Автор книги М. Я. Черненок, издательство «Транспорт», М., 1988 г. Тираж довольно солидный — 150 000 экземпляров. Книга может быть учебником для начинающих судоводителей и справочником для судоводителей более опытных.
Читателям «КиЯ» интересно будет узнать мнение специалиста о новой книге.
Автор поставил перед собой цель: «дать читателям требуемый объем знаний и практических советов, обеспечивающих правильное управление моторными судами и безопасное плавание на них». С этой задачей он в цепом, на мой взгляд, справился. Это главное.
С каждым годом на наших глазах повышаются требования к безопасности плавания, правопорядку на водоемах, охране окружающей среды. И только поэтому отрадным является уже сам факт издания современного учебника для подготовки судоводителей-любителей. Всегда был дефицит на подобную литературу.
Книга имеет много положительных сторон, но гораздо полезнее для судоводителя-любителя сосредоточиться на ее недостатках, чтобы знать их и не совершать ошибок на практике.
Первую главу «Правовые положения», думается, было бы более правильным и естественным начать с информации о соответствующих постановлениях Советов Министров Союза и союзных республик.
Ссыпаясь на Кодекс торгового мореплавания, автор утверждает, что «мощность двигателей, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, может ограничиваться решениями исполкомов Советов народных депутатов там, где это необходимо». Такое право Советам народных депутатов законодателем не предоставлено.
В книге не слишком четко определены важные моменты регистрации. Например, если владелец по каким-либо причинам не может предъявить судно для техосмотра в органы ГИМС РСФСР, ему необходимо представить письменное объяснение отказа и квитанцию об уплате ежегодного налога с транспортных средств (поскольку контроль за уплатой возложен на ГИМС). Вопросы к судоводителям о предоставлении технической документации на судно перед его постройкой со стороны инспекции носят рекомендательный характер и имеют цель исключение конфликтных ситуаций при негодности построенного судна к плаванию из-за конструктивных недостатков, влияющих на безопасность плавания. Эти вопросы становятся требованием при регистрации. При строительстве по чертежам, рекомендуемым журналом «КиЯ», согласования не нужны; при техническом освидетельствовании проверяется только соответствие изделия чертежам.
Автор чересчур категоричен, утверждая что «нельзя строить какие-либо плавсредства с отступлением от существующих государственных стандартов». ГИМС обязана зарегистрировать судно, если гарантируется безопасность плавания.
Несколько замечаний по разделу «Ответственность водителей и владельцев маломерных судов». Начнем с талона, который выдается к удостоверению. Он является лишь носителем информации о совершенных судоводителем правонарушениях и просекается компостером при наложении любого взыскания, предусмотренного Кодексом РСФСР об административных нарушениях. Кстати, при передаче управления судном лицу, не имеющему на это права, наступает обоюдная ответственность — инспектор вправе наложить штраф а размере 30 рублей как на судоводителя, передавшего управление, так и на лицо, управляющее судном, не имея на то права. Право рассматривать дела и налагать административные взыскания за нарушения, предусмотренные статьями упомянутого Кодекса, дано только должностным лицам ГИМС РСФСР.
Существенным недостатком книги является уход от вопросов охраны окружающей среды, игнорирование рекомендаций существующих органов контроля по снижению отрицательного воздействия маломерных судов и их стоянок на экологическую обстановку, отсутствие практических советов, в которых нуждаются новички.
В соответствующих разделах, к сожалению, не уделено внимание парусным, надувным судам, катамаранам, тримаранам. Ни слова не сказано о многочисленной «семье» магнитных компасов, в том числе авиационных, нашедших применение на маломерных судах. Материал по двигателям внутреннего сгорания подан бессистемно, иллюстрирован недостаточно, а вопросы эксплуатации конвертированных стационарных двигателей вообще выпали из поля зрения автора.
Вызывает сомнение необходимость размещения на страницах учебника Правил плавания по ВВП и МППСС-72 в свободном изложении и урезанном, по усмотрению автора, объеме. Думается, что в любом случае, особенно перед экзаменами, судоводитель будет изучать первоисточник.
Много ошибок и неточностей допущено автором при рассмотрении специальных вопросов. Так, совершенно неверным является утверждение, что «а первую очередь следует пеленговать предмет, расположенный по траверзу судна», ибо в этом случае величина изменения пеленга и, соответственно, ошибка в определении места судна будет наибольшей.
Много сентенций вроде: «волны от крупных судов затрудняют движение моторных лодок и катеров, а в некоторых случаях могут даже явиться причиной их затопления» или «устанавливаются маяки обычно с таким расчетом, чтобы с идущего у берега судна одновременно было видно не менее двух маяков». Неискушенный судоводитель-новичок может себе представить частокол из маяков на побережье, воспользовавшись приведенной Здесь же формулой для расчета дальности их видимости.
К курьезам можно отнести предлагаемые автором рекомендации по корректуре прогнозов погоды Гидрометцентра в зависимости от глубины хода рыбы на водоеме, определению места при плавании в тумане по взятым пробам грунта. В недоумении новичок будет рассматривать рисунок подвешенного на поплавке якоря под названием «плавучий якорь» (стр. 30), особенно когда прочтет а тексте, что назначение этого сооружения — «уменьшать дрейф судна при стоянке на больших глубинах».
В заключение необходимо отметить, что объем а цепом полезного учебника мог быть значительно сокращен.
В. Романов, начальник отдела технического надзора и обеспечения ГУ ГИМС РСФСР.