Якорь, уложенный по-походному на палубе, всегда доставляет неудобства для экипажа. Лучше, если во время швартовки или уборки парусов под ногами будет чистая палуба. Этого можно достичь, сделав палубную нишу для якоря и якорного каната. Если она получается достаточно объемной, то здесь же можно хранить носовой швартов.
Принципиально конструкция ниши может быть выполнена в двух вариантах. В первом из них сначала делается ящик, который затем врезается в палубу. Размеры ящика определяются размерами якоря в сложенном виде и объемом якорного каната или цепи. Важно также, чтобы при монтаже ящика возможно меньше подпалубных балок набора оказались перерезанными. С этой точки зрения нишу лучше сместить к одному из бортов, чтобы не резать мидельвейс.
Для ящика можно использовать фанеру толщиной 12—16 мм, причем надо тщательно склеить детали при помощи эпоксидного клея, снаружи и изнутри оклеить соединения лентами стеклоткани. Дно ящика должно иметь уклон для стока попадающей в него воды.
Собранный ящик тщательно причерчивается к палубному настилу, в котором делается при помощи ножовки аккуратный вырез. Если настил слишком тонкий, то кромки выреза необходимо усилить рейками. Затем ящик плотно (на эпоксидном клею) вставляют в вырез и надежно прикрепляют к палубе.
Все неплотности шпаклюют эпоксидной шпаклевкой, выступающие над настилом кромки ящика сострагивают и зачищают. В самой нижней точке ящика монтирует я штуцер для сливной трубки — шпигата (она может быть металлической, пластмассовой или резинотканевой). Достаточно, если внутренний диаметр трубки будет равен 12 мм. Другой ее конец выводят в борт выше ватерлинии.
Поскольку ящик будет практически всегда сырым, нужно позаботиться о хорошей защите его внутренних поверхностей от влаги. Один из вариантов — покрыть их эпоксидной смолой.
Крышка из толстой фанеры подгоняется таким образом, чтобы она не выступала над настилом палубы и надежно опиралась на стенки ящика. Плотность здесь не важна — ведь ящик самоотливной. Удобно прикрепить крышку на петлях так, чтобы она открывалась в сторону ближайшего борта.
Другой вариант ниши — это устройство подпалубной платформы перед форпиковой переборкой. Платформа тщательно подгоняется к бортам (не забудьте придать ей уклон в нос или корму для стока воды) и приформовывается к ним при помощи мокрых» угольников из стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. Если якорь тяжелый, придется подкрепить переборку и платформу ребрами жесткости. И, конечно, нужно предусмотреть крепления для якоря, чтобы он не перемещался при крене и качке и не смог бы при этом повредить борта.
Необходимо сделать также надежное крепление коренного конца якорного каната или цепи. На деревянном судне это может быть рымболт, установленный на форштевне, привальном брусе или брештуке. При стоянке на якоре канат должен крепиться за прочный битенг или швартовную утку.
Как и в первом варианте, в палубе делается соответствующий вырез, закрываемый крышкой.