Ладога встречала эскадру яхт крепким ветром и волной. Для нас, экипажа «Алкиона», этот переход был первым крейсерским плаванием, первым совместным выходом и первым знакомством со своенравным озером. Словом, полный дебют.
Капитан — Леша Чегуров — лишь в этом году оставил класс «470», на котором стал мастером спорта СССР. У него и возникла идея составить экипаж из спортсменов, имеющих опыт выступлений на «олимпийской» дистанции. Дима Бородин попал в экипаж за неделю до гонок, а что касается меня, то я присоединился к ребятам за несколько часов до выхода из Петрокрепости.
В маленькой гавани Новой Ладоги боны были буквально облеплены судами. Побороться за Кубок Ладожского озера собралось 33 яхты из Ленинграда, Москвы, Пскова, Новгорода и Череповца. Соревнования эти проводились второй раз, но организаторы не скрывают надежд на то, что Ладожская регата станет традиционной и будет включена во всесоюзный календарь.
Согласно Положению о соревнованиях хрустальный Кубок Ладоги должен достаться победителю в самом многочисленном классе. Больше всего собралось четвертьтонников — 17. А это означало, что и мы имели шансы получить главный трофей.
Гоночный балл нашей яхты типа «Дюфур» среди участников регаты оказался самым низким. Но уповать на это особенно не приходилось — ведь те же «Конрады-25-Р» за счет большей парусности имели преимущество перед нами, особенно на полных курсах.
Реально оценить ходовые возможности конкурирующих яхт удалось уже в «прологе» — первой гонке по замкнутой дистанции протяженностью 37 миль. Два отрезка в бейдевинд при двухбалльном ветре требовали четкой прокладки на знаки и поддержания максимального хода. К своему удивлению, после второго знака мы лидировали. Но ветер стих, а на фордевинде из-за меньшей энерговооруженности мы стали заметно проигрывать. Поэтому второе место, полученное благодаря гандикапу, мы восприняли как большую удачу.
На следующий день был дан старт самой протяженной гонки — 130 миль по генеральному курсу. К моменту старта наш молодежный экипаж (средний возраст — 22 года) изрядно «постарел», но зато усилился старпомом — Чегуровым-старшим. Юрию Борисовичу, пятнадцать лет назад приведшему сына в яхт-клуб, приходилось теперь исполнять команды Алексея.
Весь день мы лавировали при свежем ветре, стараясь минимально отклоняться от генерального курса и используя малейшие заходы ветра. Перед закатом ветер стих. Огромный оранжевый диск торжественно погрузился в волны. На светлом небосводе едва выделялись два паруса. И больше ни одной яхты.
Гонка продолжалась уже вторые сутки. Ветер установился. Для тех, кто шел по центру или слева, он оказался попутным. Мы медленно продвигались в виду Валаамского архипелага. Тщетно я высматривал в бинокль паруса у острова Малый, который нужно было огибать. Кто мы — лидеры или же отстали на несколько часов? Где же остальные яхты? Неведение всегда мучительно, особенно в штиль. А тут еще откуда-то вынырнувший одинокий спинакер, обогнувший Малый за час до нашей «эскадры»...
Напряжение тех часов трудно передать. И какова же была наша радость, когда, удаляясь от Валаама, насчитали полтора десятка парусов, стягивающихся к поворотной точке.
Наступила ночь, принесшая попутный ветер. Приободренные, к утру преодолели остававшиеся 40 миль. Но придя в гавань, мы с досадой обнаружили там три четвертьтонника. Кроме «Аиды» в бухте Далекой мирно покачивались наш основной конкурент — победитель первой гонки «Арктур», и московский «Ритм». Это он, оказывается, неведомо как «выстрелил» тогда на остров Малый.
А когда судейский катер, наконец, вошел в гавань и были подсчитаны результаты, мы снова возликовали — гандикап, накопленный за сорок часов гонки, с лихвой покрыл наше отставание, благо финишировали мы на пятиузловом ходу.
Старт третьего этапа был дан по истечении контрольного времени предыдущей гонки, невзирая на полный штиль. Многие даже не успели «догрести» до старта. Но к ночи снова подуло и яхты разлетелись в поисках лучшего ветра. На этом этапе проверялась тактическая грамотность гонщиков — ветер все время крутил, делая в ночи невидимые перестановки.
К крохотному островку, который нужно было обогнуть, яхты подошли довольно кучно. Сразу за нами шел «Сокол» — один из главных конкурентов. Оставалось пройти около пятнадцати миль вдоль Валаамского архипелага. На этом отрезке и развернулась борьба, столь похожая на хорошо знакомые нам гонки олимпийских классов, когда на короткой лавировке нужно следить за заходами, усилениями ветра и главное — контролировать соперников. Но Леша Чегуров этим занимается уже пятнадцать лет из своих двадцати пяти, так что, делая поворот за поворотом, мы сохранили свое преимущество.
А в живописной Монастырской бухте кроме «реактивной» «Аиды» оказался «Ритм», выигравший у нас по пересчету около трех минут. Второе место на этом этапе давало нам такой запас очков, что дыхание перехватывало от реальности победы.
Ну а то, что было после старта завершающего этапа, невозможно описать^ буквально каждая яхта почти в течение часа шла со своим ветром. Мы такого еще не видели: один идет под спинакером, а другой, в десяти метрах от него, едва продвигается в бейдевинд! Спинакеры взлетали и убирались, делались повороты, яхты менялись позициями. Со стороны это, наверное, было весьма забавно, но в яхте — только смотри!
Но, наконец, преодолев волшебное притяжение Валаама, яхты легли на генеральный курс — на Новую Ладогу. К ночи раздуло до пяти баллов, где-то стороной проходила гроза. «Алкион» летел, выдавая до 8 узлов под маленьким стакселем. После вахты пришлось отказаться от сна — нужно было работать с парусами и откренивать яхту.
Суханевскую банку мы огибали вместе с «Картерами» — это был наш ветер! Четверть-тонников впереди не видно. И хотя вскоре нас стали настигать паруса преследователей, мы уже знали, что победили!
Хочется особо сказать о яхте «Аида» типа «Поларис» таллинской постройки. Ребята из Новгорода все гонки завершали первыми и с огромным отрывом от остальных. Но ошибка мерителя сделала гоночный балл «Аиды» настолько высоким, что они заняли лишь четвертое место. Правда, им был вручен специальный приз — «Самой быстроходной яхте».
Второе место занял «Арктур». Лишь несколько десятых долей очка отделили наших друзей-соперников от московского «Сокола», получившего третий приз.
Среди полутонников победил ленинградский экипаж яхты «Северное сияние», вторым был московский «Тим», третьей — ленинградская «Несси».
В группе «шестерок» в упорной борьбе победила «Вела» из яхт-клуба ЛенВМБ с экипажем из молодых гонщиков-«финнистов» во главе с Андреем Никандровым.
А мы передавали из рук в руки Большой хрустальный кубок — переходящий приз Ладожской регаты. Нам удалось отобрать этот почетный трофей у москвичей.