Установленное австралийским снарядом "Yellow Pages Endeavour" в октябре 1993 г. достижение, равнявшееся 46.52 уз, пытались улучшить многие, но еще никому это не удавалось. Самые разнообразные конструкции судов — от огромного тримарана на подводных крыльях "Hydroptere" до экстремальных сверхлегких лодок "Macquarie Innovation" и "Sailrockets" (КиЯ №183 и №190) — принимали участие в погоне за почетным титулом "самого быстрого парусника", все тщетно. Сколько было сделано громких заявлений, сколько пышных фраз брошено на ветер, сколько потрачено денег...
И вот без особой помпы в Камарге на специально прорытом вблизи средиземноморского побережья Франции канале группа спортсменов-виндсерфистов в середине ноября приступила к очередной серии заездов. Предыдущий цикл их выступлений на этом канале весной 2004 г. (КиЯ №189) не увенчался успехом — Финиан Мэйнард был близок, очень близок к победе, но до нового рекорда тогда ему не хватило совсем чуть-чуть. Стало понятно, что удача уже рядом — надо лишь получше подготовиться и дождаться более удачного ветра.
И такой ветер задул осенью — это был знаменитый средиземноморский мистраль. Уже первые осенние прикидки показали, что результаты могут стать рекордными: 30 октября Финиан Мэйнард развил скорость 44.2 уз, а 8 ноября — 42.20 уз. Долгосрочный прогноз обещал дальнейшее усиление ветра, и он не подвел.
13 ноября с утра скорость ветра порой превышала 30 м/с, лишь периодически стихая до 20-25 м/с. Главным было то, что ветер наконец-то оказался направленным под нужным для гонщиков углом к оси канала, вода в нем была достаточно спокойной и отсутствовало так досаждавшее ранее спортсменам течение. И вот тут-то и началось то, что потом вся "великолепная девятка" серфистов назвала "unforgettable weekend" — незабываемый уик-энд. Один за одним падали национальные рекорды скорости под парусами. Датский, британский, австралийский — все они обновились утром и днем 13 ноября. Устоял лишь итальянский — до него спортсмену с Аппенинского полуострова не хватило всего каких-то 0.08 уз!
Тогда же 13 ноября в свой самый первый заезд Мэйнарду удалось улучшить результат австралийцев 11-летней давности, показав скорость 46.60 уз, но он был настроен на большее. "50 узлов, и не меньше!" — об этом мечтали все. Это желание подогревалось тем, что в то же самое время в Австралии проходили рекордные заезды аппарата "Macquarie Innovation", грозящие превзойти еще не утвержденное новое достижение. Поэтому ажиотаж, царивший среди серфистов, их напряжение и жажда скорости были вполне понятны. После проверки электроники контроля и смены комплекта парусов начались повторные заезды. Один из них привел к результату, уже на четверть узла превышающему рекордный. Нестабильный порывистый ветер мешал движению — вновь пришлось менять паруса: гонщики начали с пятиметровых комплектов и постепенно перешли на паруса площадью 4.4 и 4 м2.
...Рассказывает Эри Бил, один из участников тех заездов: "Я сидел с подругой в машине возле финиша и отслеживал время. Как только Финиан вышел на старт, то сразу же пошел очень быстро, и я сказал: "Смотри, Сандра, прямо сейчас будет новый мировой рекорд".
Позднее анализ данных с GPS показал, что в самом начале этого заезда Финиан шел со скоростью почти в 49 уз, но ближе к финишному бую ветер чуть отошел и движение гонщика по дистанции слегка замедлилось. В итоге выяснилось, что зачетные 500 м были пройдены со скоростью 46.82 уз — более чем на узел быстрее предыдущего достижения. И важнее всего здесь, пожалуй, то, что достигнут этот фантастический результат не на чудовищно сложном снаряде ценой во многие сотни тысяч долларов, а на серийной (пусть и несколько доработанной) доске "Missile" производства фирмы "F2". Длина ее — 227 см, ширина — 50, объем — 64 л. Паруса использовались фирмы "Naish", вся стоимость снаряжения составила лишь несколько тысяч. Разумеется, это отнюдь не значит, что сегодня рекордные скорости под парусами стали доступны любому — нужна весьма хорошая атлетическая подготовка, даром, что ли, новый рекордсмен весит 115 кг?
А что же главный претендент на новый рекорд — "Macquarie Innovation"? Увы, команде Тима Даддо серьезно не повезло в этот ноябрь: в то время как во Франции ребята поймали гоночный кураж, устроив себе незабываемый уик-энд, австралийский аппарат оба дня (и 13, и 14 ноября) терпел поломку за поломкой. Вконец разозленный постоянными неудачами, Тим рискнул выжать из машины все возможное 17 ноября, когда ветер подошел почти к самой верхней границе допустимой для "MI" силы (около 9-10 м/с). Эта попытка оказалась роковой — на скорости около 50 уз передний корпус аппарата оторвался от воды, лодку закрутило и выбросило на песчаный пляж. Тим Даддо и Симон МакКеон спаслись и даже не получили существенных травм, но рекордный аппарат оказался поврежден очень сильно. Впрочем, его создатели не унывали: "Yellow Pages Endeavour" тоже был разбит вдребезги при примерно схожих обстоятельствах, но восемь месяцев спустя поставил абсолютный рекорд скорости. Мы по-прежнему верим, что первым парусным судном, преодолевшим 50-узловой барьер, будет именно наша лодка".
Что ж, подождем — посмотрим. Пока что, после долгого и тщательного анализа представленных данных, занявшего почти три недели, WSSRC все же утвердил показанный Мэйнардом результат. Итак, 46.82 уз — новый абсолютный мировой рекорд скорости под парусами. Что дальше?
иНовые рекорды под парусами
Осень 2004 г. принесла ряд новых рекордов скорости под парусами, в их числе:
- Жан-Люка Ван ден Хееде (Франция), который в одиночку на своей заслуженной яхте "Adrien" прошел по трассе Каус—Динар за 12 ч 1 мин (предыдущее время равнялось 14 ч 22 мин), средняя скорость при этом составила 11.5 уз;
- Олафа Мартина (ЮАР), который на дистанции в Намибии установил новый рекорд скорости на кайте: на дистанции 500 м он показал скорость 41.67 уз (предыдущее достижение равнялось 40.58 уз);
- ФрансисаЖуайона (Франция), который в одиночку на тримаране "IDEC" прошел по так называемому "пути Колумба": трассе Кадис—Сан-Сальвадор за 11 дней 3 ч 17 мин 20 с. До него по этой дистанции (входящей в число семи самых именитых рекордных трасс) в одиночку никто не ходил. Абсолютный рекорд по-прежнему удерживает С.Фоссетт (9 дней 13 мин).
К сожалению, прошедшая осенью 2004 г. очередная Неделя скорости под парусами в Уэймуте (Англия) была маловетреной, и скорости, показанные там, оказались весьма далеки от рекордных.