Тогда, год назад французским командам не повезло — вначале на "Orange 2" расслоились носы корпусов, катамаран вернулся в родную гавань, после срочного ремонта стартовал вторично, а когда у него вырвало крышку шахты гребного винта, оказался вынужден окончательно сойти с дистанции. Не лучше складывались дела и у О. де Керсесона — вначале яхта была вынуждена вернуться для ремонта спинакера, потом в Тихом океане ее экипаж столкнулся со штормами такой силы, что тоже встал вопрос о выходе из гонки. В итоге блестящую победу одержал Фоссетт, установив новый абсолютный рекорд кругосветного плавания1 — 58 дней 9 мин 32 с. Тем самым американец бросил дерзкий вызов французским яхтсменам, последние годы практически монополизировавшим многочисленные рекорды океанских парусных переходов.
В этом году все изменилось. После своего триумфа Стив Фоссетт окончательно увлекся аэронавтикой и ушел из парусного спорта, справедливо посчитав, что добился в нем всего, чего только можно (в самом деле, здесь ему принадлежат более 20 действующих рекордов), Оливье де Керсесон предпочел стартовать в гонке "Oryx Quest" и на дистанцию вышел один лишь оранжевый катамаран Бруно Пейрона. Причем вышел довольно рано — уже 23 числа лодка покинула Лориен, выйдя к о.Уэссан. Подготовка яхты к старту велась очень плотно — достаточно сказать, что за последние полгода ее экипаж в ходе многочисленных тренировок прошел более 20 тыс. миль в открытом океане. В его состав помимо Лионеля Лемоншуа, опытного участника одиночных гонок, были включены две всемирно известные звезды океанских парусных марафонов: Роджер Нильсон в качестве навигатора и вахтенного начальника и Бернард Штамм — в качестве рулевого. Штамм дополнил численность экипажа до 14 человек — несчастливого числа на борту больше не было.
Все узлы и снасти катамарана проверили с помощью ультразвуковой дефектоскопии, чтобы избежать неприятностей, подобных тем, которые во время своих предыдущих плаваний в самом их финале испытывали и Фоссетт, и Пейрон (на "Cheyenne" разрушилось крепление носовой поперечной балки, у первого "Orange" треснула шаровая опора поворотной мачты). Заменили и оба пера руля на новые, с иным профилем — по расчетам, они должны были снизить сопротивление на скорости свыше 25 уз почти на 10%. Все это вместе взятое позволило шкиперу уверенно заявить на пресс-конференции перед стартом: "Нами решены все возникшие технические проблемы и собрана великолепная команда. Сам катамаран определенно является быстрейшей океанской яхтой в мире на сегодняшний день, и, я полагаю, он останется таким же в течение ближайших пяти лет. Что же касается возможного времени кругосветного плавания... Я хочу сообщить, что продуктов у нас на борту только на 58 дней. Должен заметить, это сильно стимулирует — знать, что на больший срок еды не хватит".
На этой оптимистичной ноте Бруно Пейрон прервал общение с журналистами, и в 10 ч 3 мин утра 24 января "Orange 2" пересек стартовую линию у крохотного островка Уэссан в Английском канале. Начало плавания было довольно спокойным, ветер дул со скоростью 12 м/с и вел себя в точном соответствии с прогнозом. Яхта, неся зарифленный грот, стаксель и геннакер шла на WSW, легко удерживая постоянную скорость в 28 уз. Первые трудности возникли, однако уже через 12 ч после старта — погодное "окно" неожиданно закрылось. На борту обсуждалась даже идея вернуться и стартовать заново, но, по размышлении, от нее решили отказаться — катамаран отлично вел себя и в слабый ветер, даря надежду на успешное преодоление сложной части маршрута. Вспоминалось, что Стив Фоссетт год назад тоже потратил на Северную Атлантику очень много времени, выйдя на график тогдашнего рекорда только на 10-й день пути — уже в Южной Атлантике.
