Как бы то ни было, а виндсерфисты 23 команд, прибывших на соревнования, порадовали устроителей и зрителей заметно возросшим за год мастерством в управлении виндсерфером. Можно было отметить более строгое соблюдение правил парусных соревнований, умение использовать в ходе гонок приемы ближней тактической борьбы. А острая спортивная борьба с соперниками разгоралась уже на старте, когда каждый из 100 участников старался начать гонку из наиболее выгодного положения.
Уступая общему пожеланию спортсменов, устроители откорректировали положение о соревнованиях перед самым их открытием. Дело в том, что по аналогии с крупнейшими международными встречами по виндсерфингу и буерному спорту, собирающими большое число участников, положением предусматривался следующий порядок: сначала — квалификационные (отборочные) гонки для двух стартовых групп по 50 спортсменов в каждой, а затем четыре финальные гонки для 50 лучших участников из обеих групп. Это позволяло избежать сутолокп на старте и облегчало работу судейской коллегии. Но сделать эго ценой исключения пз финальных гонок 50 спортсменов, многие из которых приехали издалека и впервые участвовали в соревновавпях подобного масштаба, устроители на этот раз просто не решились.
Итак, на каждый старт выходило по 100 человек одновременно, и приходилось проявить незаурядную технику вождения виндсерфера, чтобы не только протолкнуться к стартовой линии, но и оказаться в нужном месте в нужный момент. Даже для опытных яхтсменов, ранее участвовавших в гонках таких массовых классов, как «Финк» или «Летучки Голландец», предстартовая толчея оказалась непривычной; именно « первые секунды гонки было много дисквалификаций и отзывов на повторный старт. Однако затем, пройдя лавировку на наветренный знак, участники вытягивались в цепочку уже соответственно качеству техники и гоночной подготовке.
Роль судна и паруса в этих соревнованиях была особенно важной. Даже сейчас, уже два года после проведения первой всесоюзной встречи по виндсерфингу на Заславльском водохранилище, среди судов участников не было строгой идентичности ни по одному из параметров, влияющих на ходовые качества (размерения, вес, площадь парусности, покрой паруса, гибкость мачты и т. п.). Подавляющее большинство лодок вообще не имело каких-либо мерительных свидетельств, подтверждающих соответствие основных параметров правилам класса1. Более или менее равной техникой обладало лишь около трети спортсменов, выступавших на пластмассовых виндсерферах «Пагги» производства Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения. Но даже выступая на этих снарядах, более опытные спортсмены предпочитали использовать не заводские лавсановые паруса, а перекроенные по своему вкусу и сшитые из дакрона, обладающие лучшими тяговыми качествами. Более того, сами таллинские корпуса подвергались переделке с целью облегчения и устранения водотечности.
Можно было видеть и несколько настоящих фирменных виндсерферов и парусов, закупленных яхт-клубами Литвы и Ленинградского кораблестроительного института у голландской фирмы «Тент Кейт». Но подавляющее большинство корпусов было изготовлено самостоятельно и из самых различных материалов — от пенопласта и фанеры до стеклопластика.
Нельзя удержаться от упрека в адрес наших предприятий, выпускающих спортивный инвентарь: за два года ни одно из них так и не наладило серийный выпуск виндсерферов в объеме, достаточном для удовлетворения потребности спортивных организаций и яхт-клубов. Поэтому путь каждого виндсерфинга к спортивным достижениям и сегодня чаще всего начинается с постройки снаряда своими руками, с поисков чертежей и необходимых материалов. Может быть, именно этим объясняется довольно солидный средний возраст участников наших соревнований: 70% из них были старше 25 лет! А ведь виндсерфинг на мировой арене имеет прочную репутацию молодежного вида спорта, в котором чемпионами становятся в 14—20 лет. Именно простота содержания снаряда и сравнительно невысокая его стоимость (виндсерфер в 2,5 раза дешевле популярного швертбота-одиночки класса «Лазер») привлекают к нему самых молодых приверженцев паруса.
