Нашу сборную представляли опытные мастера спорта международного класса ленинградцы Алексей Ишутин и Андрей Берницын, Анатолий Чермашенцев из Ногинска, мастер спорта Фердинанд Искандерян из Еревана и дебютант мирового первенства мастер спорта Юрий Лагутин (г. Евпатория). Сразу скажем, все они с первых же гонок не оставили зарубежным гонщикам никаких шансов на победу.
Чемпионом мира стал Алексей Ишутин, в острой борьбе победивший Андрея Берницына. Оба спортсмена в трех заездах набрали по 1100 очков, оба выиграли по две гонки, но А. Ишутину в одной из них удалось показать наивысшую скорость — 121,36 км/час. Это и решило судьбу золотой медали. Лучшая скорость А. Берницына — 1 20,41 км/час. Кстати, на старт четвертой гонки А. Ишутин не вышел, так как досрочно стал чемпионом. По традиции и нового чемпиона, и тренера сборной заслуженного тренера СССР П. Богданова в присутствии тысяч зрителей искупали в прохладной воде Комсомольского озера.
А после этой «ванны» в своем интервью корреспонденту «КиЯ» Алексей Ишутин сказал: «Борьба за высокое чемпионское звание развернулась по существу между мной и моим товарищем по ленинградскому спортивному клубу Андреем Берницыным и получилась сложной и захватывающей. Погода стояла сравнительно тихая, моросил дождь. Правда, при порывах ветра поднималась небольшая волна, мешая развить максимальную скорость. Рисковать же не хотелось: нужно было думать и о командном зачете. Хочу отметить недюжинную волю к победе Андрея. В первой гонке он пришел вторым, а во второй его постигла неудача. В последующих двух Андрей проявил настоящие бойцовские качества и обе выиграл. Таким образом, он догнал меня по очкам, но счастье оказалось на моей стороне — в одном из заездов мне удалось показать лучшую скорость».
Погода, особенно 16 августа, и действительно была переменчива. Главному судье Владимиру Стелинговскому (г. Москва) приходилось дважды останавливать гонки из-за пятибалльных порывов ветра и поднимавшейся волны. Один из лидеров команды Венгрии Волонтер Ласло в третьей гонке не справился с управлением скутера, «взлетел» и получил нулевую оценку.
Упорной была борьба за бронзовую медаль между болгарским гонщиком Марином Мариновым, Манфредом Лотом из Западного Берлина, занявшим в первой и второй гонках 3-е место, и нашим дебютантом Юрием Лагутиным. Показав третий результат в двух заключительных гонках, он буквально вырвал «бронзу» у М. Лота. М. Маринов оказался лишь пятым.
Третье место, несомненно, большой успех Юрия, лишь недавно выдвинувшегося в число лидеров в водно-моторном спорте. 30-летний гонщик победил в этом году на международных соревнованиях в Болгарии и впервые был включен в состав сборной страны. А вот чемпион мира 1982 г., победитель Кубка мира и соревнований «За дружбу и братство» 1986 г. Анатолий Чермашенцев занял на этот раз 8-е место. У Фердинанда Искандеряна — 21-е.
А как выступили известные зарубежные гонщики?
Один из самых именитых и опытных — Ральф Дональ из США. На его счету за 35 лет участия в крупнейших международных соревнованиях множество побед, он неоднократный победитель первенства США. Правда, в предыдущем чемпионате мира американец потерпел неудачу, оказавшись во второй десятке. Р. Дональ пересек Атлантический океан и прибыл в СССР с уверенностью восстановить былую славу. «Я в хорошей форме и готов к конкуренции с любыми соперниками», — заявил гонщик перед стартом. Увы, конкуренции он не составил — заняв 17-е место, вновь очутился во второй десятке.
Манфред Лот из Западного Берлина — чемпион мира 1984 г., серебряный призер чемпионатов мира 1985 и 1986 годов, чемпион Европы 1983 г., неоднократный чемпион мира в классе 0-350. По словам руководителя делегации, именитый гонщик «находится в хорошей спортивной форме и должен справиться с обязанностями лидера». Однако расчет не оправдался. Лот сумел набрать только 409 очков и уступил, как уже говорилось, Юрию Лагутину.
