На старте соревнований 1 октября собралось необычно большое число самых крупных по классификации УИМ катеров класса 1: сорок катамаранов и однокорпусных судов-«моно» длиной от 11,5 до 16 м, оснащенных двигателями мощностью 1200—2500 л. с., готовились продемонстрировать сверхвысокие скорости. В последние годы океанские гонки на катерах этого класса получили преимущественное развитие в европейских странах, поэтому неудивительно, что среди участников был только один американец — чемпион США 1990 г. Анжело Фернандез.
Чемпионом мира должен был стать спортсмен, получивший наибольшее число очков в трех гонках, причем между первой и второй планировался перерыв в 24 часа, а между второй и третьей — 48 ч. Таким образом, давалась возможность исправить технические неполадки, возникающие во время гонок. К результатам плюсовались также очки, полученные в чемпионатах континентов 1990 г., которые предшествовали встрече в Монако.
Дистанция протяженностью около 100 миль была размечена таким образом, чтобы часть ее проходила в непосредственной близости от берега и зрители могли наблюдать за ходом борьбы, а главное — читать нанесенные на борта катеров названия фирм-спонсоров. Ведь ради этого и фининсируется ими довольно дорогой водно-моторный спорт.
Со старта из общей группы катеров вперед вырвался 13-метровый алюминиевый катамаран «SDA», управляемый итальянцем Эдуардо Полли. Однако, когда обогнув далеко в море поворотный знак, катера вновь появились в виду берега, скорость лидера оказалась не такой уж высокой — всего 127 км/ч.
В море была волна, рискованно было вести легкие суда на предельных скоростях. Следом промчался другой итальянский катамаран «Поль Пи ко» с Антонио Джиофредди за рулем и отстававший от него на три секунды двухкорпусный катер «Фреш энд Клин» чемпиона Европы 1990 г. итальянца Анжело Спелта.
Касираджи на катамаране «Пино ди Пино», построенном из кевлара и оснащенном дизелями «Ситек» мощностью 1700 л. с., шел на скромном восьмом месте, когда внезапно на «SDA» возник пожар в моторном отсеке правого корпуса. Рискуя потерять шанс улучшить свое положение, Стефано устремился на помощь сопернику (правила гарантируют спортсмену, вышедшему из гонки на помощь другому участнику, сохранение в таблице результатов его места на момент инцидента).
На втором круге гонки лидером стал «Поль Пико», на второе место с пятого вышел Винченцо Полли (его помощником на борту был англичанин Стив Куртис) на новом алюминиевом катамаране «Багутта», оснащенном бензиновыми двигателями «Ламборджини». На финише «Багутту» отделяли 32 секунды от итальянского катамарана, а Анжело Спелта всего на 10 секунд опередил единственного заокеанского участника чемпионата на «Тим Феррари», финишировавшего 4-м.
Реальные шансы на чемпионский титул получили А. Джиофредди и В. Полли, которых разделяли (с учетом результата чемпионата Европы) всего 59 очков1.
Со старта второй гонки 3 октября в море первыми устремились «Поль Пико», «Багутта» и «Пино ди Пино». У берега море было спокойным, но когда катамараны вышли из-за прикрытия мыса в 12 милях от старта, их встретила волна высотой 1,5—2,4 м. Но не это волнение стало причиной трагедии — в общем-то такая погода не редкость в океанских гонках и опытные спортсмены научились поддерживать на ней скорость свыше 100 км/ч. Роковую роль сыграл «девятый вал» — одиночная крупная волна, гребень которой подхватил один из корпусов катамарана Касираджи и опрокинул мчавшийся со скоростью около 125 км/ч катер через другой борт. Помощника Касираджи Патрика Иннокенти со сломанным ребром выбросило в море, а Касираджи застрял в своем кокпите и погрузился вместе с катамараном под воду. На плаву осталась лишь торчащая вертикально носовая оконечность катера.
На помощь устремился «Багутта»; Стив Куртис нырнул в море и на глубине 4,5 м вытащил Касираджи из кокпита. Но было поздно — 30-летний гонщик был мертв. Как сделали впоследствии заключение медики, спортсмен погиб от удара при опрокидывании катера.
