По пути Филеаса Фогга
Кубок Жюля Верна, придуманный во Франции и названный в честь великого соотечественника, в 1993 г. был завоеван жителем этой расчудесной страны Бруно Пейроном. Напомним суть необычного парусного состязания, в котором он победил.
Кубок и крупный денежный! приз были учреждены для вручения тому яхтсмену (экипажу), который в безостановочной кругосветной гонке не просто придет к финишу первым, но и превысит результат известного жюль-верновского персонажа — обойдет вокруг света менее чем за 80 дней.
Пейрон, избрав в качестве средства установления рекорда катамаран, изрядно пощекотал нервы своим болельщикам, но тем не менее с задачей справился. Его "Коммодор Эксплорер" обогнул Землю за 79 дней 5 часов и 17 минут, что намного — на 16 дней 11 часов— превысило существовавший на то время рекорд другого француза — Титуана Ламазо (1989-1990 гг., однокорпусная яхта "Экюредь д‘Акитен").
В парусном мире эту гонку "за Кубком Жюля Верна" сразу же прозвали "схваткой многокорпусников". В ней, кроме катамарана Пейрона, участвовали еще две многокорпусные яхты.
Фаворитом был 80-футовый катамаран "ЭНЦА Нью-Зиланд", известный прежде как "Формула ТАГ" и удлиненный "по случаю кругосветки" до 85 футов. На нем шли два легендарных яхтсмена — новозеландец Питер Блейк, для которого эта кругосветная тонка уже шестая (!!!) и с чьим именем связаны успехи новозеландских яхтсменов в последних WRWR (кроме завершившейся весной 1994 г.), и англичанин Робин Нокс-Джонстон, автор самой первой безостановочной кругосветки в одиночку (313 дней); одно это уже позволяло надеяться на победный результат.
Впрочем, не менее известен был 89-футовый тримаран француза Оливье де Керсосона "Ап Огр Ретар", переименованный в "Шарат-II". Уместно напомнить. что именно этот ветеран одиночных плаваний на этом самом тримаране в 1988-1989 гг. уже устанавливал мировой рекорд кругосветки (125 суток 19 часов).
Фортуна рассудила по-своему: оба соперника сошли с дистанции из-за различных поломок, победил Пейрон.
Следует отметить, что к моменту старта в Бреете (январь 1993 г.) катамаран Пейрона имел солидный послужной список и давно уже не являлся для мирового парусного сообщества "темной лошадкой". Катамаран этот, построенный в 1987 г., был наречен своим создателем Жилем Олье славным именем "Джет Сервис V". При "рождении" его длина равнялась 75 фугам. В нюне 1990 г. па этом катамаране Серж Мадек установил действующий на сегодня рекорд трансатлантического перехода (запад — восток) — 6 дней 19 часов, преодолев 3025 миль со средней скоростью 18.6 узла. На счету того же замечательного судна и некоторое время бывший рекордным суточный переход под парусами. равный 524 милям (как известно, преодолеть барьер в 500 миль за сутки могут далеко не все многокорпусники. а для "классических" однокорпусных яхт он вообще пока недосягаем).
Сам Бруно Пейрон — брат известного яхтсмена Лунка Нейрона — ложе далеко не новичок на трансокеанских дистанциях. На катамаранах "Такара" и "Атлантик Либерте", начиная с 1981 г., он был участником двух ОСТАР, трех 2-СТАРС, трех "Раут де Роме" и еще, по крайней мере, десяти гонок открытого океана. А главное спортивное достижение Пейрона — это действующий па сегодня рекорд пересечения Атлантики (от плавмаяка Эмброуз до мыса Лизард) в одиночку, установленный им в 1992 г. на плававшем уже девятую навигацию 74-футовом ‘"Атлантик Либерте" (ныне "Кредит Агрикол II"): 9 дней 19 часов 56 мин. Кстати сказать, по-настоящему удачной была только третья попытка: во время первой — поломалась мачта, во второй — рекорд был установлен, по его тут же перекрыла знаменитая француженка Флоренс Арто (9 дней 21 час)...
И вот, спустя какие-то 9 месяцев после своей знаменательной победы, Бруно Пейрон вынужден был произнести фразу, которая прекрасно отражает суть происшедшего: "Я рад, хотя рекорд и уходит из Франции..." Другими словами: "Мой рекорд умер, да здравствует новый рекорд!"