Имя французского спортсмена Пьера Дессертэна хорошо известно специалистам и журналистам, пишущим о водно-моторном спорте. Он неоднократно занимал призовые места в соревнованиях самого высокого ранга, был чемпионом мира. В стартовом протоколе чемпионата мира 1987 г. мы вновь встречаем фамилию Дессертэн. Но звали его не Пьером. Филипп — сын и ученик экс-чемпиона мира. Раньше он успешно занимался мотокроссом, выступал в национальном первенстве Франции. Водно-моторным спортом увлекается три года. На чемпионате Европы в 1986 г. был десятым. Чемпион Франции 1987 г. Дессертэн-старший говорил: «Филипп отлично подготовлен, а новые двигатель и корпус должны помочь ему войти в пятерку лучших на чемпионате мира в СССР». Увы, и этот спортсмен по итогам всех заездов сумел замкнуть лишь третью пятерку, набрав всего 83 очка.
А вот как выглядит итоговая таблица командного первенства: СССР (2200 очков), НРБ (715), ВНР (637), ФРГ (570), ЧССР (140), Франция (83), США (66), Великобритания (28), ПНР (21) и Финляндия (5).
В личном зачете мирового чемпионата награды получили все спортсмены, занявшие с 1-го по 12-е место. Кроме уже названных пяти гонщиков отмечены (в порядке занятых мест) Дьордь Кормаш (Венгрия), Иордан Иорданов (Болгария), Дьордь Чепреги, Габор Балинт, Волонтер Ласло (все трое — Венгрия) и Илия Дмитров (Болгария).
Дружина советских водномоторников закрепила наши позиции на международной арене. После окончания чемпионата мира началось первенство СССР в классе 0-250, для 50 участников которого выступление лучших гонщиков мира стало хорошей школой.
Кстати, судейство на чемпионате обслуживали электронная система «Старт и финиш» фирмы «Омега», мини-компьютер «Роботрон», а также информационная система, созданная общественным КБ ЦК ДОСААФ Казахстана, благодаря чему обеспечивалась оперативность оценки результатов гонок, определения скорости каждого гонщика в заезде и объявления результатов. Четко работало и международное жюри, возглавляемое вице-президентом У ИМ ответственным секретарем Федерации водно-моторного спорта СССР Викентием Русаковым.
Интерес к впервые проводившемуся в СССР чемпионату мира проявило руководство международного водно-моторного союза УИМ. В Тернополь приехали Президент УИМ Ральф Фрелинг (ФРГ) и Почетный президент Поль Ламберте (Бельгия). Ознакомившись с местом проведения чемпионата, организацией судейства и его техническим оснащением, спасательной службой, мероприятиями по обеспечению безопасности гонок, медицинским обслуживанием участников, они дали им очень высокую оценку. Р. Фрелинг предложил председателю медицинской комиссии федерации Н. Я. Дасову сделать доклад по организации обеспечения чемпионатов на совместном заседании международных комиссий УИМ в Брюсселе.
Отвечая на вопрос представителя журнала «Катера и яхты», П. Ламберте отметил активную работу наших представителей в органах УИМ и большой авторитет ФВМС СССР.
Итак, чемпионат мира-87 в классе 0-500 стал историей. Убедительная победа советской команды говорит о многом. Но надо быть близоруким, чтобы не видеть тех трудностей, которые испытывает наш водно-моторный спорт. Главная — низкое качество изготовления корпусов гоночных судов в ЛПО «Патриот» и Шальчининкайском промышленном комбинате ДОСААФ Литвы. Все, о чем говорилось на технической конференции в 1986 г. в г. Кинешме во время финала IX летней спартакиады (см. «Катера и яхты» №125), так и осталось разговором. Результатов не видно. Да и тренерскому совету ФВМС СССР нужно смелее выдвигать в состав сборных команд молодежь, заботиться об обеспечении спортсменов хорошей техникой. Основа сегодняшних успехов — энтузиазм водномоторников и их преданность спорту. Не наступит ли момент, когда одного энтузиазма окажется недостаточно для побед?
П. Грищук, заместитель председателя Федерации водно-моторного спорта СССР.