В финале прошлогоднего чемпионата мира по океанским гонкам его участников и болельщиков ожидал сюрприз: впервые за всю 12-летнюю историю этих соревнований, да, пожалуй, и вообще впервые в истории водно-моторного спорта чемпионом мира стала представительница «слабого пола» — 54-летняя американка Бетти Кук. Правда, не без помощи мужчин: в экипаж ее «Каамы» — новейшего 38-футового (11,6 м) катера типа «Скэрэб-38» входили механик Джон Коннор и штурман Дон Холлоу.
А всего в этой финальной гонке, проходившей в ноябре в Ки-Уэст (Флорида), стартовало 9 сильнейших экипажей мира. Соперниками Бетти стали ее земляки — двукратный чемпион США и чемпион Северной Америки Джойл Хэлперн, чемпион Южно-Американского континента (и издатель журнала «Пауэрбоут») Боб Нордског, молодой, но уже вошедший в число сильнейших гонщиков США Джо Ипполито, а также чемпион Европы — англичанин Майк Доксфорд, чемпион Австралии — Кевин Вилд, еще один австралиец — Питер Дин, чемпион Африки — Кен Стефенс и занявший второе место в чемпионате Европы — итальянец Гвидо Николаи.
Поясним, что согласно новому положению, утвержденному Международным Союзом водно-моторного спорта UIM, начиная с 1977 г. звание чемпиона мира по океанским гонкам присваивается победителю одной-единственной финальной гонки, в которой участвуют только призеры чемпионатов континентов. В спортивных же календарях пяти континентов заранее определяются те несколько зачетных соревнований, по результатам которых претендентам на титул чемпиона континента будут начисляться очки.
Например, чтобы стать чемпионом Южной Америки, надо было набрать наибольшее число очков всего в трех традиционных гонках: Мар-дель-Плата, Рио-дель-Плата (проводимых в устье Ла-Платы, близ Буэнос-Айреса) и Пунта-дель-Эсте (в Уругвае, у побережья Атлантического океана). Именно с этих соревнований обычно и начинается водномоторный сезон океанских гонщиков— три гонки проводятся одна за другой в начале января, когда в районе 35 южной параллели самый разгар лета1 Не представлял исключения и сезон 1977 г. Правда, среди местных спортсменов было мало сильных соперников, если не считать чемпиона мира 1975 г. бразильца Валли Франца, но, видимо, именно это и привлекло сюда когда-то блиставшего на трассах Мировых чемпионатов «Железного Боба» — 64-летнего Нордскога и считавшегося основным претендентом на титул чемпиона мира Майка Доксфорда. Заманчивой была перспектива без особых хлопот стать чемпионом континента и получить путевку в финал уже в самом начале года!
Нордског доставил в Буэнос-Айрес одну из последних новинок верфи Дона Аронау — 10,67-метровую «Сигарету». Катер построен с применением на сегодня самого прочного в мире синтетического материала — арамидного волокна «кевлар-49». Это волокно на 50% прочнее и жестче и на 25% легче обычного стекловолокна, поэтому как только «кевлар» стал более или менее доступен, его стали использовать при формовании наиболее нагруженных конструкций гоночных катеров. Даже несмотря на то, что за 1 м2 армирующего материала из «кевлара» приходится платить 15—18 долл., тогда как, например, тот же 1 м ровницы из стекловолокна стоит немногим более 1 долл.; к тому же, для формования корпусов приходится применять специальную виниловую смолу, которая тоже стоит недешево! В итоге корпус «Сигареты» из «кевлара» оказывается примерно на 3100 долл. дороже, чем из стеклопластика. Но, если хочешь выиграть, приходится идти на расходы! Тем более, что участники «игры» — люди, как правило, очень состоятельные или пользующиеся финансовой поддержкой крупных фирм, которые приобретают для них технику. (Таким «фирменным» гонщиком является, например, американец японского происхождения Роки Аоки, на борту катеров которого неизменно красуется название треста японских ресторанов в США «Бенихана».)
Корпус новой «Сигареты» Нордскога весит всего 1450 кг; суммарная мощность двух двигателей «Меркруйзер», оборудованных турбонаддувом, — 1700 л. с. Незадолго до стартов в Южной Америке Нордског обновил на своем новом катере «Пауэрбоут Мэгэзин Спейшл» рекорд скорости в океанской гонке, развив 146 км/ч!