С новым, фантастическим результатом 74 дня 22 часа 17 минут 22 секунды 1 апреля 1994 года — во всемирный день дураков — финишировали все те же одержимые Питер Блейк и Робин Нокс-Джонстон, во "второй попытке" улучшившие время Пейрона и опередившие своего единственного соперника на дистанции почти на трос суток! Хорошо знакомый "ЭНЦА". па этот раз удлиненный уже до 92 футов, прошел 26395 миль (по лагу) со средней скоростью 14.68 узла.
Вторым участником этой кругосветной гонки был известный нам Оливье де Керсосон па том же самом тримаране, по переименованном в "Лионез де о Дюме".
Теперь самое время уточнить, что совсем не случайно в некоторых изданиях с самого начала Кубок Жюля Верна называли Трофеем или Переходящим призом. Теперь выяснилось, что по внешнему виду это действительно совсем не кубок, а нечто совершенно фантастическое.
В октябре 1994 г. первый обладатель кубка — Бруно Пейрон передал его "представителю южного полушария" — новозеландцу Питеру Блейку и многие средства массовой информации поместили фотоснимок, запечатлевший этот момент. И снимок этот вызвал шквал читательских писем и звонков с одним и тем же вопросом: что же представляет собой Кубок?
Рассказывая об этом, отметим, что спонсор — фирма "ЭНЦА" (по первым буквам слов "новозеландские яблоки") — может быть доволен получившейся рекламой. Мало того, что название фирмы теперь па слуху во всем мире и всем стал известен торговый знак фирмы — красное яблоко и зеленая груша (этими фруктами были обильно украшены борта и паруса катамарана). Теперь экипаж катамарана-рекордсмена вышел на церемонию награждения с фирменными значками на черных пиджаках, с фирменными галстуками-бабочками и даже в перчатках цветов фирмы "ЭНЦА": левая — красная, правая — зеленая.
Итак, на фото мы видим семерых бравых новозеландцев с Питером в центре (англичанина Нокс-Джонстона нет). Они бережно поддерживают над металлическим столом какой-то непонятный узкий и длинный (по крайней мере, двухметровый) сверкающий предмет. Оказывается, это — "макет корпуса яхты", однако можно предложить более точную формулировку: "макет подводной части поплавка многокорпусника". Но все это не главное. Необычность Трофея в том, что он "висит в воздухе при помощи магнетических сил".
Оригинальный приз настолько дорог, что является национальным достоянием Франции. По положению о призе, после появления на нем соответствующей надписи и проведения торжественной церемонии награждения приз местожительства не меняет — остается в Морском музее Парижа, однако в данном случае учредители приза решили изготовить его уменьшенную копию специально для того, чтобы Питер Блейк передал ее на вечное хранение в Морской музей Окленда. Получая приз как признание его заслуг, Питер назвал этот момент "вершиной своей парусной карьеры". Он отметил, что некоторые известнейшие яхтсмены мира уже запланировали возвращение Кубка Жюля Верна в северное полушарие, но сделать это им будет гораздо труднее, чем объявить о таком намерении. "Нам, — сказал он, — удалось обогнать Пейрона только со второй попытки, а улучшать наш результат, наверняка, будет еще сложнее. Кстати сказать, во время этого далеко не легкого рекордного рейса мы пережили два таких страшных шторма, каких не видели за всю свою жизнь..."
Но настоящий звездный час Питера и Робина наступил месяцем позже. В Лондоне, по поручению ИЯРУ и фирмы "Сперри" — спонсора церемонии, известный в прошлом яхтсмен греческий король Константин провозгласил их Лучшими моряками года. На приеме в честь этого события были гостями король Норвегии Харальд, британская принцесса Анна, бывший премьер-министр Англии Эдвард Хит... А затем королева Англии Елизавета II в день своего рождения произвела их обоих в рыцари, так что обращаться к ним теперь следует, добавляя слово "сэр".
В эти же дни стало известно, что один из самых серьезных претендентов на обладание Трофеем Жюля Верна — знаменитая француженка Флоренс Арто. Она собирается построить для этого новый катамаран, который будет самым крупным многокорпусником в мире, и планирует свою попытку побить рекорд Блейка — Нокс-Джонстона на 1996-1997 гг.
Парусные многокорпусники впереди
У многокорпусников своя тридцатилетняя история кругосветных плаваний.
Ведут они се со времени участия в ОС-ТАР-64 сразу трех катамаранов. Первым из них на финиш в Ньюпорте пришел тогда 40-футовый "Реху Моана", управляемый Дэвидом Льюисом. В данном случае мы упоминаем это трансатлантическое плавание потому, что оно стало первой частью его кругосветного вояжа, совершаемого уже не в одиночку, а с женой и двумя малолетними дочерьми. Так или иначе, он вернулся в Плимут 27.07.67, преодолев дистанцию в 41600 миль (надо сказать, не самый короткий путь!) в обшей сложности та 499 ходовых дней, г.е. втрое быстрее "основоположника" кругосветок Фернана Магеллана.