Есть и другое соображение, свидетельствующее о необходимости скорейшего освоения серийного производства виндсерферов на верфях. В парусном спорте стало уже непреложной истиной, что объективные результаты в соревнованиях могут быть получены лишь при участии в них строго монотипных судов и что эта монотипность лучше всего обеспечивается при «лицензионном» производстве лодок, когда практически одинаковые качества судов являются результатом строгого контроля технологии и исходных материалов, применения одинаковых "фирменных" матриц при формовании и т. п. мер. Конечно, в нашей стране нет нужды в том, чтобы, скажем, Ленинградская экспериментальная судоверфь ВЦСПС покупала лицензию на постройку виндсерферов у Таллинской ЭВСС. Однако какое-то одно из предприятий должно быть держателем эталона класса, и именно оно должно предоставлять другим верфям оснастку и строгую технологию его производства. Пока этого сделано не будет, можно говорить о результатах любых соревнований лишь как о грубо относительных.
Тем не менее, прошлогодний победитель наших соревнований Евгений Печенкин вновь выступил очень стабильно: его худшим результатом было 5-е место в первой гонке. Именно этой стабильности явно не хватало его основным соперникам — рижанину Г. Розенбергу, минчанину В. Михневичу и другим. Элементы остроты внесло в соревнования участие очень сильных спортсменов из яхт-клуба «Ветрунге»: С. Кайриса, Р. Кукляускаса, Г. Маркявичюса, — признанных мастеров хождения в сильные ветра. Показательно, что во второй гонке, когда единственный раз за два дня соревнований подул 3-балльный ветер и на дистанции разгулялась волна, все три эти спортсмена показали свой лучший результат: Кукляускас занял 1-е место, Кайрис — 2-е, Маркявичюе — 6-е. Однако для занятия призового места литовской команде нужен был сильный ветер еще хотя бы в одной гонке...
Успех сопутствовал команде Центрального Республиканского яхт-клуба Риги (М. Далле, Н. Арманович и Г. Розенберг), которая и завоевала главный трофей соревновании — переходящий командный приз, а Г. Розенберг занял 2-е личное место, потеснив опытных виндсерфистов из Белоруссии.
Еще один латвийский спортсмен П. Мелзобс был отмечен дипломом I степени как конструктор лучшего виндсерфера самостоятельного изготовления. Петер вместе со своими товарищами представлял на гонках рыболовецкий колхоз «Падомью» (Латв. ССР), молодежь которого серьезно увлеклась новым спортом и в прошедшем сезоне смогла наладить изготовление малой серии пластмассовых виндсерферов. Гонки в Зеленогорске были одной из первых проб этих снарядов, Работа латвийских умельцев получила признание.
Попутно отметим, что среди дебютантов зеленогорских соревнований приятно было видеть спортсменов из г. Сосновый Бор Ленинградской области и из солнечной Ялты. Хуже ожиданий выступили на своей воде сами ленинградцы. Главная причина, видимо, в том, что виндсерфинг не получил должного признания в яхт-клубах города; серьезной методической работы по подготовке спортсменов к соревнованиям, по существу, еще не ведется. Наиболее многочисленная секция виндсерфинга при спортклубе Ленинградского кораблестроительного института по-прежнему много сил и времени тратит на поиски оптимальной конструкции н постройку виндсерферов в ущерб тренировкам и чисто спортивной подготовке.
Слабые ветры и спокойное море способствовали успешному выступлению 11 девушек, которые входили в состав команд, участвующих в розыгрыше Кубка СССР по виндсерфингу. Студентка Ленинградского гидрометеорологического института Надежда Будилова возглавила женскую часть таблицы итоговых результатов, опередив при этом нескольких кандидаток в мастера и мастеров парусного спорта. Старт давался общий и 30-е место из 100 — это не так уж плохо даже для представителей сильного пола, которые до сих пор уверенно считают парусный спорт своей привилегией! Минчанки Нина Матусевнч, Елена Бабичева и Алла Ричик, Нана Ксоврели из Тбилиси и Аве Орг из Таллина внесли свою лепту в борьбу команд за Кубок СССР, финишируя чаще всего среди первой половины всех участников.
