С традиционными заездами на установление рекордов скорости под парусами и наиболее интересными участвовавшими в них судами читатели «Катеров и яхт» знакомились неоднократно (см., например, сборники №42, №49, №86).
Заметим, что «Неделя рекордов», проводимая в гавани Портленд (Англия), не является обычной серией гонок. Здесь размечена мерная дистанция длиной 500 м, по времени прохождения которой любым курсом по отношению к ветру и определяется скорость каждого участвующего судна.
Очередная «Неделя рекордов» скорости под парусами проводилась с 3 по 10 октября прошлого года. На этот раз собралось ни много ни мало — 43 парусные лодки самых разнообразных конструкций! Как и в предыдущие годы, преобладали парусные доски (29 единиц) — самые дешевые и доступные парусники, стабильно удерживающие первенство в классе судов с парусностью до 10 м2.
Погода как никогда ранее способствовала побитию рекордов во всех пяти классах. Из восьми гоночных дней только два были со слабыми ветрами. В заключительный же день соревнований ветра оказалось даже с избытком — приборы зафиксировали 9 баллов по шкале Бофорта! Немногие смогли тогда пересечь по диаметру 500-метровую круговую дистанцию, размеченную в защищенной от волны гавани. Кульминацией этого дня стал момент, когда катамаран «Джекоб Бэдда», оснащенный вместо парусов воздушным змеем-этажеркой, внезапно взлетел в воздух и, сбросив в воду управлявших им Яна Дэя и Мартина Реймента, упал на волны.
Невзирая на благоприятную погоду, удалось побить всего один рекорд. Его обладателем стал англичанин Эндрью Грогоно, который на катамаране «Икарус» (класс «Торнадо», оснащен подводными крыльями) регулярно участвует в «Неделе рекордов» уже 10 лет. На этот раз «Икарус» развил скорость 24,46 уз (45,4 км/ч).
Превысил мировое достижение в классе судов с парусностью до 10 м2 и спортсмен из ФРГ Юрген Хоншейд. При своей попытке он использовал стандартную доску для серфинга — катания на прибойной волне, установив на ней мачту с парусом. Плавучести серфера оказалось недостаточно, чтобы поддерживать спортсмена в состоянии покоя, и только за счет гидродинамических подъемных сил, действующих на доску при движении, Хонвейд со своим снаряжением смог развить 23,75 уз (44,1 км/ч). Этот результат, хотя он и выше мирового рекорда, установленного голландцем Яапом Ван дер Рестом, в качестве официального рекорда не был засчитан (правила требуют перекрыть предыдущий рекорд не менее чем на 2%).
В 10-метровом классе 16 парусных досок превысили скорость 20 уз (факт, в который трудно было поверить всего несколько лет назад). Среди других типов судов в этом классе только лодке «Сифлай» на подводных крыльях удалось достичь скорости 21 уз — 39 км/ч.
Любопытно отметить что в четырех классах из пяти мировые рекорды скорости под парусами приблизились к барьеру 25 уз — 46 км/ч. Видимо, это и есть предел, которого могут достичь суда, оснащенные парусами из ткани (исключение составляет лишь обладатель абсолютного рекорда скорости под парусами катамаран «Кроссбау-II».). На этот раз в самом большом свободном классе судов с неограниченной площадью парусности претендентов на установление нового абсолютного рекорда скорости даже и не было. Правда, через неделю после окончания соревнований ветеран парусного спорта Робин Нокс-Джонстон заявил о своем желании испытать на круговой дистанции в Портленде катамаран-монстр «Си Фэлкон». При длине 21,4 м, общей ширине 9,75 м, водоизмещении 13 т и площади парусности более 230 м2 катамаран, казалось, имел все шансы превзойти не только результат виндсерфера, но и абсолютный рекорд скорости «Кроссбау-II». При 6—7-балльном зюйд-осте Джонстон сделал несколько заездов. При последнем из них не выдержала форсировки парусами алюминиевая мачта, которая дала опасный прогиб у основания. Судьи зарегистрировали результат, далеко не обрадовавший Нокс-Джонстона,— всего 24 уз. На лаге же катамарана было зафиксировано 32 уз — скорость если не рекордная, то достойная «Си Фэлкона». (К слову сказать, в перерывах между заездами яхтсмен заметил, что показания лага на катамаране, как правило, заметно превышают официальные результаты судейской коллегии.)
В прошлом году интерес к достижению высоких скоростей под парусами необычайно возрос. Соревнования, аналогичные «Неделе» в Портленде, были проведены также в Новой Зеландии, Швеции, Франции и Голландии.