Следующим документально подтвержденным кругосветным переходом следует считать вояж Юргена Вагнера на 44-футовом катамаране "Уорлд Кэт", также совершенный в продолжение трансокеанской гонки — "Малтихал Транспас-68". На прохождение кругосветной трассы в 29000 миль Вагнеру понадобилось 196 дней (не считая 483 дней стоянок).
Тем временем началась "эра" скоростных тримаранов. Подошел и им черед продемонстрировать свои скоростные качества.
Первая в истории кругосветная гонка одиночек — та самая, в которой из 11 стартовавших летом 1968 года смельчаков дошел до финиша только один Робин Нокс-Джонстон, ознаменовалась участием в ней тримарана "Виктрес". На этом 40-футовом многокорпуснике, построенном но проекту Артура Пивера, пошел в "гонку века" Найджел Тетли. По существу и он выдержат жестокое испытание одиночеством и волнами трех океанов, но, не дойдя всего 1100 миль до финишной линии в Плимуте, был вынужден покинуть борт своего судна.
Не будем касаться спортивной стороны дела, но сравним "технические результаты" Нокс-Джонстона и Тетли — хотя бы для оценки скоростных возможностей тримаранов. Однокорпусник победителя 9.8-метровый кеч "Суахили" прошел 29500 миль за 313 дней. Сошедший с дистанции у финиша 12-метровый тримаран "Виктрес" прошел практически тем же путем 27400 миль... всего за 202 дня!
Чтобы закончить разговор о скоростных возможностях одно- и многокорпусных яхт. подчеркнем, что пс случайно регистрируемые абсолютные рекорды скоростей "лодки под парусом" принадлежат именно различным вариантам многокорпусников. На 500-метровой дистанции, например, это "хитроумные" "Елдоу Пейдже Эндевур" (на сегодня рекорд — 16.52 уз), "Кроссбау-2" и "Трифойлер". Поскольку мы сейчас говорим о сверхдальних глобальных маршрутах, то отметим, что и на них "рекордсменами" стали тримараны и катамараны специальной постройки. Достижения науки и техники позволили превратить многокорпусник, некогда представлявший собой "хрупкую" и перегруженную парусами "гоночную машину", в океанское судно, ничуть не менее падежное, чем экстремальная однокорпусная яхта. Неудивительно, что все последние годы битва за рекорд безостановочной кругосветки ведется между яхтсменами, выступающими на катамаранах и тримаранах. (Великолепный результат Т. Ламазо на однокорпуснике будем считать исключением, подтверждающим правило).
За "Виктресом" Тетли последовала целая череда имен яхтсменов и названий многокорпусников, обозначившая новые вехи в стремлении человека записать на свой счет рекордное время пересечения всех 360 меридианов.
Рост средних скоростей, показанных в этих рекордных плаваниях за 30 лет истории океанского многокорпусника, наглядно виден на приводимом рисунке. Если начальная "точка отсчета" — 3.5 узла "Реху Моана", то сегодняшний рекорд просто потрясает: это 14.7 узла — почти 15 узлов в течение двух с половиной месяцев! Фактически скорости возросли в 4.2 раза.
Тот же рисунок и дополняющая его таблица данных восьми многокорпусников интересны еще и тем, что по ним легко проследить одну важную характерную особенность: рост фактических средних скоростей напрямую связан с увеличением размерений "рекордсменов". Если говорить о катамаранах, то можно отмстить неуклонный рост длины судна от 40 до 91.9 фута, т.е. в 2.3 раза. У тримаранов — рост от 40 до 88.6 фута, т.е. в 2.2 раза. Обратите внимание па последнюю колонку таблицы, где показана расчетная "максимальная скорость" многокорпусника: и здесь можно отметить рост в те же 2 раза.
Что ж, воистину "длина бежит"! Не случайно же. кстати сказать, при подготовке к рекордным плаваниям, когда никаких ограничений размерений правилами гонок нет. яхтсмены стараются хотя бы на фут-другой удлинить корпуса.
Являются ли достигнутые 14.7 узла пределом? Конечно же. нет, хотя существующие суда вряд ли смогут намного превзойти 15-узловый барьер. Но теперь и яхтсмены, и конструкторы — создатели многокорпусников связывают дальнейшее увеличение скоростей кругосветного плавания только с дальнейшим увеличением размерений.
