В Эстонской ССР (Таллин, Хаапсалу, Пярну), в Риге общее состояние погоды и ледовой дороги не способствовало активному проведению буерных соревнований. Пришлось отменить традиционные матчевые встречи между гонщиками Прибалтийских республик и Ленинграда. Первенство Вооруженных Сил из Ленинграда перенесли в Ригу: на льду Невской губы лежал толстый спой плотного снега, и только буеристы Кировского завода на небольшом «пятачке» припая могли проводить тренировки. Лишь к открытию чемпионата СССР лед в районе Стрельны почти полностью освободился от снега.
После подведения итогов подготовительной работы оказалось, что особых перемен в составе участников чемпионата ждать не приходится. В классе С-8Б (так называемое «крыло») не готовился выступать неоднократный чемпион СССР Владимир Гире (Таллин). На буере его конструкции и изготовления должен был участвовать Т. Ныу.
В классе С-8А с марким парусом появилась новинка. Интересный буер собственной конструкции привез на чемпионат Г. Кузнецов из Новосибирска. Его буер имел стаксель. Необычное вооружение вызывало много толков о его рациональности и перспективности. Конструкция оказалась недоработанной. Усилия Кузнецова в ходе соревнований по ее улучшению не привели ни к чему — ни в одной гонке он не уложился в контрольное время.
Новое «крыло» построил Е. Канский. Ленинградец Г. Щеглов — прошлогодний чемпион СССР, оставил без изменений свое «крыло». Уменьшенное чемпионское «крыло» «двенадцатиметровика» А. Лебедева и Ю. Уткина стояло на буере Ю. Уткина. Всего к старту в этом классе готовилось 6 буеров.
«Восьмиметровый» класс с мягким парусом представляли 14 спортсменов. Еще рано говорить о популярности «восьмиметровиков». Почти все они построены на основе конструкции Л. Виноградова.
Несколько вновь возросла популярность старого класса «Монотип-XV», где собиралось стартовать 25 экипажей. Впервые на чемпионатах протяженность стартовой пинии у «Монотипов-XV» была такой же, как и у класса «DN», собравшего 51 участника.
Итак, на 96 буерах готовились состязаться более 120 гонщиков. Среди них 3 заслуженных мастера спорта, 4 мастера спорта международного класса, 57 мастеров спорта, экс-чемпион мира, Европы, победители международных соревнований, чемпионы страны разных лет. Ветерану Е. Канскому исполнилось 70 лет, а самому молодому участнику Вейко Вооремаа (сыну Энделя Вооремаа) — 15. Три республики, Москва и Ленинград были представлены на соревновании. К сожалению, буеристы Литвы и Владивостока не приехали на чемпионат, как и гонщики из средней полосы РСФСР и других мест.
Основная масса участников прибыла перед самым началом соревнований. Мерительная комиссия была вынуждена сократить объем контрольного обмера. Нехватка документов по правилам классов (в частности, отсутствие официальных чертежей буера класса «Монотип-XV») создала дополнительные трудности а подготовительной работе.
В воскресный теплый и солнечный день 20 марта состоялось открытие Чемпионата.
К началу первой гонки ветер усилился до 4—6 м/с; на льду сухо, небольшие жесткие снежные «пироги». Дистанцию 9 км (три круга по 3 км) участники прошли быстро. Неожиданно плохой результат показывают неоднократные чемпионы страны в классе «Монотип-XV» К. Кирсс и А. Упит. На финиш они пришли 13-ми. Несколько буеров не смогло финишировать из-за поломок. У Т. Рейцака в классе «DN» сломалась боевая мачта. Равноценной замены у него не оказалось, и надежды попасть в число призеров не стало.
На следующий день ветра не было, и гонки не состоялись. Теплая погода вселяла опасение за прочность льда.
Вторая гонка «Монотипов» прошла спокойно, только буер В. Прохорова уже после прохождения нижнего знака вошел в штопор и повредил буер А. Рауда — оба не финишировали.