Как и ожидалось, основная борьба в южноамериканской серии гонок развернулась между Нордскогом и Доксфордом, который выступал на серийной 35-футовой «Сигарете» под названием «Лимит Ап». Первую гонку в Мар-дель-Плата выиграл англичанин, американец финишировал вторым. В Рио-дель-Плата Нордског попытался взять реванш и уверенно лидировал в гонке, но за 30 миль до финиша отказал один из его «Меркруйзеров», Доксфорд вновь его опередил. Только благодаря тому, что большая часть горючего уже была израсходована, Нордскогу удалось вывести катер на глиссирование под одним двигателем и он все-таки успел финишировать вторым, опередив остальных конкурентов.
Перед завершающей серию гонкой в Пунта-дель-Эсте «Железный Боб» сменил двигатель и лидировал в этой гонке уже все 210 миль — от старта до финиша. А вот «Лимит Ап» на этот раз не прошел и 100 миль: один из двигателей отказал, попытки англичан вывести катер на глиссирование с половинной мощностью оказались безуспешными — слишком много топлива оставалось в баках, повторить «номер» Нордскога не удалось!
Так, с очками за первое и два вторых места Нордског стал чемпионом Южной Америки и автоматически получил право на участие в финале, даже если в течение всей остающейся части сезона он не будет выступать ни в каких других соревнованиях. Однако в начале мая его «Сигарету» снова можно было видеть на старте гонки, на этот раз — в Калифорнийском заливе, в соревнованиях на Большой приз «Башмилз», субсидируемых компанией по производству шотландского виски.
Стартовало около двух десятков катеров. Среди водителей были такие известные гонщики, как Джек Тушинский, Роки Аоки, Сэнди Сатулло, но, по меткому замечанию одного обозревателя, «не успели еще болельщики вынуть бинокли из футляров, как некоторые фавориты уже прекратили гонку». Среди неудачников были и Тушинский, катер которого вдруг скрылся в клубах дыма (что-то случилось с турбонаддувом), и Аоки, и Хенн.
Через час, когда на горизонте вновь показались катера участников, по характерной черно-белой раскраске корпуса можно было определить, что ведет гонку «Каама» Бетти Кук. Буквально на транце «Каамы» «висел» катер Сэнди Сатулло. Боб Нордског шел только третьим; другой ас Северо-Американского континента Билл Мартин на «Баунти Хантер» замыкал лидирующую группу.
Вскоре Сатулло вышел из игры из-за поломки в двигателях. За несколько миль до поворота на финишную прямую остановился и катер Нордскога. Мартин, выжавший до предела рукоятки газа своих двигателей, обошел «Кааму» и с каждой минутой увеличивал отрыв от катера Бетти Кук. Он финишировал первым и уже принимал поздравления с победой, когда — 24 минутами позже — финишный створ пересекла «Каама» почему-то с сидящим на палубе у самого форштевня Доном Холлоу. Оказывается, и у Кук вышел из строя один из двигателей; послав штурмана на нос в качестве балласта, ей с огромным трудом удалось заставить «Кааму» глиссировать. Ну что ж, второе место тоже давало неплохой взнос в копилку очков Бетти Кук.
Однако окончательный результат этой гонки был поистине сенсационным и потряс экспансивных американцев: выяснилось, что Мартин обогнул на дистанции не тот буй, и за это теперь будет дисквалифицирован, Бетти Кук соответственно перешла на первое место.
Впервые в истории океанских гонок женщина поднялась на высшую ступеньку почета. Более того, теперь по сумме очков в зачетных гонках она стала самым реальным среди американских гонщиков претендентом на участие в гонках в Ки-Уэст!
В июле на страницах спортивной прессы вновь прогремело имя Бетти Кук,— теперь уже в связи с выступлением в наиболее представительных гонках на «Гран При Бениханы», проводившихся у Атлантического побережья США. В них участвовало 57 катеров двух классов — открытого OPI, на судах, специально построенных для гонок, и продукционного (серийного) класса OPII — на судах, которые используются также для крейсерства и морских прогулок.
«Бабушка» Бетти прямо со старта вырывается вперед и длительное время ведет гонку на скорости, превышающей, несмотря на сильную волну, 85 миль/час (137 км/ч). Затем вперед выходит Джойл Хэлперн на 38-футовой «Кобре». Обходя «Кааму», он еще не знает, что в это время Бетти лежит в каюте со сломанным ребром — при ударе катера о волну ее швырнуло на переборку моторного отсека. «Есть только одно направление, по которому вы должны идти — это вперед!» — приказала она штурману, когда тот спускал ее в каюту. И «Каама» продолжала нестись вперед по 178-мильной дистанции, пока не забарахлил один из двигателей (высказывалось подозрение, что «поломка» произошла не без помощи механика, который не нашел иного способа отправить упрямую мисс на больничную койку). Бетти передали на вертолет, доставивший ее прямо в госпиталь. (К восторгу репортеров Кук появилась на заключительном банкете, устроенном рестораторами «Бениханы», в больничном халате, сбежав от врачей!)
