Чем объяснись, что совершенно новый и исправный «Ветерок-12» заводится с трудом, а когда заведется, плохо держит малые обороты, «чихает» и глохнет? На больших оборотах мотор работает нормально.
Неполадки в работе Вашего «Ветерка-12» являются, по всей вероятности, следствием дефектов в системе зажигания.
Прежде всего следует проверить, не вызывается ли плохой запуск и перебои в зажигании заеданием подвижных частей прерывателей. При осмотре надо удалить заусенцы с кромок текстолитовых подушечек, зачистить направляющие пазы для них в основании магнето, смазать оси прерывателей трансформаторным или машинным маслом.
Возможно, на моторе велик угол опережения зажигания, что приводит к калильному зажиганию. О мерах борьбы с калильным зажиганием можно прочесть в сборнике №27 за 1970 г.
Возможная (хотя и редкая) причина неудовлетворительной работы мотора — не устанавливается нормальная величина абриса магнето, которая должна находиться в пределах 5—8°. Изменение величины абриса в процессе эксплуатации мотора происходит из-за выгорания контактов прерывателей или износа текстолитовой подушечки прерывателя. Для уменьшения последнего рекомендуется своевременно добавлять масло в войлочный фитиль, имеющийся на магнето МЛ10-2С.
Проверить правильность установки абриса можно следующим образом: размыкание контактов прерывателя должно происходить в момент, когда центр средней перемычки между башмаками маховика перейдет за центр сердечника катушки на 10—12 мм.
Регулировать абрис можно изменением зазора в прерывателе от 0,3 мм до 0,7 мм или, в крайнем случае, за счет расширения ширины шпоночного паза кулачка. При этом зазор, образовавшийся после распиловки паза, следует заполнить точно подогнанной вставкой.
Почему мотор «Москва-25А» глохнет на максимальных оборотах?
Причин может быть несколько:
1. Неисправность топливной системы — проверяется подкачкой ручным насосом на ходу при исправно работающем карбюраторе.
2. «Горячие» свечи. Перегрев свечи и переход в режим калильного зажигания. Мотор теряет мощность и глохнет. Устраняется заменой свечей зажигания. Можно рекомендовать применение свечей А7.5БС (от автомобиля «Жигули») .
3. Моторы «Москва-25А» и «Москва-30» с карбюраторами К-36Н могут не развивать максимальных оборотов из-за пересортировки дозирующих игл и основных топливных жиклеров на за-воде-изготовителе карбюратора, т. к. этот карбюратор выпускается во многих модификациях. Минимальный диаметр конуса дозирующей иглы 1,82 мм, длина конуса 27 мм; диаметр распылителя 2,6 мм; диаметр основного топливного жиклера 1,64 мм (производительность 460 см3/мин).
Какова разбивка блоков, поршней, шатунов, подшипников, иголок подшипников на размерные и весовые группы? Каковы зазоры в соединении поршень — цилиндр в моторах «Москва-25А» и «Москва-30»?
Блоки цилиндров подвесных лодочных моторов «Москва-25А» и «Москва-30» разбиваются на три размерные группы по диаметру цилиндров. Разница между двумя соседними группами 0,01 мм. Номер группы обозначается ударным цифровым клеймом: 0, 1, 2. Место нанесения клейма — квадратные бонки блока со стороны крышки всасывания.
Поршни моторов разбиваются на три размерные группы и семь весовых групп.
Размерные группы отличаются друг от друга по диаметру на 0,01 мм и обозначаются цифровым клеймом 0, 1, 2 на нижней части дефлектора (со стороны всасывания).
Интервал весовой группы — 3 грамма. Весовые группы обозначаются буквами А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, которые наносятся ударным клеймом в верхней части дефлектора.
Шатуны двигателей разбиваются по диаметру большой головки на две размерные и 12 весовых групп.
Размерные группы отличаются друг от друга на 0,01 мм. Клеймятся они краской на боковой поверхности большой головки. 1-я группа клеймится красной краской, 2-я — зеленой.
Весовые группы отличаются между собой на 2 г. Клеймо группы арабскими цифрами наносится электрографом на боковую поверхность большой головки шатуна, напротив шатунного болта. Двигатель комплектуется поршнями и шатунами одноименной весовой группы.
Разбиваются на две размерные группы по внутреннему диаметру и корпуса среднего подшипника коленвала (дет. М67.26.16.003). Группы отличаются на 0,013 мм и обозначаются химическим клеймом, которое наносится римскими цифрами на наружную цилиндрическую поверхность корпуса.
Иглы шатунного и среднего подшипника разбиваются на две группы. Размер шатунных иголок (3X18). I группа 3,004—3,009; II группа 3,01—3,014.
Шатуны первой размерной группы комплектуются иглами I группы, шатуны второй группы комплектуются иглами II группы.
Иглы среднего подшипника (4X20) имеют следующие размеры: I группа 3,99—3,995; II группа 3,995—4,0.
Соответственно, первая группа корпуса подшипника комплектуется I группой игл, вторая группа корпуса — II группой игл.
Приведенные размерные группы иголок — по чертежам подшипниковых заводов.
При сборке моторов обеспечивается допустимая разница размеров игл в одном подшипнике 0,001 мм за счет их дополнительной сортировки на автомате.
Зазоры в соединении поршень — цилиндр мотора «Москва-25А» по головке — 0,47÷0,49 мм, по юбке — 0,17÷0,19 мм. Для мотора «Москва-30» — по головке — 0,34÷0,36 мм; по юбке — 0,12÷0,14 мм. Такие большие зазоры по головке выбраны из-за того, что моторы предназначены для использования во всех климатических зонах страны.