В чемпионате приняло участие 30 яхт из шести стран, укомплектованные в основном датскими, шведскими и финскими экипажами; несколько судов представляли яхт-клубы ФРГ, по одному прибыло из США и Франции.
Программа соревнований — типичная для кубковых встреч — представляла собой три гонки по треугольной олимпийской дистанции, а также 155- и 270-мильные морские гонки в Финском заливе. Первые две из них проводились при слабых ветрах, их победителями стали датская яхта «Солджер Блю» (в состав ее экипажа входил Енс Христенсен, занявший на олимпийской регате в Таллине пятое место в «Звездном классе») и немецкая «Лав» типа «ДБ» («Дехлер Боут»), которой управлял Вилли Дехлер — один из владельцев верфи. Во второй гонке при свежем ветре проявили свои отличные ходовые качества яхты типа «ДБ». Только одно судно другого типа смогло вклиниться в первую шестерку на финише — только что спущенный на воду «Профилен», построенный по проекту Петера Норлина, выступавший под шведским флагом. Конструкция этой яхты была совершенно необычной, однако несмотря на блестящую рекламу изготовившей ее верфи, вызывала большие сомнения у знатоков яхтостроения.
Дело в том, что корпус «Профилена» был обшит алюминиевыми прессованными (экструзионными) профилями, напоминающими доски с выбранными по кромкам шпунтами. Корпус так и обшивался — по редко расставленным рамным шпангоутам укладывались поясья, легко принимающие нужный изгиб. По сравнению с другими 3/4-тонниками, «Профилен» при аналогичных размерениях и остойчивости имел обмерное водоизмещение на 700 кг меньше. Неудивительно, что эта легкая алюминиевая яхта показала неплохие ходовые качества в средний ветер и смогла финишировать в одной из гонок второй, а в другой — шестой.
В 155-мильной гонке, состоявшейся в пасмурную погоду со слабыми ветрами и ограниченной видимостью, яхтам предстояло обогнуть четыре маяка в средней части Финского залива (Таллинский маяк — дважды). Однако с судейского судна, поставленного на якорь около маяка Кальбодагрунд, смогли опознать только 18 участвующих судов.
В десяти милях от финиша лидирующая группа яхт попала в полный штиль и «Солджер Блю», первой завершившей гонку, понадобилось 6 часов для того, чтобы пройти это расстояние. Экипаж «Профилена» сумел реализовать преимущество в ходовых качествах и, обойдя на этом участке несколько соперников, финишировал вторым. По сумме результатов в трех гонках шведы вышли на второе место.
Однако прежде чем этот результат удалось утвердить, весьма спокойная обстановка соревнований была заметно оживлена дискуссией вокруг протеста рулевого французской яхты. Он утверждал, что по крайней мере 9 яхт не обогнуло Кальбодагрунд, который по неизвестным причинам в этот день не работал, как, впрочем, и Таллинский радиомаяк. Жюри заседало 13 часов подряд, опрашивая капитанов всех яхт и пытаясь установить истину. Выяснилось, что большинство рулевых в тумане и мгле действительно не видели маяк, но проложили свой курс с гарантией на его огибание. В итоге протест французов был отклонен.
Казалось, результат очередной — третьей гонки по олимпийскому треугольнику — окончательно определил победителя и призеров: первым ее закончил датский «Солджер Блю», вторым — «Лав», третьим — «Профилен». Однако к моменту старта 270-мильной гонки подул штормовой юго-западный ветер. Это не могло не отразиться на ходе соревнований. Выйдя из шхер, яхты обогнули маяк Хельсинки и с попутным ветром устремились к острову Родшер — второму поворотному знаку. После него началась лавировка против крутой высокой волны с ломающимися гребнями (обычной для этой мелководной части залива), которая закончилась авариями: поломками рангоута, обрывами такелажа. У «Профилен», шедшей в лидирующей группе, появилась сильная течь — не выдержали алюминиевые поясья обшивки. По-видимому, слишком большое расстояние между шпангоутами не обеспечивало жесткость обшивки.
Наиболее стойкими в штормовых условиях оказались датские яхты и экипажи, возглавляемые «Солджер Блю», они заняли первые три места. Всего финишировало только 15 яхт; «Профилен» оказался на 12-м месте.
По итогам гонок звание чемпиона мира в классе 3/4-тонников завоевал экипаж «Солджер Блю» (капитан И. Б. Андерсон).
Яхта «Профилен» и ее конструкция
Шведская яхта оказалась самой легкой среди 3/4-тонников, принимавших участие в чемпионате в Хельсинки. Это удалось достичь благодаря новой конструкции корпуса и технологии его постройки из прессованных алюминиевых профилей, изготовленных специально для этой цели шведской фирмой «Скандинависка Алюминиум Профилер АБ». Для днища и скуловых поясьев применялись полые тонкостенные профили; для бортов и палубы — плоские и широкие профили, включающие по кромкам специальные замки (типа шпунта) для прочного соединения отдельных поясьев. Толщина стенки этих профилей составляла всего 1,5 мм при ширине 100 мм. Утолщения по кромкам в собранном корпусе образовали продольные ребра жесткости, которые по замыслу конструкторов должны были придать обшивке достаточную прочность.
При сборке корпуса профили соединились «в шпунт» при помощи эпоксидного клея АВ-144. Сварка применялась только для крепления обшивки к шпангоутным рамам, собранным из алюминиевых угольников.
Палубные профили представляли собой узкие панели со шпунтом по кромкам и продольными тавровыми ребрами жесткости. Эти же профили были использованы и для сборки рубки. Специальный профиль соединил палубу с бортом; помимо внутреннего таврового продольного ребра, он объединял в себе фальшборт. Получить все эти профили с довольно сложной конфигурацией поперечного сечения удалось методом экструзии — выдавливания размягченного нагревом алюминиевого сплава, находящегося в цилиндре, через отверстие-фильер в его днище, которое имело соответствующую форму.
Пазы обшивки в подводной части были зашпаклеваны эпоксидной шпаклевкой с заполнителем из микросфер, так что по качеству наружной поверхности днище «Профилена» не отличалось от деревянного или обычного металлического корпуса.
По мнению конструктора, одним из достоинств данного метода постройки является возможность контролировать массу корпуса. Этот метод доступен как профессиональной судоверфи, так и любителям.
Испытания «Профилен» в море показали все же недостаточную жесткость профилей, примененных для надводной части обшивки. Для последующих яхт решено изготовить более жесткие профили с увеличенной толщиной стенки и меньшей шириной, а также уменьшить расстояние между шпангоутами, изготовив их более легкими.