В сентябре — вторая победа Кук: на Тихоокеанском побережье, в заключительной гонке чемпионата США в Сан-Франциско. Черно-белая «Каама» берет блестящий старт и не уступает лидерства на всей 178-миль-ной дистанции. Средняя скорость — 115 км/ч. Бетти управляла катером, одетая в корсет из жесткого пенопласта, поверх которого натянули спасательный жилет.
Итак, гоночные трассы привели в Ки-Узст сильнейших спортсменов пяти континентов, на которых в общей сложности было проведено 30 зачетных гонок. В восьми из них победителем был чемпион Англии и Европы Майк Доксфорд, выступавший на стандартной «Сигарете». Любопытно, что в 17 из этих 30 гонок первыми к финишу приходили именно катера этого типа, выпускающиеся в течение почти десяти лет на верфи двукратного чемпиона мира Дона Аронау во Флориде. Тем не менее специалисты пришли к выводу, что век безраздельного триумфа «Сигарет» уже подошел к концу.
В частности, очень эффективными оказались два однотипных алюминиевых катера «Алиталия Уно» и «Алиталия Дуо», построенные по проекту английского конструктора Дона Шеда в Виареджо — по заказу авиационной компании «Алиталия». По весу корпуса они не уступают «Сигаретам» из «кевлара». На этих катерах итальянские гонщики Косентино и Николаи одержали победы в 6 зачетных соревнованиях, заняв в чемпионате Европы второе и третье место. В двух гонках победила Кук на катере типа «Скэрзб» с корпусом из «кевлара», в четырех — катера Бертрама.
Забегая вперед, отметим, что и в финальной гонке новейшая «специальная» «Сигарета» Нордскога заняла только четвертое место, пропустив вперед «Скэрзб» Кук, «Кобру» Хэлперна и «Алиталию Дуо» Николаи. Видимо, этот результат сильно подействовал на «некоронованного короля» океанских гонок, потому что в январе этого года Дон Аронау вдруг объявил, что рвет все связи с гоночным миром и не построит больше ни одной спортивной лодки, а свои верфи переводит на производство чисто прогулочных судов...
Доксфорд осуществил-таки свое намерение выступать на катамаране «Еллоудрама-III», который специально для финальной гонки «позаимствовал» у Кена Кэссира (см. сборник №73). В числе 9 судов-финалистов был и еще один катамаран — «Лунке» Кена Стефенса.
Вместе с судами старшего класса должны были стартовать 11 катеров класса ОРИ, среди которых выделялся катамаран «Пентхауз Ризла», оснащенный четырьмя подвесными моторами «Меркюри» по 175 л. с.; на нем выступал английский гонщик Кейт Даллас.
Ноябрьские ветры заставили устроителей гонки дважды вносить коррективы в программу. Сначала пришлось отложить старт на следующий день, затем — из-за большой волны сократить дистанцию на 50 миль (до 110,3 мили). И все же гонщикам удалось показать средние скорости, довольно высокие для столь тяжелых условий.
Первую половину дистанции лидировал южноафриканский катамаран, но выдержать такой ход до конца Стефенс не смог. К финишу первой пришла «Каама», на 21 минуту опередившая «Кобру» Хэлперна. Средняя скорость Бетти Кук на этой тяжелой марафонской дистанции оказалась равной 7В км/ч. На этот раз 625-сильные «Меркруйзеры» «Каамы» работали как часы. А вот Нэрдскогу так и не удалось «разогнать» свою «Сигарету», хотя перед гонками он еще раз заменил двигатели на более надежные «Шевроле» и на всякий случай оборудовал в носовой части катера дополнительную балластную цистерну. Не повезло и всем катамаранам — особенно Далласу: море разбило корпус «Пентхауза Ризла», механика пришлось отправить в госпиталь.
Чемпионат 1977 г., впервые проведенный по новым правилам UIM, вызвал много пересудов среди гонщиков и всех, так или иначе причастных к этому виду спорта. Большинство склоняется к тому мнению, что старая система зачета, при которой суммировались все результаты за сезон, более объективна.
Как бы то ни было, все отдают должное воле, стойкости и мужеству Бетти Кук — «бабушки» из Калифорнии, которая прошла путь к почетному титулу чемпиона в борьбе с прославленными асами океанских гонок. За три года упорных тренировок она испытала четыре гоночных катера различных типов: 36-футовую «Сигарету» она заменила 35-футовым катамараном, затем — катером конструкции Дика Бертрама и, наконец, — 38-футовым «Скэрэбом», принесшим заслуженную победу.