Обратимся к опыту Бруно Пейрона, первым уложившегося в "жюльверновские" 80 судок.
В повторной схватке за Кубок Жюля Верна, закончившейся триумфом "ЭНЦА", Пейрон не участвовал. Только потому, что планировал уже следующий шаг но тому же пути: совместно с конструкторами Жилем Олье и Яном Пенформисом создавал эскизный проект "судна своей мечты", в котором был бы воплощен весь накопленный к этому времени опыт. Как показывают предварительные наметки, речь идет о грандиозном — 122-футовом катамаране. вооруженным шхуной с двумя одинаковыми парусами-крыльями на 105-футовых мачтах.
Пейрон считает, что такая гигантская яхта с парусами, общая площадь которых будет в 2.3 раза больше, чем на его "Коммодоре Эксплорер", сможет в идеальных условиях развивать максимальную скорость порядка 45 узлов. Даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств он будет уверенно поддерживать среднюю скорость не ниже 16 узлов, что позволит во всех случаях перекрыть рекорд "ЭНЦА".
Расчетную скорость нового "Эксплорера" (такое рабочее название получил катамаран-гигант) Пейрон оценивает в 29.3 узла против 21.9 у "Коммодора". Специалисты созданной для реализации этого проекта компании "Base Speed ТМ". проанализировав все возможные варианты развития событий, утверждают, что "Эксплореру" будут доступны суточные переходы но 700 миль! Фантастика, да и только! Однако, если Пейрону удастся завершить начатое дело, реализовать свое заветное желание и для начала опробовать "Эксплорер" в трансатлантической гонке в соперничестве с другими ультрасовременными быстроходными парусниками, фантастика сможет (и в который уже раз!) стать замечательной, красивейшей реальностью.
Можно добавить, что на общем фоне стремительного роста скоростей, показываемых современными многокорпусниками, 700-мильный переход "Эксплорера" уже не представляется нереальным! Уточним, что на сегодня рекорд принадлежит 60-футовому тримарану "Примагаз": это уже 539.7 миль за сутки или 22.48 узла! Впрочем, впечатляет не только сама по себе великолепная скорость, но и то, что рекорд установлен при плавании в одиночку. С 11.00 27 июня по 11.00 следующего дня управлял идущим по Атлантике тримараном, несущем до 289 м2 парусности. 27-летний Лоран Бургно. Он рассказывал: "Все эти 24 часа я шел с максимально возможной скоростью, понимая, что могу перевернуться каждую секунду..."
Лоран — один из известнейших яхтсменов Франции, которая стала за последние годы признанным лидером океанских гонок па многокорпусниках. Достаточно, пожалуй, упомянуть, что впервые он пересек Атлантику 19-летиим юношей: вместе с другом он шел на... 5-метровом катамаране, очень похожем на "Хоби". А последнее но времени его достижение — победа в Трансатлантической гонке 2СТАР (с экипажем из 2 чел.) в июне 1994 г. На том же "Примагазе" Лоран и его "сошкипер" американец Кем Льюис выиграли 3000-мильную дуэль с Луйком Пейроном и Фрэнком Проффитом, выступавшими на "Фулжиколоре-II". "Примагаз" финишировал на 1 ч 20 мин раньше с новым рекордом перехода в направлении восток-запад — 9 дней 9 часов! Для сравнения приведем еще одну цифру: из однокорпусников лучшее время показала "Шербур Технолоджи" с Мабиром и Жилю — эта яхта пришла на финиш после 15 дней и 31 мин плавания...
Катерники принимают вызов
Казалось бы, парадокс: под парусами — можно, а под мотором — нет. Действительно, совершить безостановочное (и беззаправочное) кругосветное плавание за те же "жюльверновские" 80 дней под мотором пока никому не удалось.
Точнее — еще никто не пытался этого сделать. И ясно, почему.
О сложностях рекордного трансатлантического перехода под мотором уже говорилось в "КиЯ" не раз. Конечно, при 8-9-кратном увеличении "гоночной дистанции" с 3000 миль до кругосветной речь идет уже о гораздо меньших средних скоростях: необходимы 20-25 уз вместо 53 уз. показанных в 1992 г. "Дестриеро". Однако еще более сложными становятся все и без того "головоломные" проблемы экономичности движения и размещения топлива, обеспечения мореходности и обитаемости.
