Запчасти к мотору «Привет»
В «КЯ» №76 рассказывалось о работе Казанского моторостроительного производственного объединения. Главный инженер А. Ф. Павлов говорил об улучшении поставок запасных частей торгующим организациям, о заключении договора предприятия с «Посылторгом». Меня очень волнует этот вопрос, так как я уже в течение года не могу отремонтировать редукторы двух подвесных лодочных моторов «Привет-22». Я искал нужные запчасти в магазинах Киева, Мозыря, Гомеля, Чернигова, но и там их не оказалось.
Хотелось бы узнать, почему за прошедшие четыре года приобрести запасные части к мотору «Привет-22» стало даже сложнее, чем раньше. Что делается по налаживанию серийного выпуска «Привета-25»?
Вопросы, с которыми я обращаюсь к вам, интересуют не только меня. В нашем городке, где проживает 15 тыс. чел., насчитывается около 1000 лодок, причем более 200 из них имеют мотор «Привет».
Мне мотор очень нравится; за шесть сезонов эксплуатации не было ни одного отказа. Ремонтировать пришлось только редуктор.
На вопросы отвечает и. о.генерального директора Казанского моторостроительного ПО А. Павлов.
Наше объединение поставляет запасные части к мотору «Привет-22» согласно заключенным договорам с Татарской базой «Росспорткультторга» и Подольской базой «Посылторга». В 1982 г. мы отправили запасных частей на сумму 111 400 руб. Кроме этого, мы не отказываем тем владельцам «Приветов», которые обращаются непосредственно в адрес нашего объединения, — высылаем запчасти наложенным платежом.
С июня 1982 г. выпуск лодочных моторов всех модификаций на нашем объединении прекращен, однако производство запасных частей будет продолжено с учетом десятилетнего запаса.
Причина перегрева двигателя «Москва-30»
В прошлом году я заменил блок цилиндров на моторе «Москва-30». Теперь буквально через 5—8 с после запуска вода в блоке закипает и выбивает заглушку. Насос работает нормально. При разборке двигателя установить причину перегрева не удалось.
Перегрев двигателя «Москва-30» может быть вызван тем, что выхлопные газы из-за нарушения герметичности прокладок в стыках деталей или через поры в отливке выжимают воду из водяной рубашки. Чтобы определить место прорыва выхлопных газов, блок цилиндров в сборе с головкой и крышкой выхлопа нужно проверить подачей под давлением воды в водяную рубашку.
Перебои в работе системы зажигания
Мой «Ветерок-12» с электронным зажиганием при проверке искры на каждом цилиндре работает нормально, но если его запустить с высоковольтными проводами, подведенными к каждой свече, сразу же начинаются перебои в зажигании. Создается впечатление, что двигатель работает на одном цилиндре и не развивает мощности. Сообщите, пожалуйста, какие могут быть причины?
Прежде всего нужно проверить правильность установки угла опережения зажигания согласно инструкции по эксплуатации. Если он установлен правильно, рекомендуем несколько уменьшить зазор между электродами свечей зажигания. Это улучшит искрообразование в том случае, если намагниченность маховика и коэффициент трансформации катушки Б300 находятся на нижнем пределе.
Свечи зажигания для «Ветерка-8»
С 1965 г. я использую на «Ветерке-8» свечи типа А10Н(АВЧ), однако в каталоге Посылторга 1978 г. указаны свечи А10Н(А11У) и А11Н(А7,5УС). Какие свечи лучше?
В соответствии с ГОСТ 2043—74 «Свечи зажигания искровые» для мотора «Ветерок-8» рекомендуются свечи А10Н (старое обозначение по ГОСТ 2043—54 — А11У), А11Н (А7,5УС) и АП (А15ХС).
Выпускаемые в настоящее время свечн отличаются лучшими электрическими и тепловыми свойствами, большей прочностью и долговечностью за счет применения материалов лучшего качества, более тщательного уплотнения соединений «корпус — сердечник» и «центральный электрод — изолятор», усовершенствования технологии изготовления и др.
Почему не выпускают мотор «Стрела»?
Сообщите, пожалуйста, почему прекращено производство подвесного мотора «Стрела»?
Мотор «Стрела» («ЗИФ-5») с одноцилиндровым двигателем имел повышенную вибрацию и затрудненный запуск. Из-за того, что двигатель не закрывался капотом, шумность его была слишком большой, карбюратор и свечи зажигания не были защищены от попадания воды. На нем не было ряда узлов и систем, присущих современным лодочным моторам (муфты холостого хода, водяного насоса, эффективной подвески с пружинными или резиновыми амортизаторами, одновременного управления поворотом мотора и открытием дроссельной заслонки карбюратора румпелем, демпфера гребного винта).
Как изменить направление вращения двигателя?
