Как мы уже писали в предыдущем номере "КиЯ", ISAF приняла решение заменить на будущих Олимпийских играх участвующий в них класс парусных досок. Надо заметить, что именно парусные доски меняются на Олимпиадах чаще всего — в самом деле, начиная с 1988 г. (в 1984 г. виндсерфисты участвовали лишь в демонстрационных выступлениях), сменились уже четыре типа снарядов, и вот теперь — пятый. "Mistral" уходит, на смену ему пришли доски типа "NeilPryde RS:X".
Итак, что же представляет собой новый олимпийский класс? Доска, по словам ее создателя Жана Бульдуара, — универсальный снаряд, предназначенный для гонок в широком диапазоне скоростей ветра — от 1.5 до 15 м/с. "RS:X" специально разрабатывалась как для глиссирующих режимов, так и для переходных режимов слабого ветра — таково было прямое требование ISAF. Хотя компания "Neil" всегда разрабатывала исключительно глиссирующие доски, равно как и все снаряжение для них, она смогла создать хорошую компромиссную ("hybrid", как выражаются за рубежом) доску для широкого диапазона ветровых условий.
Подобные ходовые качества оказались достигнуты за счет специфических обводов нового снаряда. Основные отличия "RS:X" от своих соперниц, тоже участвовавших в отборочном конкурсе на право стать олимпийским классом — в пропорциях и носовых обводах. Глядя на приводимый график, можно заметить, что по своим пропорциям "RS:X" занимает некое промежуточное положение между короткой и широкой "Starboard Z Class" и остальными, более длинными досками. Ее длина (которая, как известно, "бежит" в условиях водоизмещающего движения) оказалась достаточной, чтобы быстро двигаться в слабый ветер, а большую, по сравнению с конкурентками, ширину в слабые ветра компенсирует парус площадью 10 м2. В сильный же ветер большая ширина доски только облегчает ей выход на глиссирование.
Носовые обводы нового олимпийского снаряда, в отличие от других претендентов на пекинскую Олимпиаду, не имеют V-образной формы. Вместо этого у "RS:X" в носу довольно широкая вогнутая поверхность, напоминающая "Formula Widsurfing" — это, как убеждены создатели нового снаряда, не затруднит его движение в слабый ветер (и против сильного волнения), а вот для выхода на глиссирование окажется более чем полезным, создавая дополнительную подъемную силу на начальном этапе.
Если же говорить о кормовых обводах, то можно отметить округлый слегка киле-ватый "хвост" — его форма облегчает спортсменам подход к стартовой линии, часто выполняемый кормой вперед. Кроме того, при увеличении скорости доски подобная форма вызывает быстрое уменьшение смоченной поверхности снаряда, облегчая его выход на глиссирование.
Как отметили испытатели, "NeilPryde RS:X" мало чем уступает своим конкуренткам в слабые ветра (вот разве что управлять ею при ходе против ветра оказалось труднее всего), но в сильный ветер при глиссировании ей нет равных как по скорости хода, так и по легкости управления практически на всех курсах. По сути, "RS:X" более универсальна, чем все представленные доски, и наилучшим образом соответствует поставленной ISAF задаче. "Доска "NeilPryde RS:X" продемонстрировала необходимые для олимпийского класса качества. Будучи легкой и очень быстрой, она требует от гонщиков большого умения и высокой техники", — таков итоговый вердикт ISAF.
Однако нельзя не заметить, что данное решение можно назвать и "волевым" — олимпийским стал снаряд, на момент принятия решения еще отсутствующий в серийном производстве. Более того, обозреватели связывают такой необычный поворот событий с избранием нового Президента ISAF, "практического" яхтсмена, настоявшего на давно назревшем отказе от намозолившего всем глаза "Mistral One Design". Последний уже сильно устарел — достаточно хотя бы взглянуть на его пропорции.
По мнению Петра Воногова (директора единственного отечественного предприятия, серийно выпускающего парусные доски), "принятие на вооружение" нового олимпийского класса особенно актуально для России — "NeilPryde RS:X", имеющая низкий ветровой минимум, способна интенсифицировать процесс обучения гонщиков на сравнительно маловетренных озерных акваториях России. "Потребность в доске такого типа в нашей стране давно назрела, — считает Петр. — Она не заменит столь необходимого для наших условий массового национального класса, но может оказаться крайне полезной как для его становления, так и для дальнейшего развития виндсерфинга в России в целом и совершенствования сильнейших гонщиков страны".