До самого недавнего времени это считалось недоступной экзотикой, принадлежностью «не нашего» мира: и суперскутера, залепленные разноцветной рекламой, и сотни «лошадей» под капотами, и скорости за двести, и имена прославленных «пилотов», — в общем, все то, что объединяет будоражащее сердца любителей техники слово «Формула». Но тает лед недоверия, привычным становится то, о чем раньше и не мечталось. И, похоже, то сенсационное событие, о котором мы рассказываем сегодня, завтра будет восприниматься как самое обычное дело.
Но сейчас это все же сенсация. В СССР проведен очередной (III) этап чемпионата мира в классе «Формула Гран-При» — престижнейшие международные соревнования, встреча того же уровня, что и гонки в известном классе «Формула-1» в автомобильном спорте. И мало того: в гонках «формул», также впервые в истории мирового водно-моторного спорта, принял участие советский спортсмен — известный ленинградский гонщик Алексей Ишутин.
На три летних дня Минск стал еще одной столицей — водно-моторной. Красочные проспекты и программы обещали проведение целого созвездия представительнейших соревнований. Акватория Чнжовского водохранилища, расположенного среди новых кварталов белорусской столицы, была открыта не только для «формул», но и для привычных скутеров-пятисоток: в этом классе предстояло провести Кубок мира и второй этап чемпионата Союза, а также разыграть приз памяти А. Головина — капитана сборной страны, не так давно трагически погибшего во время гонок в Чехословакии.
На берегах водохранилища раскинулись красочные лагеря участников. Больше всего любопытных собрала, конечно, база «формул». Здесь действительно было на что посмотреть.
При более близком знакомстве с этими супер-машинами начинаешь понимать, почему гонщиков здесь принято именовать пилотами. Навешенный на транец «Формулы» 2-литровый гоночный «Меркюри» мощностью более 300 л. с. способен разогнать скутер до 260 км/ч. Поражает динамика этих «водных болидов» — 100-километрового рубежа они достигают за секунду с небольшим. Такие показатели «не снились» даже автомобильным «формулам», мощность двигателей которых достигает 1000 л. с.
Кстати, шума 300-сильный «Меркюри» даже в форсажном режиме создает не так уж много. По крайней мере, зарубежные гости первое время испуганно вздрагивали, когда на обслуживающей «Казанке» спасатели заводили «Вихрь»-тридцатку.
Нажатием кнопки на руле гонщик может изменить угол установки мотора — в корпусе установлен гидропривод с электрическим насосом. «Нейтрали» гоночные моторы не имеют — сразу после запуска электростартером скутер срывается с места. Для прогрева двигателей перед стартом используются специальные нагрузочные диски, устанавливаемые вместо гребного винта.
Вызывает восхищение продуманность конструкции двигателей, позволяющая очень быстро произвести ремонт или замену деталей. «Меркюри» «раскидывается», как детский конструктор. Для замены редуктора или даже самой моторной головки требуются буквально считанные минуты.
Безопасность гонщиков — вопрос номер один для конструкторов «формул». Каждый скутер оборудован специальной капсулой из углепластика, в которой установлено удобное кресло водителя с привязными ремнями. Капсула не повреждается даже в случае очень серьезной аварии, когда корпус разлетается в щепки. Эти приспособления уже спасли жизнь не одному гонщику.
В случае переворота скутера автоматически надувается баллон-поплавок из синтетической ткани, уложенный в верхней части обтекателя. Его задача — поставить корпус или то, что от него осталось, на ровный киль. Ведь гонщик, оказавшись в воде вниз головой, далеко не всегда может самостоятельно освободиться от привязных ремней и рискует захлебнуться.
Говоря о безопасности, нельзя не упомянуть о спасательной команде «Эспри», сопровождающей гонщиков на всех этапах чемпионата мира — о ней мы уже рассказывали в одном из номеров «КиЯ». Согласно правилам спасатели «Эспри» должны поднять пострадавшего спортсмена на катер в течение двух минут после аварии — в какой бы точке дистанции ни случился инцидент. Только этот жесткий срок гарантирует успех реанимационных мероприятий после происшествия на воде. 150-сильный «Меркюри» позволяет надувному катамарану «Эспри» за считанные секунды долететь до места аварии, опускающаяся в воду аппарель — бережно поднять гонщика в кокпит, а сложная медицинская аппаратура — при необходимости и вернуть его к жизни. К спуску на дно водоема готов водолаз в полном снаряжении. Слово спасателя — закон на гонках «формул».