Маневры возле Азорских и Канарских островов в поисках удачного ветра отняли немало времени — на рекордное прохождение отрезка Уэссан—экватор рассчитывать было уже нельзя, но все же оранжевый катамаран вошел в южное полушарие через 7 дней и 3 ч после старта, опережая рекордный график "Cheyenne" уже более чем на 500 миль. После экватора Пейрон, как и ранее Фоссетт, направился к берегам Южной Америки, чтобы дождаться формирующуюся у аргентинских берегов мощную депрессию, способную, при удачном ходе дела, буквально "пронести" лодку едва ли не до середины Индийского океана (как раз нечто подобное проделал год назад Стив Фоссетт, молниеносно пролетев Индийский и Тихий океаны).
И началось!.. Расчет Бруно Пейрона и его команды оказался точным — уже 4 февраля катамаран, подхваченный свежим ветром, понесся со скоростью 38 уз! 7 февраля яхта миновала м. Доброй Надежды, установив новый абсолютный рекорд на дистанции до этого мыса от о.Уэссан (и на дистанции от экватора — тоже), опережая в заочном состязании С.Фоссетта уже на 1790 миль. Средняя скорость лодки с момента старта превысила 20 уз. Стремительный бросок от берегов Аргентины к Южной Африке не обошелся без происшествий — гребень очередной волны разбил ветровое стекло перед рулевым постом. Массивный лист триплекса буквально разлетелся на куски, нанеся серьезную травму стоявшему на руле Лионелю Лемоншуа. Мужественный яхтсмен, тем не менее, нашел в себе силы через час после происшествия вновь встать на вахту и полностью отстоять свои четыре часа.
Это событие стало лишь предвестником неприятностей, обрушившихся на "Orange 2" в следующие дни. Почти сразу же после входа в Индийский океан вышел из строя радар. В этот раз Пейрон шел гораздо южнее, чем во время попытки 2002 г., и оказался вблизи зоны айсбергов. В ход пошла последняя ставка — инфракрасные бинокли. Как и в старые добрые времена парусных клиперов, на "Orange 2" каждую ночь выставлялся впередсмотрящий с таким биноклем в надежде вовремя заметить ледяную глыбу и уйти от удара — на скорости около 30 уз он мог стать фатальным для хрупких углепластиковых корпусов.
Последствия скоростной гонки в Южной Атлантике, однако, продолжали сказываться на судне. 10 февраля экипаж устроил самый настоящий "пит-стоп" в открытом океане, снизив скорость и устроив тщательный осмотр всех деталей яхты. Особое внимание уделялось парусному вооружению — и не напрасно: пришлось отремонтировать фаловый угол грота, начавший уже рваться, и крепление рельса бегунков грота. Подобную возможность — чуть снизить гоночное напряжение — дала гонщикам изменившаяся погода: холодный фронт, целую неделю гнавший катамаран на восток, размылся, следующая депрессия лишь формировалсь и должна была подойти 11 числа. С ней яхта вновь стремительно помчалась к берегам Австралии, вселив в экипаж надежду на очередные рекорды — на дистанциях о. Уэссан—м. Льюин и м. Доброй Надежды—м. Льюин. 14 февраля яхта миновала второй из знаменитых мысов, очерчивающих собой "большой круг", а уже 16 февраля, на 23-й день плавания, "Orange 2" достиг середины своего пути, на четверо суток опережая рекордный график "Cheyenne". Вход в Тихий океан был драматичным — на лодке буквально в куски разорвало блок гика-шкота, причем один из его осколков серьезно поранил рулевого, стоявшего в 20 м от него, позднее катамаран едва не протаранил спавшего у поверхности кита, пройдя всего лишь в нескольких метрах от него.
Плавание в Тихом океане проходило почти спокойно (Бернард Штамм, например, сообщал: "На моей "Open 60" идти со скоростью 30 уз — значит, чувствовать себя, как в бою. Здесь же на такой скорости я чувствую себя уверенно и безопасно."), и на 25-й день пути яхта миновала Новую Зеландию, по-прежнему опережая график Фоссетта на четверо суток. В радиопереговорах Бруно Пейрон обозначил возможный срок прохода Горна — 25 февраля. Всего неделю на Тихий океан! Это казалось возможным — с северо-запада подходил очередной мощный циклон, способный быстро продвинуть лодку вперед по курсу. Надо заметить, что к этому моменту ее средняя скорость с момента старта составила почти 24 уз, а последние суточные переходы стабильно превышали 650 миль — это ли не основания для оптимизма! Он был столь высок, что полностью "затмил" усталость команды, что в своих переговорах с Большой землей неоднократно подчеркивал капитан яхты. Судно было в хорошем состоянии, прекрасно преодолевало высокую волну, и экипаж прилагал максимум усилий, чтобы выжимать из лодки все возможное.
