Работа «Вихря» на керосине
В «КиЯ» №113 опубликована заметка «Ветерок-12» на керосине». Несколько позднее, в №118 в разделе «Наши консультации» говорится, что двигатель ПМ при определенных условиях (снижении степени сжатия, доработке в системах смазки, охлаждения и смесеобразования) может работать на одном керосине.
Убедительно прошу дать рекомендации по доработке мотора «Вихрь 20» для перевода его на керосин Моя просьба — это не праздное любопытство. У нас в Чебоксарах в окошке заправочной станции для моторных лодок и катеров не редкость дежурная табличка «Сегодня бензина не будет». Так, может быть, выручит керосин?
Судя по редакционной почте, этот вопрос интересует многих владельцев подвесных моторов. Должен, однако, заметить, что хотя эксплуатация ПМ на керосине при определенных условиях возможна, не следует думать, что это будет экономически выгодно.
Необходимым условием является запуск двигателя и прогрев его до нормальной рабочей температуры на обычной бензиновой смеси. Только после этого можно переключать топливную систему на керосин. Мощность двигателя при этом значительно снизится, детали цилиндро-поршневой группы будут интенсивно покрываться слоем нагара и, конечно, задымленность отработавших газов будет значительно больше. Соответственно мотор должен быть оборудован двумя топливными баками — для бензина и керосина, двумя топливными шлангами и переключающим топливо краном. Керосин, конечно, должен быть чистым, а поскольку может быть различных марок (подробно об этом читайте в «КиЯ» №113), содержание масла в нем должно быть, как и в обычной бензиновой топливной смеси.
Масла для смазки редуктора
В «КиЯ» №129 указывается, что для смазки редуктора ПМ «Вихрь» не допускается использовать масло МС-20. Прошу сообщить, возможно ли заполнять редуктор этим маслом с добавлением молибденовой смазки или дисульфида молибдена. Если да. то в каком количестве?
Там же в заметке «Как обкатать мотор» рекомендуется использовать масло М8А для приготовления горючей смеси. Пригодны ли для этой цели масла МС 20 или МС-14?
Применение масла МС-20 в редукторе не рекомендуется, а допускается как исключение, в крайнем, экстренном случае, например, для возвращения на базу при непродолжительной поездке. Ни о каких присадках — молибденовой или дисульфидной — не может быть и речи.
Для приготовления топливной смеси масло МС-14 не пригодно, т. к. не обладает для этого необходимыми свойствами.
Посадочное место маховика
Сообщите, пожалуйста, величину конусности посадочного места маховика на коленвале мотора «Вихрь-М».
Приводим эскиз конуса ступицы маховика (а) и хвостовика коленчатого вала (б).
Следует отметить, что для всех моделей моторов «Вихрь», выпускаемых с 1964 г. по настоящее время, угол конуса коленчатого вала и маховика одинаков.
Диаметры жиклеров карбюратора «Вихря-М»
Прошу сообщить диаметры жиклеров карбюратора ПМ «Вихрь-М».
Карбюратор моторов «Вихрь-М» имеет четыре жиклера:
- главный топливный жиклер ∅1,25 мм;
- жиклер холостого хода ∅0,6 мм;
- жиклер обогащения (подсоса), ∅1,25 мм;
- воздушный жиклер ∅0,4 мм.
Однако следует иметь в виду, что диаметр жиклера доводится при проливке. Основным показателем жиклера является его проливоч-ная характеристика, т. е. пропускная способность в единицу времени.
О замене редуктора на «Вихре-30»
Через Посылторг я приобрел редуктор с передним забором воды в систему охлаждения, однако к моей «тридцатке», выпущенной Пермским моторостроительным заводом им. Я. М. Свердлова. он не подходит — не совпадают отверстия для прохода воды в редукторе и дейдвуде. Как быть?
Моторы «Вихрь-30» до 1 января 1984 г. выпускались по чертежам КМПО им. М. В. Фрунзе на заводах в Куйбышеве и Перми. Моторы и их детали были соответственно взаимозаменяемы.
Однако в 1983 г., перед снятием «Вихря» с производства в г. Перми, там не был внедрен редуктор последней модификации, в результате чего нарушилась взаимозаменяемость этого узла без его небольшой доработки.
Суть доработки заключается в том, что на корпусе редуктора нужно повернуть водяную помпу и пластину под ней вокруг оси на 180°. Для этого необходимо просверлить в корпусе редуктора новое отверстие ∅4+0,75 мм для стопора пластины водопомпы (противоположно имеющемуся) и два отверстия, в которых нарезать резьбу М4X0,7 для крепления водопомпы.
Винт левого вращения на «Вихре»
Возможна ли эксплуатация ПМ «Вихрь-30» на заднем ходу с гребным винтом левого вращения? Не приведет ли это к поломке деталей редуктора?
