командное первенство: 1) «Калев»-I, 12081; 2) ВМФ-I, 9866; 3) Труд-I, 9653.
Класс 12 м2 свободный с мягким парусом
Личное первенство: 1) Л. Виноградов — Л. Ялышев (ВМФ-II), 5728; 2) А. Вильде — X. Томсон («Калев»-I), 5126; 3) X. Леппик — Ю. Сийдра (Тр. Резервы), 3121.
Класс 12 м2 свободный с жестким парусом
Личное первенство: 1) В. Гире — А. Риор («Калев»-I), 4524; 2) Т. Ныу — Р. Кахар («Калев»-II), 4406; 3) Е. Канский — А. Барбакс (ВМФ-I), 3899.
Командное первенство по двум классам 12 м2 вместе:
1) «Калев»-I, 10404; 2) ВМФ-I, 9904; 3) «Водник», 6248.
Общекомандное первенство
1) «Калев»-I, 28495; 2) ВМФ-I, 26839; 3) «Водник», 20178.
Любителям статистики и истории
Впервые всесоюзные соревнования буеристов были проведены весной 1946 г. в Риге. Это была матчевая встреча 8 городов. Соревнования проводились на буерах «Моно-тип-XV» с пересадкой, так как лишь очень немногие могли приехать со своими буерами. Победу одержали буеристы Таллина. Второе командное место завоевали рижане, третье — буеристы Таганрога.
Начиная с этой первой всесоюзной встречи наш буерный спорт стал усиленно развиваться.
Первое официальное всесоюзное соревнование по буерному спорту было проведено в 1947 г., а с 1949 г. проводятся индивидуально-командные Первенства Советского Союза.
В Первенстве 1966 г. принимали участие 96 спортсменов, в том числе: 2 заслуженных мастера спорта, 41 мастер спорта, 3 кандидата в мастера спорта. При этом 10 экипажей (рулевой и шкотовый) состояли только из мастеров спорта.
На общем счету четырех чемпионов Союза 1966 г. по буерному спорту 17 золотых медалей. В. Васильев завоевывал первое место в классе 20 м2 в 1961, 1963, 1964, 1965, и 1966 гг. А. Рауд добивался почетного звания в классе «Монотип-XV» в 1958, 1960, 1961, 1963, 1964, 1965 и 1966 гг. В. Гирс был чемпионом в классе «Монотип-XV» в 1959 г., а в классе 12 м2 с жестким парусом — в Т964 и 1966 гг. Л. Виноградов стал чемпионом впервые.
Титул «самого неудачливого гонщика» завоевал участник Первенства в классе 20 м2 X. Каазик. В течение семи дней у него было 5 аварий с материальной частью и только три законченные гонки.
Из общего числа участвовавших буеров только 15 (31%) были построены судоверфями, все остальные — индивидуальной постройки. 20 буеров (42%) были построены не раньше 1964 г. Год постройки самого старого буера — 1948.