Одноэтапный чемпионат России по аквабайку прошел в Москве. К большому сожалению болельщиков, эти соревнования являлись закрытыми, и мы не увидели в столице мастеров из других стран. Однако накал спортивных страстей был достаточно высок. Неизгладимое впечатление оставило выступление чемпионки страны москвички Анастасии Потаниной. Серьезным экзаменом для нее стала трасса слалома. Все ожидали, чем же закончится борьба между Анастасией и ведущими спортсменами страны. Как-никак, тренирует ее шестикратный чемпион мира американец Рик Рой. Ведущий тренер России Александр Джалагония подсел к судейской коллегии, внимательно наблюдая за секундомерами — Потанина каждый раз проходила трассу на две-три секунды быстрее соперников. Второе "золото" Анастасия уверенно завоевала во фристайле. Даже Рик иногда подсказывал своей воспитаннице, что можно снизить темп. Две золотые медали получил также петербуржец Владимир Бабенко, выигравший слалом и кольцевые гонки в классе "Runabout".
Трехэтапный чемпионат России в классах РИБов "PR" проводился уже во второй раз. Запланированные гонки состоялись в Санкт-Петербурге и Дубне, а третий этап в Костроме был отменен, и вместо него в зачет пошли результаты Кубка Санкт-Петербурга. В них приняли участие 20 экипажей в четырех классах: "700", "1000", "1500" и "2000". Особо стоит отметить, что у "пневматических" классов впервые появился промоутер — компания "Акварейс-промоушен" в лице Александра Алексеенко. Этот вид программы российского водно-моторного спорта был показан в Дубне представителям Международного водно-моторного союза, которые проводили пятый этап чемпионата мира в классе "F-2000" — президенту UIM Ральфу Фрелингу и президенту ФВМС России Петру Богданову. Гонщики на РИБах великолепно показали себя и в чем-то выручили устроителей, взяв на себя "тяжелую" воду в первый день соревнований — во время свободной тренировки из-за двух серьезных "подлетов" скутеров класса "F-2000" их гонки решением международной судейской коллегии отменили. Зато на второй день погода смилостивилась, и скутеристы удачно отгонялись. Нельзя не отдать должное устроителям встречи, создавшим великолепный водный стадион с техническими площадками для спортсменов и развитой инфраструктурой (одни только трибуны были рассчитаны на 2000 зрителей). Параллельно проводились также заезды в международных классах "JT-250" и "Т-550", победителями в которых соответственно стали Юлия Климовских и Андрей Овчинников из Санкт-Петербурга. По итогам трех этапов чемпионата России победителем в классе "PR-700" оказался Константин Святогоров, "PR-1000" — Валерий Годес, "PR-1500" — Борис Андреев и "PR-2000" — Александр Красноперец. Сильнейшими в командном первенстве были петербуржцы — "Рослит-81 СК" (класс "PR-1000"), "Юность России—Меркурий" ("PR-1500") и "Фаворит" ("PR-2000").
Главным же событием сезона для "пневматики", несомненно, явилась традиционная гонка "24 Санкт-Петербурга", уже во второй раз проходившая в ранге чемпионата мира (подробности см. в №191). На старт кольцевой трассы вокруг Петропавловской крепости вышли 24 команды в пяти классах — несколько меньше, чем в прошлом году. Это связано с приведением классов "PR" в соответствие с международными правилами UIM. В частности, требование по омологации моторов не допустило к участию многие команды. Наряду с этим качество гонок в спортивном отношении возросло. Резко убыло количество участников в самом младшем классе с моторами рабочим объемом до 700 см3, зато появился самый мощный трехлитровый. Выступавшая в нем команда "ПТК-Меркурий" установила очередной рекорд трассы — 839 кругов за 24 часа, что почти на 200 кругов больше, чем у рекордсмена 2003 г. А ровно через неделю на этой же трассе прошла еще одна марафонская гонка — "6 часов Санкт-Петербурга" в ранге чемпионата Европы. Реванш за неудачи в 24-часовом марафоне можно было взять на этих соревнованиях, чем и воспользовались некоторые экипажи — прежде всего команда "Петрович", которая на чемпионате мира заняла только 3-е место, простояв на берегу больше четырех часов, а на "Европе" показала себя во всей красе, не оставив соперникам никаких шансов. Надо сказать, что два совершенно одинаковых корпуса конструктора и судостроителя Сергея Федорко ("Петровича") принесли своим обладателям на обеих встречах в общей сложности три золотые медали.
