Водные качели
Чтобы активизировать купание, сделать его более привлекательным и полезным, авторы С. М. Яновский и В. Г. Никитин разработали устройство, которое назвали «Водные качели». Оно состоит из двух трубчатых металлических колец 1, соединенных между собой тремя распорками 5. Для изготовления колец используются водопроводные трубы диаметром 42 мм, распорки — из 30-миллиметровых труб. Между кольцами закрепляются профилированные поплавки 2 из пенопласта, обклеенные тканью на эпоксидной смоле. Поверх профилированных поплавков закрепляются дополнительные пенопластовые поплавки 3 меньших размеров, служащие сиденьями. В поплавках 2 сделаны вырезы — ступеньки 6 для ног.
Внизу между поплавками навешиваются на плаву (на мелком месте) балластные плиты 4 общим весом 160—210 кг. На одной из них имеется рымболт для крепления якорного каната.
Все металлические детали устройства грунтуются и окрашиваются дважды водостойкой краской.
Пловцы занимают места на поплавках и, синхронно перемещая свой вес, раскачивают качели. Испытания показали, что предлагаемое устройство устойчиво и безопасно в использовании.
Система питьевой воды
На небольших крейсерских яхтах и катерах вместо цистерн для питьевой воды удобнее использовать алюминиевые 20-литровые канистры. С канистрой можно сходить за водой к источнику.
Хранение воды в отдельных канистрах повышает ее сохранность в свежем виде. Для этой же цели рекомендуется в каждую канистру положить серебряную ложку или монету.
Однако канистры в яхте должны надежно закрепляться для предотвращения перемещений в штормовую погоду. С полной канистрой, весящей более 20 кг, обращаться неудобно, особенно в малой и тесной яхте. Представьте себе, что вам, например, предстоит за сутки налить десяток порций воды!
Все эти неудобства исчезнут, если соорудить простейшую систему подачи воды. Для закрывания канистры мы использовали резиновую пробку, предназначенную для закрывания сливного отверстия ванны, в которой просверлили два отверстия. Жесткие и мягкие трубки использованы от душевой насадки на водопроводный кран. В качестве воздушного насоса использован резиновый мех, применяемый для надувания резиновых лодок. Кран или зажим нужно сделать самим, но можно обойтись и без него. В этом случае нужно иметь в виду, что канистра должна всегда располагаться ниже выходного отверстия трубки Канистры можно располагать в любом положении, но лучше — пробкой вверх.
Одно-два нажатия на насос и кружка наполнена водой!
Ветровое стекло для «Романтики»
В «КиЯ» уже рассказывалось об опыте эксплуатации разборной мотолодки «Романтика» с самодельным ветровым стеклом. Идея, несомненно, удачна, но предложенная конструкция не была лишена и недостатков.
Согласитесь, в маленькую, довольно неустойчивую лодку удобнее входить с носа. Однако жестко закрепленное стекло мешает этому, особенно, если приходится подниматься в лодку из воды.
«Романтика», как известно, предназначена для транспортировки на багажнике легкового автомобиля. Несъемное ветровое стекло и здесь создает неудобства: не позволяет перевозить лодку килем вверх, а при установке ее килем вниз увеличивается сопротивление воздуха и, стало быть, расход топлива автомобилем.
Решить эти проблемы мне помогло складное ветровое стекло, конструкция которого понятна из эскиза. Для его изготовления необходим алюминиевый уголок, оргстекло, длинные «рояльные» петли и крепеж. Перед тем, как устанавливать собранное стекло на лодку, в месте его крепления необходимо приклеить полосу из губчатой резины, которая будет предохранять кокпит от стекающей со стекол и с палубы воды.
Постоянное крепление к палубе имеет петля только одной из передних секций. Остальные при установке стекла в рабочее положение крепятся шпильками с барашковыми гайками или, в крайнем случае, болтами.
Гитов для стакселя
Гитовы — снасти бегучего такелажа на парусных судах, при помощи которых шкотовые углы прямого паруса подтягивались к рею. Их можно с успехом применить и на современных яхтах, например, для обезветривания больших стакселей при поворотах оверштаг или при подходе к берегу.
Практичная проводка гитова представлена на эскизе. К одному из ракс-карабинов стакселя крепится коренной конец гитова 3 из капронового троса и направляющий блок 2. Пропустив трос через кренгельс 4 шкотового угла паруса, его проводят через блок 2 и второй блок, закрепленный за оковку штага на палубе. Ходовой конец гитова 1 проводят в кокпит.
Сделав гитов, уже не нужно будет посылать при поворотах матроса на бак для «раздергивания» шкотов и переноса паруса на другой галс: это можно проделать из кокпита, управляя гитовом и шкотами.
Точка крепления конца 3 должна располагаться на штаге в том месте, где окажется шкотовый угол, если нижнюю шкаторину стакселя приложить к штагу.
Простой фиксатор румпеля
На мотолодках, оборудованных дистанционным управлением, водителю часто, особенно при откидывании мотора, мешает румпель. Снимать же его не разрешает республиканская ГИМС, и резонно, так как случаи отказа ДУ и необходимости быстрого перехода на управление румпелем не так уж редки.
Вопрос может быть решен сравнительно просто: румпель поднимается в вертикальное положение и прижимается к капоту мотора при помощи петли 1 из резинового жгута. В капоте нужно просверлить два отверстия, в которые пропускается жгут; концы его связываются внутри капота. На капот под рукоятку румпеля нужно приклеить кусочек мягкого материала 2 — резины или войлока, что сохранит окраску капота и исключит вибрацию румпеля при работе мотора. Переход с дистанционного на ручное управление в этом случае осуществляется за считанные секунды.
Шпонка из двух частей
Большое количество приспособлений для удаления срезанной шпонки гребного винта у Нептуна» хотя и говорит о развитии творческой мысли, но вряд ли оправдано. Лучшее приспособление для удаления срезанной, и даже не срезанной, шпонки... — отсутствие всяких приспособлений. Просто нужно сделать шпонку из двух половинок. В любых случаях она удаляется легко и быстро.