После третьей гонки в каждом классе определились группы лидеров. В классе С-8Б три раза первым пришел А. Лебедев. Чемпион страны Г. Щеглов — дважды вторым. Т. Ныу — дважды третьим, неувядаемый ветеран Е. Канский — один раз третьим и дважды пятым.
В классе С-8А дважды первым финишировал В. Кошелев, чемпион страны В. Шапочкин дважды пришел вторым, В. Кованьчук — дважды третьим. В утренней гонке за нарушение инструкции (пересечение линии, соединяющей нижние поворотные знаки) был дисквалифицирован Б. Мясников — один из реальных претендентов на призовое место. По всей видимости, эта дисквалификация выбила его из копей и лишила уверенности. Г. Леонтьев получил травму и выбыл из соревнований. В классе «Монотип-XV» первым продолжал ходить П. Журавлев со шкотовым В. Юрье. В классе «DN» первым ходил Эндель Вооремаа, вторым — Мати Куулман из общества «Калев» (г. Таллин), на третье место стали претендовать двое: экс-чемпион мира А. Вильде и чемпион страны Р. Бердаш. В. Кууск и К. Кальк прошли неровно и намного отставали по очкам от лидеров.
В среду 23 марта после полудня легкий норд-вест принес похолодание и дал возможность провести еще по одной гонке во всех классах.
За два дня до закрытия чемпионата подул зюйд-вест до 16 м/с. Очень скользкий лед. Температура от 0 до +4°. Поворотные знаки сносит ветром. Состояние льда начинает беспокоить судейскую коллегию. Решено провести по две заключительные гонки во всех классах, а на последний день оставить седьмую гонку в классе «Монотип-XV».
Старт классу «Монотип-XV» был дан при ветре 7 м/с. В предстартовой зоне буера опрокидывались на шквалах. «Монотипы» вышли на дистанцию, полные балласта, и скользили спокойно, повороты и прохождение знаков совершая по плавной большой дуге.
П. Журавлев и В. Юрье финишировали третьими, а первыми стали A. Рауд со шкотовым Т. Кристюханом. Вторыми были Е. Печенкин и B. Мадиберк. Благодаря предельной внимательности и осторожности спортсменов гонка завершилась без происшествий.
В классе С-8А В. Шапочкин повторил результат первой гонки. Успешно стартовавший после травмы Г. Леонтьев переместил В. Кошепевв не третье место. У В. Шапочкина вновь появилась надежда на победу. Эта ситуация вызвала всеобщий интерес к обоим гонщикам. В то же время буера «DN» дважды прошли дистанцию, спокойно подтвердив мнение о том, что это наиболее «безопасный» класс для сильного ветра. На последнюю гонку Э. Вооремаа выходил уже в ранге чемпиона. Стартовал он первым, был первым на каждом круге и финишировал победителем. Отрыв шестерки лучших от остальных был очень большим. Но большой разрыв в очках был и между ними: если Э. Вооремаа имел 0 штрафных очков, то второй призер М. Куулман получил 20,4 очка штрафа, а А. Вильде, занявший третье место, — 51,4 очка. И все же они ходили ровно. Худшим результатом М. Куулмана стало 6-е место, а А. Вильде — 10-е.
После финиша «DN» озабоченные водители «крыльев» направились к своим буерам. Ветер по-прежнему на порывах доходил до 16 м/с. Что-то будет!
На третьем круге первым с отрывом почти на круг шел А. Лебедев. На курсе бейдевинд после огибания нижнего знака на его буере лопнул шкот. Крыло стало мотать в разные стороны. Буер прыгал с конька на конек, как необъезженный мустанг, пытающийся сбросить седока. Но Лебедев усидел, а буер, к всеобщему изумлению, уцелел. Правда, и он уходил на старт уже чемпионом. Пять первых мест обеспечили ему победу, поэтому в последней гонке А. Лебедев не стартовал. Но другие четыре буера стартовали. Стартовали с азартом, не задумываясь серьезно о последствиях. И только Г. Щеглов решил поберечь свой буер.