Чемпионат России в дисциплине "Формула будущего" прошел в конце мая. В нем приняли участие юные спортсмены из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска. Данная дисциплина является "обучающей", но наряду с этим в ней присутствуют спортивные элементы, что давно по достоинству оценено UIM и нашло горячую поддержку в других странах: Португалии, Италии, Чехии, Германии, Польше. На прошедшем в начале сентября в Чехии чемпионате Европы наши спортсмены не раз поднимались на пьедестал почета: во второй возрастной группе Андрей Макаренко завоевал "серебро", а Дмитрий Колоб и Иван Пылаев в четвертой и пятой возрастных группах — "золото".
13-й (и 51-й в истории водномоторников страны) чемпионат России для гоночных классов проводился в три этапа — в Калуге, Заречном и Кинешме. За всю историю этих гонок было отмечено самое большое количество участников — 218. Нельзя не отметить, что отечественный водно-моторный спорт, который 1 августа 2004 г. отметил свое 100-летие, переживает своеобразный бум.
Чемпионами страны в юбилейный год стали Антон Клюшников (класс "С-350"), Владимир Гарагуля ("С-500"), Андрей Овчинников ("Т-550"), Константин Гусев ("ОН-350"), Сергей Трусов ("ОН-500"), Сергей Баландин ("О-500"), Александр Новиков ("Р-1500"), Сергей Яблонский ("Р-2000"), Сергей Анкудинов ("РН-2500"). Победители в юношеских классах — Юлия Климовских (класс "JT-250"), Илья Гурьянов ("СН-175"), Денис Федоров ("СН-250"), Олег Ларченко ("СН-350") и Татьяна Щукина ("СТОК").
Закрыл водно-моторных сезон 2004 г. Открытый кубок Санкт-Петербурга, который проводился уже третий раз и тоже собрал рекордное число участников — 97, среди которых были спортсмены из Латвии, Эстонии и городов России. Высококлассные гонщики из Прибалтики удачно выступили в классах "Т-400", "Т-550", "С-500" и "OSY-400". Командное первенство оспаривали двенадцать команд, сильнейшими из которых оказались петербургский "Севкабель", "Химки-Москва" и гонщики Латвии. В соревнованиях наряду с чисто гоночными классами приняли участие 11 экипажей классов "PR". А изюминкой Кубка были заезды гоночных скутеров "F-500" (в этом классе набралось целых шесть участников), а также четырех "Формул" — "F-1" Станислава Курценовского, "F-2" Сергея Никитина и Александра Алексеенко и "F-4" Алексея Носкова. Можно считать это прелюдией к чемпионату России в классе "F-2", который планируется провести в будущем году. Обладателями призовых кубков стали: в классе "СН-175" — Новокрещенов Дмитрий (СПб), "JT-2 50" — Рябцев Никита (Латвия), "СН-250" — Федоров Денис (СПб), "СН-350" — Евдокименков Андрей (СПб), "С-350" — Клюшников Антон (СПб), "С-500" — Торека Владимир (Латвия), "СТОК-350" — Торв Томас (Эстония), "ОН-350" — Сабо Леонид, "О-250" — Рихо Ууринг (Эстония), "О-500" Атаманов Михаил (СПб), "Р-2000" — Козлов Валентин (г. Спасск-Рязанский). В командном зачете среди классов "PR" первые места заняли: "Рослит-81 СК", СПб ("PR-1000"), "Элко", Москва ("PR-1500") и "Атаман", СПб ("PR-2000").
Сейчас организаторы соревнований сезона 2005 г. готовят свои предложения по проведению гонок различного уровня, которые до середины ноября должны быть рассмотрены местными федерациями водно-моторного спорта и затем переданы ФВМС России.
Александр Беляевский. Фото Валерия Атаманова