Прогноз капитана оправдался — поздно вечером 25 февраля оранжевый катамаран обогнул мыс Горн, повернув "вверх по шарику". Погода была ужасная — сильно взволнованное море, ветер, беспрестанно менявший и направление, и скорость. Подстраиваясь под него, экипаж постоянно менял паруса, скорость яхты то возрастала до 34 уз, то падала до 22. Здесь, у мыса Горн впервые прозвучала цифра "50". За 50 дней вокруг света... Возможно это или нет? Тогда в радиопереговорах Бруно Пейрон уклонился от прямого ответа, сказав, что пока своей задачей видит завершение плавания быстрее, чем за 58 дней. Он попросил закрыть тему, добавив, что подобный вопрос его раздражает. Тем не менее все понимали, что французский спортсмен хочет вчистую победить Стива Фоссетта.
Однако за столь быстрый проход трех океанов экипажу пришлось внести свою плату. В роли ее "сборщика" выступил большой кит, увернуться от которого на этот раз не удалось, и руль левого корпуса на скорости 30 уз врезался в него. Возможности спустить за борт водолаза и осмотреть поврежденное перо по погодным условиям не было, и яхта продолжала стремительно нестись вперед — к счастью, на северо-восток можно было идти левым галсом, снимая нагрузку с поврежденного руля. Это резко осложнило обстановку на борту, сработав как некий "катализатор" усталости, на которую наложилось чувство тревоги за состояние рулевого устройства. Требовалась передышка, чтобы осмотреть повреждение и дать хоть небольшой отдых команде. Пока же экипаж довольствовался оптимистичными рассуждениями Яна Перфорниса, одного из создателей судна: "Поскольку руль изготовлен из сплошного углеволокна, то не похоже, что он расколется на две части. Начавшееся расслоение внешнего слоя углеткани не должно расширяться или углубляться, затрагивая нижележащие слои. Поэтому я смотрю на ситуацию оптимистично". Однако это были лишь слова — команде и ее капитану нужны были факты. А, судя по комментариям Бернарда Штамма, уверенности в рулевом устройстве у них не было.
Наконец в начале марта яхта вошла в зону очень слабых ветров у побережья Бразилии. Капитан скомандовал второй "пит-стоп". Третьего марта на пару часов лодка буквально замерла на поверхности моря, пока команда тщательно обследовала ее конструкцию. Главной проблемой по-прежнему оставался руль. Тщательное изучение его повреждений показало, что отслоился наружный слой углеволокна. Второй, лежащий под 45° к нему, и последующие слои по-прежнему являли собой монолитную конструкцию, что позволяло надеяться на лучшее (тем более что большую часть оставшегося плавания предстояло пройти левым галсом). По словам Пейрона, после завершения осмотра и ремонта, "...катамаран выглядел лучше, чем новый".
Завершив ремонт, экипаж вновь ринулся в погоню за рекордом. На тот момент опережение графика Фоссетта уже составляло более девяти суток, но прогноз выглядел менее оптимистично, чем год назад для американского яхтсмена: в этом районе Атлантики вначале ожидались затяжные штили, потом грозил сильный шторм — "монстр", как описал его Бруно Пейрон. Чуть позднее с борта яхты пришло другое сообщение, характеризовавшее ожидаемые погодные условия как катастрофичные. Обозреватели вспомнили даже плавание О. де Керсесона двухлетней давности, когда гигантский тримаран заштилел посреди океана без пищи и воды. Однако вскоре после этого ситуация изменилась. "Условия неблагоприятны, но отнюдь не катастрофичны, как мы полагали всего три дня назад, — передал Бруно Пейрон 9 марта. — При ветре 6 м/с идем со скоростью около 17 уз, вся проблема в том, что направление ветра меняется слишком часто и непредсказуемо. Полагаю, мы сможем финишировать где-то между 15 и 17 марта. Вероятность завершить плавание за 50 дней? Ну, пока я оцениваю ее не выше, чем 50%..."