Т. Ныу выходил на старт за вторым местом и серебряной медалью. Он-таки ее и получил, придя на финиш первым... и последним. Остальные буера буквально разнесло ветром: у Е. Канского разорвало «крыло», буер Ю. Уткина на бейдевинде оторвало ото льда, поставило почти вертикально на хвост, затем бросило на лед. Брус при этом как обрезало, крыло упало. На верхнем знаке буер В. Пленна после серии прыжков с конька на конек разлетелся вдребезги.
На старте снова «Монотипы-XV». П. Журавлев и В. Юрье финишируют чемпионами, а А. Рауд и Т. Кристюхан утверждаются вторыми. Оба экипажа шли так спокойно и уверенно, словно для них ветер дул тише. В то же время четыре буера столкнулись у верхнего знака после его огибания. Уваливание их на курс бакштаг проходило в момент усиления ветра. Рулевые не смогли удержать буера на курсе, и они срывались в «штопор». В результате буер чемпиона страны К. Кирсса был разбит, а Н. Карпов потерял надежду выполнить норматив мастера спорта. К счастью, экипажи не пострадали. Несколько буеров сошли с дистанции в результате поломок.
В классе С-8А В. Кошелев с тревогой наблюдал за ветром: только бы не ослабел. Но ветер стал усиливаться. Со старта В. Кошелев уходит первым, теряет из виду своего соперника и начинает волноваться. Но напрасно. В. Шапочкин прекращает борьбу — старая травма колена дает себя знать. В. Кошелев вторично становится чемпионом СССР (первый раз он стал чемпионом в г. Риге несколько лет назад, выступив в классе С-12А).
Итак, день закончен, спортсмены собирают со льда обломки буеров.
Последняя гонка чемпионата. «Монотип-XV». Дистанция 20 км, ветер 3—4 м/с. Буера идут быстро. Солнце слепит глаза. Порою трудно понять, каким галсом и куда мчится буер. В результате разбит еще один буер В. Иваска и Г. Степанова. Экипажи без травм, и скорая помощь не понадобилась.
Снова, как в прежние годы, чемпионат показал преимущество эстонских буеристов («Монотип-XV» и «DN») в материальной части. Они превосходят всех лучшей постановкой дела, лучшей его организацией.
После чемпионата состоялось заседание буерного комитета СССР во главе с новым его председателем П. Толстихиным, который принял ряд решений по широкому кругу вопросов. Состав Комитета частично обновлен и расширен.
Было отмечено также, что интерес к буерному спорту в СССР продолжает неуклонно возрастать; несмотря на то, что это — неолимпийский вид спорта, он нуждается в активной поддержке Спорткомитета СССР.
Результаты чемпионата СССР 1977 г. по буерному спорту
Ленинград, Стрельна. 19—28 марта 1977 г.
«Монотип-XV» (25 буеров): 1 — П. Журавлев, ВС (1, 1, 2, 1, 3, 1, н/с); 8,7; 2 — A. Рауд, «Калев» (4, н/ф, 1, 3, 1, 2, 1); 16,7; 3 — А. Вийсма, ВС (2, 2, 5, 5, 5, 6, н/ф); 47,7.
Свободный 8 м2 «А» (14 буеров): 1 — В. Кошелев, «Труд» (5, 1, 1, 1, 1, 3, 1); 5,7; 2 — B. Шапочкин, «Труд» (1, 2, 2, 2, 2, 1, н/ф); 12; 3 — В. Ковальчук, ВС (4, 3, 3, 4, 5, 8, 3); 43,1.
Свободный 8 м2 «Б» (6 буеров): 1 — А. Лебедев, «Труд» (1, 1, 1, 1, 1, н/ф. н/с); 11,7; 2 — Т. Ныу, «Калев» (2, 3, 3, 3, 2, 1, 1), 17,4; 3 — Г. Щеглов, ВС (4, 2, 2, 2, 3, 2, н/с); 25,7.
«DN» (51 буер): 1 — Э. Вооремаа, «Йыуд» (1, 1, 1, 1, 1, 4, 1); 0; 2 — М. Куулман, «Калев» (2, 3, 2, 2, 3, 1, 6); 20,4; 3 — А. Вильде, «Калев» (4, 10, 3, 3, 2, 7, н/ф); 51,4.