У меня есть двухтактный двухцилиндровый двигатель мощностью примерно 20 л. с. от пожарного насоса. Направление вращения коленчатого вала — по часовой стрелке (если смотреть со стороны магнето). Можно ли изменить направление вращения и что для этого нужно?
Для изменения направления вращения двухтактного двигателя надо использовать магнето противоположного вращения и обеспечить необходимое опережение зажигания. Кроме того, в зависимости от конструкции двигателя, могут потребоваться изменения в некоторых деталях (например, в пусковом устройстве).
Бензин для подвесного мотора
Можно ли использовать для приготовления горючей смеси бензин с более высоким октановым числом, чем это указано в инструкции по эксплуатации подвесного мотора? Повысится ли при этом мощность двигателя, требуются ли какие-нибудь переделки, в каком соотношении следует составлять смесь бензина с маслом?
Использование бензина с более высоким октановым числом позволяет повысить мощность двигателя, но при этом следует увеличить степень сжатия — подрезать головку блока цилиндров. Например, номинальный объем камеры сгорания мотора «Ветерок-8» — 12,5—13 см3, действительная степень сжатия — 6. Чтобы уменьшить объем камеры сгорания на 1 см3, с торца головки блока «Ветерка» нужно снять 0,5 мм. При степени сжатия около 7,5 объем камеры сгорания должен составлять примерно 10 см3.
Следует иметь в виду, что увеличение степени сжатия выше определенного предела (7,5—8 для «Ветерка-8») приводит к перегреву свечей зажигания и увеличению тепловых и динамических нагрузок на ряд узлов мотора и, таким образом, отрицательно сказывается на надежности и сроке его службы.
Соотношение бензина и масла в топливной смеси не меняется.
Моторы 1983 года
Накануне нового сезона наша редакция получила довольно много писем, содержащих вопрос; какие новые моторы предложит отечественная промышленность любителям отдыха на воде?
Любителей высоких скоростей должны сразу же огорчить: работы моторостроительных заводов по разработке мощных «Вихрей», «Нептунов» и 50-сильиого «Старта» приостановлены. Самым мощным мотором останется «Вихрь-30», для которого предполагается выпустить два сменных гребных винта — шагом 280 и 300 мм.
В текущем сезоне в магазины страны начнет поступать мотор «Нептун-23», снабженный электронной системой зажигания и новым, более экономичным, карбюратором.
К сожалению, не увеличится ассортимент и маломощных моторов: единственным таким мотором останется двухсильный «Салют» (годовой выпуск всего 7000 шт., если не считать электромоторчик «Форель» (см. «КЯ» №96). с середины года в розничную продажу должен поступить «Салют-3» новой модификации — с электронным зажиганием и отдельным баком.
Опубликованная в «КЯ» №97 статья И. В. Линчевского «Оптическая электронная система зажигания» вызвала большой интерес наших читателей. По просьбе редакции автор сообщает дополнительные сведения о данной системе зажигания.
ЭСЗ с оптическим датчиком может быть выполнена не только на базе промышленной системы зажигания «Электроника-Л», как описано в статье, но и магдино типа MB-1. Для этого необходимо намотать катушки L1 и L2 на два штатных каркаса. Катушка L1 имеет две секции по 200 витков, намотанных проводом ПЭВ-1 диаметром 0,2; катушка L2 — две секции по 2000 витков, намотанных ПЭВ-1 диаметром 0,12 мм. Сначала наматывают катушку L2, затем L1, секции каждой катушки соединяют последовательно.
Оптическим датчиком можно также дополнить бесконтактную ЭСЗ, описание которой дано в «КЯ» №63, №75, но при этом необходимо переделать схему управления тиристором. Элементы прежней схемы R1 и С1 необходимо заменить элементами V4, V7—V10, R3—R6 по схеме рис. 1. Катушки L1 и L2 можно заменить трансформаторами Тр2 к Тр1 соответственно (см. рис. 2).
В описании схемы, опубликованной в «КЯ» №97, допущена опечатка: во второй колонке текста в седьмой строке сверху вместо V7 следует читать V8.
Еще о стационарных двигателях
Необходимость выпуска стационарных моторов для лодок индивидуального пользования не вызывает сомнения у большинства любителей водного туризма. Автор статьи «Стационарный двигатель нужен» (см. «КЯ» №99) предлагает возобновить производство «СМ-225Л». Однако, по мнению некоторых бывших его владельцев, этот двигатель вызывает слишком много хлопот.
А почему бы не возобновить выпуск надежных и экономичных двигателей типа «Л-3», «Л-6», «Л-12». В гавани нашего города Архангельска базируется 980 судов, из них около 200 — водоизмещающие катера с моторами «Л-6/3». По всеобщему признанию, обладатели этого двигателя являются самыми счастливыми людьми на земле.