Каждый скутер снабжен радиосвязью. Один приемопередатчик вмонтирован в шлем гонщика, другой находится у механика.
И вообще различной техникой лагерь участников чемпионата был буквально нашпигован. Здесь было механизировано, электро- и радиофицировано все, что только возможно. Каждый фургон или трейлер для перевозки «формул» представлял собой целую станцию техобслуживания на колесах — с гидравлическими подъемниками, наборами станков, инструментов и приспособлений, солидным запасом запчастей. Предположим, в контактные гнезда на двигателе попала влага. Можно, конечно, вытащить из них провода и подождать, пока они высохнут. Но если вы механик формулы», то откройте лючок в стенке фургона, достаньте воздушный шланг с «пистолетом» и продуйте все щели давлением в несколько атмосфер... В общем, мелочей здесь не бывает.
Петь дифирамбы технической оснащенности участников гонок можно до бесконечности. И, любовно поглаживая любимый «универсальный» ключ 17 на 19, начинаешь мечтать, что и у нас когда-нибудь это тоже будет...
Но вернемся к гонкам. Заявки на участие в минском этапе подали 18 «пилотов» из восьми стран, среди которых были такие звезды гонок на «формулах», как англичане Джонатан Джонс, Стив Кертон, итальянец Гвидо Капеллини и другие. Среди дебютантов — уже упомянутый Алексей Ишутин, швед Томас Эрикссон, финн Паси Хависто и югослав Драголжуб Кокотович.
В нынешнем году организаторы соревнований впервые отошли от привычной схемы, когда победителя определяет сумма результатов, показанных в серии из двух гонок. Вместо этого было решено провести один 45-минутный заезд. Такая система понятнее зрителям, ради которых, собственно говоря, и проводится это шоу на воде. Победителя можно определить сразу, не дожидаясь подсчета очков и скоростей.
Кстати, о зрителях. Тысячи минчан пришли на берега Чижовского водохранилища, чтобы своими глазами увидеть самые быстрые гоночные лодки в мире. Но следить за ходом спортивной борьбы на трассе в течение всех 45 минут смогли жители практически всей Европы — благодаря телевидению, которое является фактором номер один в рекламно-спонсорской программе чемпионата.
Все великолепие «формулы» базируется исключительно на доходах от рекламы. Она здесь везде — на корпусах скутеров, огромных надувных баллонах, установленных повсюду щитах, фургонах, трейлерах, экипировке гонщиков.
Принцип здесь достаточно прост: гонки пользуются популярностью у зрителей, и при помощи телевидения за ними наблюдают миллионы людей. Если разместить рекламную надпись на скутере, она будет «маячить» на экране телевизора в течение всех 45 минут! В результате даже за небольшую наклейку на обтекателе «формулы» можно запросить с рекламодателя весьма кругленькую сумму. Кстати, вопрос о том, выгодно ли спонсорам тратиться на рекламу, вызывает у западной публики некоторое недоумение — действенность рекламы здесь считается чуть ли не законом природы. Такой вот капиталистический хозрасчет. Неплохо бы перенять кое-что и для хозрасчета социалистического. Ведь и у нас можно подыскать много путей для самофинансирования в спорте. Думается, что достижения в этой области могут быть не хуже, чем у «капиталистов».
Соревнования проводились в течение двух дней. В первый день были проведены квалификационные заезды (рейтинг), которые должны были определить места участников на стартовом плоту. Когда гонщиков много, задача рейтинга еще и в том, чтобы отобрать 20 сильнейших для участия в зачетной гонке.
По очереди «формулы» выруливали на трассу и в одиночестве пролетали один круг с максимально возможной-скоростью. Хронометристы с точностью до сотых долей секунды фиксировали затраченное на это время. «На всякий случай» продублировать судей решил один из механиков. Устроившись на краю причала, он то и дело щелкал электронным секундомером, присоединенным витым проводом к черной коробочке размером с сигаретную пачку. Коробочка бесшумно печатала результаты на бумажной ленте.
Первым в квалификационных заездах оказался англичанин Джонатан Джонс — почти двухкилометровый круг он пролетел за 38,42 с. Только на 0,15 с «отстал» от Джонса его соотечественник Стив Кертон. Неожиданностью для специалистов стал успех Пьерджорджио Кьяппо, всего лишь второй раз принимающего участие в гонках «формулы», — итальянец стал в рейтинге третьим. Не подкачал и Алексей Ишутин, показавший далеко не последний результат. Кстати, ему единственному пришлось проводить повторный заезд — в первом он еле успел избежать столкновения с плавающим бревном.