Катер для "жюльверновской" кругосветки, с одной стороны, должен быть достаточно большим, чтобы нести огромный запас топлива на весь рейс и чтобы можно было сделать его "всепогодным" (за 75-80 дней скоростного перехода через три океана ухудшения гидрометеоусловий просто неизбежны!). С другой стороны, он должен быть минимальным по размерениям, чтобы для той же скорости требовалась возможно меньшая мощность двигателей и. следовательно, меньший запас топлива... Ясно, что обводы катера должны обеспечивать и возможность поддержания расчетной скорости в условиях океана, и наименьшее сопротивление движению. Словом, клубок противоречий!
Как бы там ни было, но уже поступают первые сообщения о том. что катеростроители пытаются справиться с этой сверхсложной задачей.
Так, французская фирма "Фрэнсис и Фрэнсис" сообщила о том. что ее конструкторы закончили разработку проекта 164-футовой (50.0 м) моторной яхты, предназначенной для рекордного беззаправочного перехода вокруг света "менее чем за 80 дней". Поскольку. как мы уже знаем, в 1994 г. парусники уже сократили этот "жюльверновский" срок до 74 суток, то катерникам. принимающим "вызов" яхтсменов, придется, видимо, откорректировать задание и совершенствовать проект с целью дальнейшего повышения среднерейсовой скорости.
Особенностью этого судна является очень узкий и длинный корпус, рассчитанный па 24-узловую скорость при двигателе мощностью всего 1250 л.с. (Сравните эту цифру с 60000 л.с. на "монстре" "Дестриеро"!) Отмечается, что благодаря достигнутому снижению потерь мощности на волнообразование удастся сократить расход топлива до уровня, соответствующего движению с той же скоростью гораздо меньшего — 32-мстрового судна. Возможно, это будет тримаран.
С той же целью, но называя срок "менее, чем 75 дней", строят рекордный катер известный нашим читателям Дэг Пайк, швед Квернер Маза и американец Стив Шилдер. Речь идет не об однокорпусном судне, а о тримаране гораздо меньших, чем 50 м. размерений, очень напоминающем парусный многокорпусник без мачты. Принцип, однако, использован тот же самый — центральный корпус тримарана. имеющий длину 18 м. сделан относительно узким и длинным, обладающим минимальным сопротивлением в переходном к глиссированию режиме — на расчетной скорости около 20 узлов. Для снижения потерь на волнообразование сделан носовой бульб. Насколько можно судить по приводимым в печати фото модели, в корме предусмотрена развитая регулируемая транцевая плита, а обеспечивающие остойчивость 9-метровые поплавки-аутригеры имеют но одному подводному крылу; на расчетной скорости поплавки очевидно полностью выходят из воды.
В кратком сообщении Дэга Пайка указана мощность дизеля всего 100 л.с., что вызвало у ряда специалистов некоторые сомнения. С другой стороны, тот же Дэг Пайк в статье "Создание скоростного катера для выхода в океан" (см. "КиЯ" №144), говоря о построенном но той же тримаранной схеме 21.3-метровом рекордном "Илон Вояжере", называет скорость 25 уз, фактически достигнутую при мощности всего 250 л.с. (по некоторым данным — см. №140, даже 29 уз!).
Этот проект возник не "на пустом месте". Стив Шилдер, не говоря уже о Доге Пайке, имеет опыт трансокеанских плаваний и под парусом, и под мотором. Можно напомнить (см. "КиЯ" №147), что несколько лет назад он совершил на 12-метровой мотолодке-тримаране 2250-мильный переход через Тихий океан (Сан-Франциско — Гонолулу). Два 27-сильных дизельных подвесных мотора "Янмар" обеспечили тримарану "Янмар Индево" среднюю за 9 суток скорость 10.5 уз. То, что это были именно дизельные, а не бензиновые двигатели, позволило вдвое сократить принимаемый запас топлива. Окрыленный успехом Шилдер тогда же выдвинул идею кругосветного плавания на дизельном катере, повторяющем основные черты; "Янмар Индево".
Шведская компания Квернера Маза провела соответствующие исследовательские работы, связанные с созданием необычного моторного тримарана. Сообщается, в частности, что были тщательно проанализированы материалы и но парусным многокорпусникам (в частности, по катамарану "Старз энд страйпс", построенному для Кубка Америки).
Планируя кругосветный вояж, катерники рассчитывают на движение с востока на запад с использованием попутных течений и ветров и проход через Суэцкий и Панамский канаты. Учитывается, что при условии обязательного для регистрации рекорда пересечения экватора катеру придется пройти в общей сложности на 4000 миль больше, чем рекордсменам-парусникам (преодолевшим на "ЭНЦА" 26000 миль).
Постройка катера начата летом 1994 г.