Длительная эксплуатация мотора «Вихрь» на заднем ходу без серьезной переделки редуктора. связанной с заменой его деталей, невозможна. Редуктор рассчитан только на кратковременное включение «задней скорости».
О соосности втулки верхней головки шатуна
Не является ли нарушением технологии изготовления несовпадение центров внешнего диаметра бронзовой втулки верхней головки шатуна и внутреннего отверстия в ней (см. эскиз). Подобная несоосность встречалась неоднократно при проверке различных коленчатых валов.
Если это не является дефектом, то можно ли вместо такой втулки запрессовывать втулку, изготовленную по чертежу, приведенному в книге «Моторы "Вихрь" на лодке»?
Нарушением технологии это не является, т. к. первоначально производится предварительная расточка диаметров в большой и малой головках, затем запрессовывается не расточенная окончательно бронзовая втулка и только после этого выполняется окончательная расточка внутренних диаметров обеих головой с обеспечением межосевого размера 112±0,05 мм. Поэтому бронзовая втулка может быть разностенной.
Заменять втулку на изготовленную по чертежу, данному в книге «Моторы «Вихрь», можно, но с выполнением указания об окоичательной обработке ∅16+0,040+0,016 мм после запрессовки втулки в головку шатуна и, естественно, с обеспечением межосевого расстояния 112±0,05 мм.
Мощный мотор из двух двигателей «Вихрей»
Мне кажется, что один из простых способов получить мощный лодочный двигатель — это соединить две «головки» от «Вихрей» при помощи зубчатой передачи, как показано на эскизе.
Работоспособна ли такая конструкция и что необходимо учесть при ее реализации?
Автор предлагает на хвостовик коленчатого вала каждого двигателя посадить шестерню и в зацепление с ними ввести центральную шестерню с приводом для снятия мощности.
Подобная схема прорабатывалась в свое время различными авторами и фирмами, но не получила реального воплощения в виде серийных моторов. Главная проблема — сложность обеспечения синхронной работы как шестеренчатых пар. так и обоих двигателей. Конструкция передачи получается весьма сложной и тяжелой.
Замена трансформатора на «Вихре»
Можно ли заменить трансформатор ЦШ5 720.001 на ТЛМ и что при этом нужно переделать?
В электронной бесконтактной системе зажигания МБ-2, которыми комплектуются моторы «Вихрь-электрон», применяются высоковольтные трансформаторы ЦШ.5.720.001, а в контактной системе зажигания МВ-1 (имеющей преры-ватепьный механизм с подвижными и неподвижным контактами) применяются трансформаторы типа ТЛМ. Поскольку в электронной системе зажигания первичный ток значительно выше, высоковольтные трансформаторы здесь имеют меньшее число витков и, следовательно, меньшие габариты по сравнению с ТЛМ.
Замена трансформаторов ЦШ5.720.001 на ТЛМ на моторах с ЭСЗ возможна, никаких ухудшений в работе не будет. Наоборот, поскольку трансформаторы ТЛМ более мощные, ток на свечах зажигания будет сильнее.
Однако при этом необходимо чаще осматривать электроды свечей зажигания и регулировать зазор между ними, поскольку они будут выгорать несколько интенсивнее.
Применение трансформаторов ЦШ5.720.001 в контактной системе зажигания МВ-1 невозможно, поскольку их мощность значительно ниже и ток на электродах свечей оказывается недостаточным для нормального воспламенения топливной смеси.
Трансформаторы ЦШ5.720.001 крепятся к двигателю с помощью кронштейна 4.003-001, а трансформаторы ТЛМ — с помощью кронштейна 4.173-003 (см. эскиз). Места их крепления и крепежные шпильки одинаковы, поэтому замена трансформаторов никаких переделок в моторе не требует.
На вопросы читателей отвечает ГУ ГИМС РСФСР
Согласно порядку регистрации и ежегодного технического освидетельствования маломерных судов владелец судна обязан предъявить в ГИМС технический паспорт, товарные чеки, договор о купле-продаже или документ о наследовании. А как быть тому, кто приобрел лодку не в магазине, а, как говорится, «с рук», а у прежнего хозяина все документы на нее утеряны?
Регистрировать лодку в любом случае необходимо. И надо подойти к такому факту не с формальных позиций. В ГИМС одно обязаны уяснить — не является ли лодка краденой, ведомственной и т. п. А выясняют это следственные органы, куда с соответствующим вопросом обращаются инспекторы ГИМС. При положительном для нового хозяина ответе лодку можно регистрировать.
Несколько лет подряд я беру доверенность у своей жены, чтобы пользоваться моторной лодкой. Мы давно уже — одна семья. И почему бы не перевести лодку на мое имя? Но в ГИМС нас убеждают оформлять договор купли-продажи с соответствующей оплатой комиссионных сборов.
Местной ГИМС ничто не мешает с письменного согласия владелицы моторной лодки, скажем, доставшейся ей по наследству, переоформить документы на имя мужа — выдать судовой билет без лишних затрат и хлопот.