А между тем Алексею впервые предстояло так долго — 45 минут — находиться за рулем «формулы». До этого ему удалось провести лишь несколько коротких тренировок в Италии и принять участие в тренировочных заездах непосредственно перед началом соревнований.
Скутер для Алексея предоставил итальянский гонщик Гвидо Капеллини. Он же выступил и в качестве тренера.
— Ишутин — настоящий профессионал, — сказал Гвидо после окончания рейтинга. — Его умение обращаться с «формулой» растет буквально с каждой минутой. Думаю, что в самое ближайшее время он сможет стать очень опасным соперником.
— Я еще раз убедился, что не зря мы в обход всех существующих правил, в порядке исключения решили выдать Ишутину супер-лицензию, дающую право участвовать в гонках «Формулы Гран-При», — поддержал его президент Всемирного водно-моторного союза (УИМ) Ральф Фрелинг. — Алексей — «пилот» такого класса, что он вполне может обойтись без обязательной для всех остальных дебютантов «школы» в классе «Формула-3».
И вот, наконец, решающий заезд.
Согласно правилам проведения гонок «Формулы Гран-При», все гонщики, участвующие в соревнованиях впервые, принимают старт на 5 с позже более опытных соперников. Так сказать, «фора наоборот», преследующая, прежде всего, цели безопасности. Ведь первый круг, отход от стартового бона — один из самых напряженных моментов гонки.
Взревели моторы и, оставляя пенные стрелы, «формулы» ринулись к первому повороту. Сразу со старта лидерство захватил Кертон. На первом круге ему удалось оторваться от Джонса почти на 8 секунд. Третьим шел англичанин Робин Стоддард, за ним — Майкл Вернер из ФРГ.
У стартового плота «застрял» оранжевый скутер американца Хоуншайна. Отчаянно визжал стартер, но «Меркюри» наотрез отказывался заводиться. Когда лидеры завершали второй круг, мотор, наконец, ожил, и Джим умчался на дистанцию.
На седьмом круге Джонс начал доставать Кертона, а Вернер обошел Стоддарда и стал третьим. Уверенный стиль прославленных гонщиков вызывал восхищение. Они вплотную обходили буи, казалось бы, не снижая скорости, четко находили дорогу среди соперников — и все это на скорости до 140—160 км/ч, в плотной пелене водяных брызг!
На восьмом круге гонку пришлось остановить — Майк Зампарелли на повороте задел правым спонсоном мотор Хоуншайна. Гонщики не пострадали, а вот скутер Майка в безнадежном состоянии был отбуксирован на базу.
Задержка пошла на пользу англичанину Джону Кендрику, который буквально за минуту до столкновения сошел с трассы из-за неисправности двигателя. За время, потребовавшееся для очистки акватории от обломков спонсона, он успел поменять прокладку головки блока и снова вышел на старт.
И опять впереди пара Кертон — Джонс. От остальных участников они оторвались больше, чем на 20 секунд.
В погоню за лидерами устремился Гвидо Капеллини, которого явно не устраивала седьмая позиция. За счет довольно рискованных действий в плотной группе соперников он сумел прорваться на четвертое место. На одном из поворотов он пытался обойти и Вернера. Для этого ему пришлось несколько резче, чем следовало, повернуть штурвал, и... Слишком круто врезавшийся в воду правый спонсон не выдержал, скутер сделал кульбит и с резким хлопком «приводнился» — уже и без левого спонсона. Несколько оглушенного, но целого и невредимого Гвидо быстро доставили в руки медицине. От предложенной валерьянки гонщик отказался и занял место среди зрителей.
И на третьем старте вперед снова вырвался Кертон, хотя Джонс упорно «наступал ему на пятки». Третьим пристроился Стоддард, а четвертым — англичанин Джон Хилл. Вернер, замешкавшийся на старте, быстро продвинулся с седьмого места на пятое и принялся «обрабатывать» Хилла. Джон, в свою очередь, начал атаковать Стоддарда. На 36 круге днище одного из спонсонов не выдержало, и скутер Хилла взлетел в воздух. Сверкая мокрой лысиной и белозубой улыбкой, Джон присоединился к загоравшим на берегу итальянцам, а искалеченный скутер с надувшимся в момент аварии страховочным баллоном осторожно отбуксировали к берегу.