Соревнования были приостановлены и, несмотря на предложение принцессы Каролины продолжить их в память об огромных усилиях погибшего по организации чемпионата, так и не возобновились. На общем собрании гонщики решили аннулировать результаты гонок и не присуждать чемпионского титула. Таким образом Стефано Касираджи остался чемпионом мира еще на год, до следующих соревнований в сентябре 1991 г. в итальянской провинции Лигурия.
Очередная трагедия еще раз напомнила о риске, который привнес в водно-моторный спорт технический прогресс. Еще не забыта гибель французского экипажа Дидье Пирони из трех человек в гонке вокруг острова Уайт в 1987 г.; в том же 1990 г. кроме Касираджи погибли в гонках катеров класса III (рабочий объем двигателя до 4000 см3) англичанин Н. Уилкоксон и итальянец А. Гардаччи Но, похоже, Международный союз УИМ не спешит вносить решающие поправки в правила соревнований в открытом море, которые обеспечили бы безопасность как самих гонщиков, так и других любителей водного спорта вблизи трассы.
Касираджи стал 23 гонщиком, погибшим за 28-летнюю историю проведения океанских гонок на катерах в Европе. Во многом это следствие того, что технические требования к судам остаются неизменными с 1962 г., когда для катеров 1 класса было введено единственное ограничение — рабочий объем не должен превышать 1000 куб. дюймов (16 л) для бензиновых двигателей и 2000 куб. дюймов для дизелей. В те годы мощность двигателей такого объема не превышала 800 л. с., а знаменитый Томми Сопвич выиграл гонку К-Т-К на своем «Сандерболте» с двигателем мощностью всего 650 л. с. с безопасной скоростью 40 км/ч. Сейчас двигатели такого объема развивают 1500, 2000 и даже больше лошадиных сил, а скорость катеров на тихой воде достигает 160—180 км/ч.
Катера стали легче благодаря применению сверхпрочных композитных материалов на основе кевлара, а также легких сплавов; конструкторы катамаранов используют для разгрузки аэродинамический эффект. Все это способствует снижению удельной нагрузки (отношение массы катера к мощности двигателей) и повышению скоростей. Вносит свою лепту в снижение уровня безопасности и практика проведения гонок в сравнительно спокойных условиях вблизи берега, что стимулирует облегчение корпусов судов.
По мнению авторитетов водно-моторного мира, скорости свыше 140 км/ч вообще не могут считаться безопасными для крупных катеров и требуется срочное изменение правил соревнований. Однако УИМ ограничивается полумерами. На состоявшемся в Милане три недели спустя после гибели Касираджи заседании комитета океанских гонок УИМ категорически было отвергнуто предложение уменьшить допустимый объем двигателей гоночных катеров класса 1. Считается, что такое решение заставит конструкторов создавать еще более легкие корпуса в стремлении достичь прежних скоростей с менее мощными двигателями. Не согласился комитет и с другим предложением — ограничить минимальную ширину корпуса и высоту борта.
Вместо этого в правила внесены некоторые требования, которые не снижают степень риска для участников гонок, а скорее смягчают последствия возможных аварий. В частности, гонщики должны быть защищены прозрачными капотами по типу самолетных и пристегиваться к кокпитам ремнями безопасности. Кокпиты должны иметь прочную конструкцию, чтобы защитить спортсмена от ударов при столкновениях и опрокидываниях катера, а также обеспечивать пребывание под водой в течение определенного времени. В дальнейшем предлагается снабжать катамараны капсулами безопасности для каждого спортсмена, которые в случае аварии отделялись бы от судна вместе с гонщиком. Гонщики должны проходить специальные тренировки в плавательных бассейнах, отрабатывая свои действия в таких капсулах либо на макетах кокпитов. Для катамаранов (а именно с ними происходит в последнее время наибольшее число несчастных случаев) обязательно требование сохранять положительную плавучесть при опрокидывании или в случае пробоины.
Примечания
1. За первое место в гонке присуждается 400 очков, за второе 300 и т. д.