Средняя скорость катамарана тем временем продолжала падать, и к утру 11 марта опустилась уже до 22 уз, по-прежнему оставаясь много выше средней скорости "Cheyenne" год назад. Яхта продвигалась все севернее, миновала Азорские острова, где ее подхватили свежие ветры Северной Атлантики. Как только "Orange 2" оказался в зоне циклона, его суточный переход сразу вырос до 630 миль. Во избежание поломок, надо заметить, французский гонщик предпочел "не гнать лошадей". "В сложившихся условиях мы вполне можем развивать до 35 уз, — передал он с борта "Orange 2" 14 марта. — Но предпочитаем не разгоняться выше 30". Новый рекорд был очевиден — неясным оставалось лишь, насколько велико окажется превосходство команды Пейрона? Все же 50 дней — или 51? Этот вопрос, пожалуй, был единственным, который задавали себе все болельщики и обозреватели, а самые азартные из них, рассматривая погодные карты плавания "Cheyenne", говорили: "Эх, если бы сейчас в Атлантике так же повезло с погодой, как американцам, и вовсе можно было бы финишировать за 48 дней"...
Но все это уже не имело никакого значения. Глубокой ночью 16 марта оранжевый катамаран миновал траверз маяка на о. Уэссан, задав новую планку своим соперникам: 50 дней 16 ч 20 мин и 4 с, показав среднюю скорость на кругосветной дистанции 22.2 уз!
Это потрясающее достижение, ставшее возможным благодаря трем факторам: искусству судостроителей, построивших легкий и быстроходный, но одновременно прочный и надежный катамаран, воле и опыту Бруно Пейрона вкупе с его великолепным экипажем и, безусловно, мастерству синоптиков, выдавших спортсменам перед моментом старта точный прогноз на три недели вперед. Уроки Стива Фоссетта, продемонстрировавшего научное планирование рекордного плавания, французами были усвоены: результат "учителя" они превзошли ни много, ни мало — на 7 дней и 17 ч с лишним!
Что впереди? Пока все возможные претенденты на подобный рекорд отмалчиваются — слишком велик шок, вызванный потрясающим результатом. Можно лишь предполагать, что О. де Керсесон не намерен просто так расстаться с Кубком Жюля Верна, к тому же у него есть определенные обязательства перед спонсорами.
Планы же самого Бруно Пейрона выглядят отчетливее: он нацелен временно сменить гигантский катамаран на крохотную яхточку и принять участие в гонках класса "Mini 6.50", после чего испытать свои силы в одиночных рекордных плаваниях... на борту все того же "Orange 2"!
"Я уже трижды пробовал выходить на нем в одиночку и пока у меня все получалось", — скромно сказал спортсмен в интервью нашему журналу. Пожелаем же ему успеха...
Гибель тримарана "IDEC"
6 июля 2005 г. известный французский гонщик Франсуа Жуайон побил продержавшийся 11 лет абсолютный рекорд пересечения Атлантики в одиночку с запада на восток. Его результат составил 6 дней 4 ч 1 мин и 37 с, что на 22 ч и 33 мин лучше предыдущего достижения Лорена Буаньона. В ходе этого плавания был также поставлен и рекорд 24-часового одиночного перехода под парусами — 543 мили.
К ужасу всех болельщиков, судно не смогло вернуться в родной порт. Утомленный гонщик заснул за штурвалом, и заслуженная яхта разбилась на камнях вблизи мыса Пенмарк-Пойнт. Яхтсмен спасен. Подробности читайте в следующем номере.
Примечания
1. Плавание О. де Керсесона завершилось с результатом 63 дня 13 мин 59 с, не став абсолютным рекордом. Но это достижение все же оказалось лучше предыдущего в рамках борьбы за Кубок Ж.Верна.