Четвертый старт. На этот раз Кертон оторвался так основательно, что мог мчаться сам по себе, не обращая внимания на соперников — все оставшиеся минуты гоночного времени На второй позиции на этот раз оказался Стоддард, но через три круга его обошел более опытный Джонс.
А что же Ишутин? Алексей к этому моменту остался единственным дебютантом на дистанции — и Эрикссон, и Хависто. и Кокотович были вынуждены отказаться от борьбы из-за технических неисправностей. Не минула чаша сия и нашего гонщика — было понятно, что мотор не тянет. Он издавал тот самый глухой низкий звук, характерный для любого двигателя, не развивающего оборотов при полностью открытой дроссельной заслонке.
Но, тем не менее, с капризничающим мотором Ишутин продолжал накручивать круг за кругом — пусть последним, но не сдаваясь (Потом, после гонки, выяснилось, что в одном из шести цилиндров его «Меркюри» компрессии не было вообще — прогорел поршень, а в другом прибор показал еле-еле половину нормы.)
Чувствовался и вполне понятный недостаток техники управления супер-машиной. Алексей и не пытался ввязываться в «рукопашную» на поворотах, обходил буи по большой дуге.
И вот, наконец, финишная ракета. Стих рев двигателей. Скутера нацелились носами на причал, и только Вернер, заглушив мотор, почему-то быстро выпрыгнул прямо в воду. Что случилось? Как оказалось, в пылу борьбы, прорываясь сквозь строй соперников, Майкл не обратил внимание на то, что топливо из бака хлещет прямо в кокпит. В какой «пороховой бочке» он оказался, гонщик из ФРГ обнаружил лишь на последнем круге. Мужественно закончив заезд, Майкл все же предпочел ретироваться в негорючую жидкость
Искупаться, кстати, пришлось и невезучему Хоуншайну. На одном из поворотов у него в который раз заглох мотор. После очередного прокручивания стартером из-под капота повалил дым, и Джим решил покинуть взбунтовавшийся аппарат.
На пьедестал почета поднялись три англичанина — Стив Кертон, Джонатан Джонс и Робин Стоддард, Пока победители принимали поздравления, мы попросили Алексея Ишутииа поделиться впечатлениями.
— Такие гонки — это тяжелая работа, — признался Алексей. — Без хорошей подготовки, без серьезных тренировок нечего и рассчитывать на результат. Да, меня подвел двигатель, но не думаю, что на данный момент я смог бы выступить лучше. Все-таки первый раз на «формуле». Пока я только учусь. И это очень хорошо, что мне удалось выступить в такой серьезной компании. Надеюсь принять участие и в последующих этапах чемпионата. Думаю, это поможет мне получше освоиться с «формулой», и когда-нибудь я смогу вести борьбу на равных с самыми серьезными соперниками. Но сейчас я рад и тому, что просто принял участие в этих гонках...
Мы попросили Алексея поподробнее рассказать о том, что такое «формула». Он пообещал познакомить любителей водно-моторного спорта с некоторыми техническими подробностями и поделился своими планами — попробовать построить корпус для «формулы» у нас в стране. Читайте об этом в одном из следующих номеров журнала.
Результаты III этапа чемпионата мира в классе «Формула Гран-При» в Минске: 1 — Стив Кертои, Великобритания, 9 очков; 2 — Джонатан Джойс, Великобритания, 6; 3 — Робин Стоддард, Великобритания, 4; 4 — Майкл Вернер, ФРГ, 3; 5 — Дин Сталлард, Великобритания, 2; 6 — Тони Вильямс, Великобритания, 1.
I этап чемпионата проводился в США, в городе Аджусте (штат Джорджия) II июня. Выиграл его легендарный американский гонщик Билл Сиболд. Второе и третье места завоевали его соотечественники Крис Буш и Скотт Джиллман. Гвидо Капеллини стал четвертым.
Победителем II этапа, проходившего 18 июня в Бристольских доках, стал Джонатан Джонс. «Серебро» и «золото» — тоже у англичан. Эти награды завоевали Фил Дагган и Питер Линдеиберг. Четвертое место, как и в Минске, занял Майкл Вернер.
По сумме трех этапов (из II) впереди Джонатан Джонс, набравший 15 очков. По 9 очков у Сиболда и Кертона, по 6 — у Буша, Даггаиа и Вернера.