100 лодок на старте не могли не поставить перед судейской коллегией и прежде всего перед секретариатом ряда проблем. Сложности начинались уже при выходе участников на старт. Много времени занимали подсчеты результатов — в дальнейшем вряд ли можно будет обойтись без помощи ЭВМ! (Кстати говоря, программа для машинного подсчета уже была разработана, но увы — она оказалась рассчитанной всего на 65 участников!) Недостаточно четко была организована работа судей на поворотных знаках. Не использовались предоставленные в распоряжение судейской коллегии портативные радиостанции. Спортсмены испытывали трудности с питанием.— Эти и ряд других претензий, высказанных участниками в адрес устроителей соревнований, приняты к сведению. Но и эти недостатки не могли омрачить того впечатления праздника солнца, ветра и молодости на воде, которым стали два незабываемых августовских дня для многих тысяч ленинградцев, отдыхавших на Зеленогорском пляже.
В заключение от лица всех участников соревнований считаем необходимым выразить благодарность дирекции Зеленогорского парка культуры и отдыха, оказавшей помощь в базировании участников, спасательной службе г. Зеленогорска и яхт-клубам Ленинграда, оказавшим посильную помощь в проведении соревнований.
Результаты II соревнований по виндсерфингу
Личный зачет (12 лучших спортсменов)
1 — Е. Печенкин, к. м. с., яхт-клуб, Таллин — 22,4 очка (5, 4, 3, 1, 2, 3); 2 — Г. Розенберг, к. м. с., ЦРЯК, Рига — 47 (19, 14, 1, 7, 8, 1); 3 — Михневич В., I р., «Спартак-2», Минск — 69 (16, 17, 10, 44, 1, 4); 4 — Маркевич М., к. м. с., «Спартак-2», Минск — 71,7 (12, 3, 13, 5, 13, 19); 5 — Кальдъярв Я., к. м. с., «Калев», Таллин — 72 (4, 11, дискв., 4, 10, 17); 6 — Арбузов В., к.м.с., Сочи — 78,7 (3, 55, 5, 2, 30, 18); 7 — Кайрис С., к. м. с., яхт-клуб «Ветрунге», Няда — 79; 8 — Дятлов О., «Авангард», Киев — 84; 9 — Оленев М., II р., Московская область — 86,7; 10 — Кукляускас Р., к. м. с., «Ветрунге», Нида — 91; И — Фролов А., к.м.с., «Спартак-1», Минск — 94; 12 — Эгле П., м.с., ЦРЯК, Рига — 103.
Примечание: Сумма очков по 5 лучшим гонкам.
Командные результаты
1 — Центральный Республиканский яхт-клуб, Рига (281,7 очка); 2 — яхт-клуб, Таллин (292,1); 3 — «Спартак-1», Минск (326,7); 4 — «Ветрунге», Нида, I команда (328,7); 5 — «Водпик», Москва (394,7); 6 — «Калев», Таллин (399); 7 — завод № 407 ГА, I команда, Минск (511); 8 — Московская область (518,7); 9 — Ленинградский кораблестроительный институт, ЛКИ-1 (526.7); 10 — «Спартак-2», Минск (536); 11 — Сборная Тбилиси (615); 12 — «Труд-1», Ленинград (621,7); 13 — «Авангард», Киев (684); 14 — Кронштадтский яхт-клуб (801.7); 15 — ЛКИ-2 (844), 16-ЛКИ-З (965); 17 — колхоз «Падомью» Латв. ССР (1027); 18 — «Малахит», Сосновый Бор (1093); 19 — Московская область (1221); 20 — «Ветрунге», 2 команда (1284); 21 — завод № 407 ГА, 2 команда (1292); 22 — «Авангард», Ялта (1347); 23 — «Труд-2», Ленинград (1567).
Примечания
1. Обмер на местах производился силами общественных мерителей по «Правилам постройки и обмера виндсерферов на 1977 г.». В настоящее время в ВИСТН разрабатываются новые правила обмера, в основу которых положены международные правила, приведенные в «Положении о чемпионате Европы 1977 г.»