Марафонские гонки по порожистым рекам нашли немало поклонников и становятся не менее популярными, чем традиционные соревнования на океанских гоночных трассах. Сейчас, когда уже проведены шесть гонок по мексиканской реке Рио-Бальсас, четыре — по реке Смоки в канадской Альберте и три марафона по рекам новозеландских островов, можно с уверенностью говорить о рождении нового самостоятельного вида водно-моторного спорта. В текущем году планируется провести первый официальный чемпионат мира по речным гонкам, в котором примут участие представители, по крайней мере, пяти стран.
Все, кому довелось наблюдать в прошлом году гонки на своенравной реке Смоки, единодушно утверждают: действительно захватывающие соревнования, представляющие даже более суровое испытание водительского мастерства и надежности техники, чем гонки на океанской волне. В самом деле, экипажу катера, со скоростью свыше 100 км/ч мчащегося по извилистой бурной реке, приходится преодолевать пороги и перекаты, обходить отмели, лавировать между камнями и плавающими бревнами. Водитель должен мгновенно реагировать на ежесекундно меняющуюся обстановку, а ведь за секунду катер на такой скорости проходит 30 м!
Неудивительно, что из 30 катеров, взявших старт в верховьях Смоки, пройти все четыре этапа (580 км) смогло только менее половины (из 13 самых быстроходных судов класса «А» финишировало в последней гонке всего 4).
Как и на Рио-Бальсас, сильнейшими оказались новозеландские гонщики: победителем стал Джон Хеслоп из Крайстчерча, прошедший все этапы с ошеломительной средней скоростью, равной 112,5 км/ч! На 15 мин отстал от него второй катер из Новой Зеландии, ведомый Гордоном Фордом, на 23 мин — катер канадца Фреда Хрэника и на 42 мин — катер Педро Гарсиа из Техаса. На всех этих четырех катерах стояли форсированные автомобильные двигатели «Шевроле» с рабочим объемом цилиндров около 7,5 л и водометные движители новозеландской фирмы «Гамильтон Джет» либо американских фирм «Беркли» и «Джэказзи».
Бесспорным претендентом на главный приз считали новозеландца Невилла Сазерленда — победителя двух предыдущих марафонов и на Смоки и на Рио-Бальсас. На первом этапе он уверенно лидировал, опережая Хеслопа на целых 3 мин, но буквально перед самым финишем его «Аотеара» на полной скорости вылетела на галечную отмель. Всю ночь, прикрыв катер чехлом от проливного дождя, гонщики латали пропоротое днище, прогревая его паяльной лампой для ускорения полимеризации смолы. Утром «Аотеара» стартовала вместе со всеми.
На всем протяжении самого трудного второго — 180-километрового этапа гонщикам пришлось иметь дело с «белой водой» — так называют кипящую на порогах и перекатах реку! Смоки прорывается через узкое ущелье, изобилующее подводными препятствиями, причем здесь же из бокового ущелья в нее буквально обрушивается полноводный приток Катбэнк, образующий мощные водовороты и беспорядочную толчею волн.
Испытания порогами в начале этого этапа не прошли сразу четыре лодки. Самым впечатляющим моментом был прыжок через водопад катера канадца Джима Мартина: при ударе во время «приводнения» из кокпита вылетели все три члена экипажа! И снова не повезло Сазерленду: стоило двигателю на пару секунд выйти из строя — и ревущий поток бросил катер на скалу, размочалив стеклопластиковый борт. На некоторых участках трассы катера один за другим скрывались в бурунах так, что временами показывались только шлемы гонщиков...
После такой дикой скачки следующие два этапа, проходившие по более спокойным участкам реки, казались уже отдыхом. Здесь уже можно было давать общий старт — ряды участников заметно поредели.
Среди стартовавших в этом марафоне были и мотолодки с мощными подвесными моторами, один гоночный катамаран (с водометным движителем) и даже катер с воздушным винтом, но только водометные катера с обводами глубокое V оказались пригодными для гонок в столь сложных условиях.